Внутреннее прощение и освобождение отца
209
прямо сейчас. И процесс пошел. Мы сдвинулись с мертвой точки! Как это прекрасно выразила Мюриэл Рукейзер117 в своем стихотворении «Кете Кольвиц118»:
Что бы случилось, если бы одна женщина рассказала правду о своей жизни? *- Тогда бы мир раскололся."9
Поиск фемининной духовности
Глава 10
117 Мюриэл Рукейзер (1913-1980) - американская поэтесса и политический
деятель. - Примеч. пер.
118 Кете Кольвиц (1867-1945) - немецкий художник-график.- Примеч . пер .
119 Howe and Bass, eds., No More Masks (New York: Doubleday-Anchor Books,
1973), p. 103.
И сейчас мы, женщины-писательницы
и странные чудовища
Все еще ищем в своем сердце сложные ответы, Все еще тешим себя надеждой,
что можем научиться класть руки Более мягко и нежно на горячий песок. Больше ничего не делать, как простые люди Погрузиться на ту глубину,
где поэтесса становится женщиной, Чтобы не от чего было отказываться
и нечему целиком отдаваться, В сиянии чистого света,
исходящего от возлюбленного, В теплом свете, рождающем цвет и плод, И этот великий разум, это солнце - женскую силу.
Мэй Сартон
В начале работы над этой книгой я думала, что глава «Внутреннее прощение и освобождение отца» принесет исцеление от глубокой травмы, мучившей меня много лет. Я надеялась, что боль останется в воспоминаниях о далеком прошлом. Но я испытала совсем другое чувство. Боль стала еще сильнее. Травма оказалась значительно глубже. И я стала более уязвимой и открытой в проявлениях печали и гнева. Таким образом я еще раз пережила травму, порожденную отцовско-дочерними отношениями.
|
|
Когда в состоянии совершенной растерянности я писала существующую тогда в моем воображении как бы последнюю главу книги «Внутреннее прощение и освобождение отца», мне приснилось два сна. Первый - за день или два перед тем, как я начала писать эту главу. Это был страшный сон, и я несколько ча-
Поиск фемининной духовности
211
сов плакала, когда проснулась! Моя первая женщина-аналитик, женщина, которую я любила больше всего на свете и которая была для меня матерью и примером, - в моем сне она умерла. Но перед смертью она послала мне с женщиной-курьером из Европы три лодарка. Главнцм из них был огромный, ручной работы, золотой унитаз, который напоминал кубок или потир120. Этот изысканный дар должен был стоять у меня в гостиной. Еще она прислала мне несколько фотографий, сделанных в то время, когда я впервые пришла на анализ. Третьим подарком были несколько газетных вырезок. Я рыдала и не могла поверить, что это правда. Моя аналитик, которую я любила и которой доверяла больше всех на свете, не могла умереть. Я хотела позвонить в Швейцарию и узнать, так ли это. Однако сон повторялся снова и снова.
|
|
Испытав первый шок, вызванный этим сном, позже я осознала его внутренний символический смысл. Смерть женщины-аналитика, которая стала для меня и матерью, и примером фемининности, оставила меня в одиночестве, наедине с собой. Но у меня были ее подарки. Фотографии напоминали мне о том, как я выглядела, когда только начинала процесс анализа. Вырезки газетных новостей были отчетами о том, что происходило. А прекрасная чаша-унитаз ручной работы была самым величайшим даром, который она могла мне передать, так как он является символом единства «высшего и низшего». Аналитик своим личным примером дала мне возможность выявить, оценить и сохранить ранее отвергнутые части моей личности .~- ярость и слезы, а также подавленную мной тоску по положительной, духовной стороне личности моего отца. В сновидении этот подарок играл важную роль в моей жизни; его следовало поместить в центре дома, в гостиной, а не убирать в самый дальний угол, чтобы о нем забыть. Это сновидение создало для меня образ, позволяющий сформировать и сохранить мою фемининную духовность.
Второй сон приснился мне в день рождения, буквально через несколько дней после того, как я закончила писать главу «Внутреннее прощение и освобождение отца». В этом сновидении я просила женщину-аналитика, у которой я постоянно проходила анализ, подстричь меня и сделать мне такую прическу, чтобы она дол-
|
|
го держалась, шла мне и подчеркивала пышность и красоту волос. Для меня это означало сформировать фемининную идентичность, придав ей особые качества вещественности, долговечности и привлекательности.
