А. И. Герцен «Сорока-воровка»



А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка» ставит проблему пагубного влияния крепостничества на развитие искусства, подчёркивая, что несвобода, зависимость губят талант, не дают ему развиваться. Автор выступает за творческую и личную свободу служи- телей искусства.

На примере главной героини повести, крепостной актрисы, писатель показал судьбу таланта, попавшего в лапы подлецу и нелепо уничтоженного по его прихоти.

 

Л. Н. Толстой «Люцерн»

В рассказе Л. Н. Толстого «Люцерн» поднимается не только проблема влияния искусства на душу человека, но и проблема человеческого самодовольства, чванства, жадности и способности беспричинно обидеть. Л. Толстой изобразил странствующего нищего певца, играющего на гитаре и поющего песни перед отелем, в котором останавливались только богатые люди.

В этом эпизоде Толстой описал, как «сладострастные слабые аккорды гитары, ... милая, лёгкая мелодия» пленили слушателей. Толпа была восхищена необычайным талантом исполнителя, все молча стояли вокруг певца и внимательно слушали удивительные звуки. Однако когда после исполнения песни странствующий певец три раза попросил у слушателей награду за доставленное удовольствие, то «никто из этой сотни блестяще одетых людей не бросил ему копейки», а многие даже смеялись над ним.

Возмущение писателя неблагодарностью людей чувствуется в каждом слове повести, ведь для Л. Толстого обидеть человека равнозначно преступлению.

Великий писатель маленьким эпизодом смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но и помог ему осознать всю глубину чувств, эмоций которыми может одарить искусство, талант.

 

Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество»

Кроме проблемы семьи, поиска смысла жизни и нравственных исканий в трилогии Л. Н. Толстого, особенно в книгах «Детство» и «Отрочество», отражена проблема влияния искусства на формирование личности ребёнка. Через правдивое изображение истории, наряду с яркими картинами личной жизни героя, писатель неоднократно показывает, как искусство, краски, музыка воздействуют на его эмоциональное состо- яние, характер, нравственные искания.

Поиски личного счастья героя гармонично переплетены с его духовной потребностью в литературе и искусстве. С точки зрения Л. Толстого, искусство предназначено воздействовать, воспитывать человека, делать его лучше.

 

Л. Н. Толстой «Альберт»

Проблеме роли искусства в жизни человека, воспитывающей и возрождающей функции музыки, посвящён рассказ Л. Н. Толстого «Альберт». Писатель показывает нам главного героя — гениального музыканта — во время игры которого зрители, заворожённые игрой, переживают прекрасные, добрые чувства и словно попадают в мир добра и света. Их души согреваются теплом, они вновь обретают давно утраченную способность быть счастливыми.

Рассказ Л. Толстого неоднозначен. Мотивы идеалистического восприятия искусства разбиваются о реальность образа опьяневшего музыканта после концерта. Но ведь то, что музыка Альберта переносила людей в иной, забытый ими мир добра, показывает читателю, как искусство поднимает и очищает человека, трансформирует его душу, обогащает великими духовными ценностями.

Даже Делесов, измученный жизнью человек, под влиянием чарующих звуков скрипки Альберта вновь почувствовал себя молодым и блаженно-счастливым, полным надежд и сил. Вслед за героями рассказа Л. Толстого читатель погружается в удивительный мир красоты и мечты, волнующий и прекрасный, в котором нет места злу, ненависти, зависти и горю.

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» проблема влияния искусства на человека показана через образ Наташи Ростовой, которая пением спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. Музыка вернула ему надежду, вызвала желание жить, смогла воздействовать на лучшие человеческие качества.

 

А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

В рассказе «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехов размышляет о чувствах, которые способно вызвать у человека подлинное искусство. У гробовщика Якова внезапно умирает жена. Он раскаивается в плохом обращении с ней, его начинают мучить угрызения совести. Впервые он задумывается о жизни: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся человеку только один раз, проходит без пользы?»

Герой занят ремеслом, но он не просто мастеровой, а наделён музыкальным даром — играет на скрипке. Яков тяжело заболевает, но он не боится смерти. Осиротевшая скрипка теперь вызывает в нём чувство сожаления. В финале он играет последнюю мелодию, в которой отражены все чувства, владевшие им в то время. Единственным его слушателем был еврей Ротшильд, человек, которого он когда-то так ненавидел. Музыка вызывает слёзы и у Якова, и у Ротшильда. Перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Скрипка становится символом духовного единства людей. После смерти Якова Ротшильд играет сочинённую им мелодию, она звучит скорбно, все окружающие плачут. Таким образом, пробудившееся в человеке чувства продолжает жить в музыке, рождая новые живые эмоции.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!