Внутреннее прощение и освобождение отца не было завершающим актом в процессе исцеления эмоциональной травмы. Сновидения дали мне понять, что тайна находится не в маскулинности, а в фемининности. Парадоксальность освобождения отца заключалась в том, что в конечном счете мне следовало избавиться от проекции духовности на отца и найти духовность внутри фемининности. Освободить отца означало найти фемининную духовность у себя внутри.
Мне пришло в голову, что моя первоначальная модель исцеления травмы была в какой-то степени маскулинной: я представляла его себе как поступательное движение к цели, без отклонений в стороны, от начала до самого конца. При этом мой собственный опыт всегда говорил о том, что путь трансформации больше похож на винтовую лестницу или спираль. Я каждый раз неизбежно возвращалась к тем же травмам и конфликтам, и каждый раз их переживание казалось мне даже более сильным и мучительным, чем прежде. Разница заключалась в том, что боль продолжалась уже не так долго и в конечном счете я становилась более сильной, мужественной и способной справиться с этими неприятными и болезненными переживаниями.
|
|
То, что страдание может быть ценным, прекрасно выразил Роберт Блай в стихотворении •«Грусть - это что?»:
Грусть - это что? Это - амбар, полный пшеницы, ячменя, кукурузы и слез. Они ссыпаются в отверстие в жернове. Амбар кормит грустью всех птиц. И я себе говорю: «Неужели тебе будет грустно в конце? Давай, радуйся осени, будь стойким, да, будь безмятежным, спокойным, или же расправь свои крылья в долине грусти.121
Моя скорбь в самом деле была хранилищем и сокровищницей, так как раз от раза переживания становились не только более
120 Потир - использующийся в литургии сосуд для освящения вина и совершения причастия в виде чаши на высокой ножке. - Примеч. ред.
212 |
Глава 10
121 Robert Bly, "What is the Sorrow for?" (Неопубликованное стихотворение.)
213 |
Поиск фемининной духовности
глубокими и сильными, но и более непосредственными и радостными. Пройдя очередной круг, я ощущала свою жизнь более гармоничной. Теперь для меня стало очень актуально третье испытание Психеи, которое заключалось в том, чтобы зачерпнуть воду из потока, струившегося с высочайшей горной вершины в глубочайшую впадину подземного мира. Философ Хайдеггер, которого я считаю моим духовным отцом, высказался об этом так: человеческая жизнь вдет по кругу. По его словам, вся наша реальная жизнь измеряется хронометром. При этом мы знаем, что проживаемое нами время в основном нелинейно. Час, который мы проводим, слушая прекрасную музыку, занимаясь любовью, интересной деятельностью или чем-то иным, если нас это сильно увлекает, может быть столь насыщенным, что пролетит в один миг, тогда как пять минут скучной лекции или какого-то бессмысленного времяпровождения могут показаться бесконечностью. Он полагает, что время напоминает вечно движущуюся спираль. Будущее постоянно идет навстречу нам, но оно приходит вместе с нашим прошлым в каждый текущий момент настоящего. В каждый момент времени мы сталкиваемся с таинственными новыми уровнями своей жизни. Мы должны встречать неизвестное будущее, взяв из прошлого все, что уже было сформировано прежде.
Циклическая модель процесса исцеления освободила меня от ожиданий моего Эго, состоящих в том, что если я сделаю последовательно шаги А, В, С,... и т.д., то навсегда решу все проблемы. Идея спирали дала мне более мягкое и реалистичное представление о самой себе и жизненном пути. Я также вспомнила о том, что однажды находила в «И-Цзин» образ трансформации отцовско-дочерней травмы. Гексаграмма, которая мне выпала, называлась «Гэ. Смена» (№49)122, у которой вторая черта изменяется и переходит в Гексаграмму №18, «Исправление [порчи]»123. Эта последняя гексаграмма говорит об изначальном искажении родительского образа. Именно такую работу по исправлению порчи и нужно было проделать.
Гексаграмма «Смена» в основном относится к смене времен года. Смысл этого образа заключается в том, чтобы повесить на стену календарь, и тогда последовательность времен года станет
ясней. «Человек получает власть над этими изменениями в природе, замечая их регулярность и соответственно отмечая промежуток времени»124, тем самым приспосабливаясь, как это необходимо, к каждому времени года. Следовать происходящей в природе смене времен года - образ, взятый из Книги перемен, который дал мне озарение в отношении трансформации отцовско-дочерней травмы и поиска фемининной духовности.
Следуя природной смене времен года у себя внутри, мы должны принять каждое из них со всеми его особенностями. Сейчас, когда я пишу эти строки, стоит осень - и мы наслаждаемся последними яркими красками природной зрелости и уходящим теплом золотого бабьего лета. Но вместе с тем мы предчувствуем-при-ближение холодов, смерти и границ, получаем намек на грядущее новое погружение во тьму, которое будет предшествовать новому радостному возрождению. Наступившая зима - время холода, погружения в себя, в долгую зимнюю спячку, время спокойного ожидания, ведущего не к самой победе, но способного выдержать и вытерпеть темноту. Иногда может ощущаться движение жизни, но никто никогда не знает, сможет ли что-то родиться на свет зимой. В это время нужно поддерживать жизнь саму по себе, ничего не ожидая. А затем приходит весна, из земли появляются на свет первые ростки и на деревьях начинают лопаться и распускаться почки. Казалось бы, этот сезон возможностей легче всего принять, но вместе с тем мы знаем, что весной значительно повышается уровень самоубийств. Если у человека неправильное отношение к зиме, если он с ней боролся и по существу не осознал последовательности цикла возрождения и смерти или, возможно, он слишком глубоко ушел в себя, забыв о смене времен года, тогда может случиться так, что он, не в силах принять новое и испугавшись изменений, будет погружаться в уныние и цепляться за старое. Многие женщины годы своей жизни проводят, потакая депрессии и отчаянию, забывая о новых возможностях, отказываясь вступать в мир и отвергая весну. Весна - это пора пробуждения новых возможностей, и как только они появляются на свет, необходимо их поливать и подкармливать. И вот, наконец, наступает лето - время созревания плодов и сбора урожая, мы радуемся успеху в осуществлении всех возможностей, отстаивая их, и стремимся сохранить семена для будущего года. На мой взгляд, самое главное и
122 И-Цзин. Древняя китайская Книга перемен / [Пер. Ю.К. Щуцкого]. -
М.: Эксмо-Пресс, 2001. - С. 365. - Примеч. пер.
123 Там же, с. 149. - Примеч. пер.
1 Wilhelm, tr., I Ching, p. 190.
214
Глава 10
Поиск фемининной духовности
215
сов плакала, когда проснулась! Моя первая женщина-аналитик, женщина, которую я любила больше всего на свете и которая была для меня матерью и примером, - в моем сне она умерла. Но перед смертью она послала мне с женщиной-курьером из Европы три подарка. Главным из них был огромный, ручной работы, золотой унитаз, который напоминал кубок или потир120. Этот изысканный дар должен был стоять у меня в гостиной. Еще она прислала мне несколько фотографий, сделанных в то время, когда я впервые пришла на анализ. Третьим подарком были несколько газетных вырезок. Я рыдала и не могла поверить, что это правда. Моя аналитик, которую я любила и которой доверяла больше всех на свете, не могла умереть. Я хотела позвонить в Швейцарию и узнать, так ли это. Однако сон повторялся снова и снова.
Испытав первый шок, вызванный этим сном, позже я осознала его внутренний символический смысл. Смерть женщины-аналитика, которая стала для меня и матерью, и примером феминин-ности, оставила меня в одиночестве, наедине с собой. Но у меня были ее подарки. Фотографии напоминали мне о том, как я выглядела, когда только начинала процесс анализа. Вырезки газетных новостей были отчетами о том, что происходило. А прекрасная чаша-унитаз ручной работы была самым величайшим даром, который она могла мне передать, так как он является символом единства «высшего и низшего». Аналитик своим личным примером дала мне возможность выявить, оценить и сохранить ранее отвергнутые части моей личности .- ярость и слезы, а также подавленную мной тоску по положительной, духовной стороне личности моего отца. В сновидении этот подарок играл важную роль в моей жизни; его следовало поместить в центре дома, в гостиной, а не убирать в самый дальний угол, чтобы о нем забыть. Это сновидение создало для меня образ, позволяющий сформировать и сохранить мою фемининную духовность.
Второй сон приснился мне в день рождения, буквально через несколько дней после того, как я закончила писать главу «Внутреннее прощение и освобождение отца». В этом сновидении я просила женщину-аналитика, у которой я постоянно проходила анализ, подстричь меня и сделать мне такую прическу, чтобы она дол-
го держалась, шла мне и подчеркивала пышность и красоту волос. Для меня это означало сформировать фемининную идентичность, придав ей особые качества вещественности, долговечности и привлекательности.
Внутреннее прощение и освобождение отца не было завершающим актом в процессе исцеления эмоциональной травмы. Сновидения дали мне понять, что тайна находится не в маскулинности, а в фемининности. Парадоксальность освобождения отца заключалась в том, что в конечном счете мне следовало избавиться от проекции духовности на отца и найти духовность внутри фемининности. Освободить отца означало найти фемининную духовность у себя внутри.
Мне пришло в голову, что моя первоначальная модель исцеления травмы была в какой-то степени маскулинной: я представляла его себе как поступательное движение к цели, без отклонений в стороны, от начала до самого конца. При этом мой собственный опыт всегда говорил о том, что путь трансформации больше похож на винтовую лестницу или спираль. Я каждый раз неизбежно возвращалась к тем же травмам и конфликтам, и каждый раз их переживание казалось мне даже более сильным и мучительным, чем прежде. Разница заключалась в том, что боль продолжалась уже не так долго и в конечном счете я становилась более сильной, мужественной и способной справиться с этими неприятными и болезненными переживаниями.
То, что страдание может быть ценным, прекрасно выразил Роберт Блай в стихотворении «Грусть - это что?»:
Грусть - это что? Это - амбар, полный пшеницы, ячменя, кукурузы и слез. Они ссыпаются в отверстие в жернове. Амбар кормит грустью всех птиц. И я себе говорю: «Неужели тебе будет грустно в конце? Давай, радуйся осени, будь стойким, да, будь безмятежным, спокойным, или же расправь свои крылья в долине грусти.121
Моя скорбь в самом деле была хранилищем и сокровищницей, так как раз от раза переживания становились не только более
120 Потир - использующийся в литургии сосуд для освящения вина и совершения причастия в виде чаши на высокой ножке. - Примеч. ред.
121 Robert Bly, "What is the Sorrow for?" (Неопубликованное стихотворение.)
212
Глава 10
Поиск фемининной духовности
213
самое сложное для женщины в современном мире - быть тем, кто она есть на самом деле, принимая свет и тьму и наступление новых времен года Травма тоже является частью наших переживаний. Поэтому мы должны научиться принимать жизнь вместе с этой трармой и при этом ^искать новые возможности исцеления. Это требует активных усилий, настойчивости, чтобы добраться до глубин своей души и выражать себя, слушать и говорить, исходя из своего фемининного переживания.
Читая сказку «Отважная девушка», я была поражена тем, что героине было необходимо носить мужскую одежду, чтобы достать целебное снадобье, способное вылечить слепоту ее отца. Другие женщины-героини, такие как, например, Жанна д'Арк, также чувствовали необходимость переодеваться в мужскую одежду, чтобы достичь определенной цели. Сознательное «облачение» в мужскую одежду отличается от ношения «панциря амазонки». Ибо, если костюм для маскировки выбран сознательно, от него столь же сознательно избавляются. Иногда женщине просто необходимо надеть мужскую одежду, чтобы себя спасти, если она хочет вступить в мир и утвердить фемининные ценности. Мне вспоминается Розалинда, героиня комедии Шекспира «Как вам это понравится». Ей пришлось маскироваться, чтобы спасти свою жизнь от злых козней Фредерика, который изгнал ее отца-герцога. И она решила остаться, переодевшись в мужское платье, чтобы испытать любовь Орландо вместо того, чтобы пытаться его соблазнить, став мишенью для его фемининных проекций. Если женщина скрывается под личиной мужчины, она может увидеть, как ее потенциальный возлюбленный ведет себя по отношению к ней как к другу. Она также может увидеть, как ее работа рассматривается с точки зрения культуры в отсутствие коллективных проекций, которые всегда были на нее направлены. Как говорит Розалинда, собираясь надеть мужское платье:
Увы! Но как нам, девушкам, опасно Одним пускаться в путь! Ведь красота Сильней, чем золото, влечет воров.
....Не лучше ль
Вот что: я ростом очень высока -В мужское платье я переоденусь! Привешу сбоку я короткий меч,
Рогатину возьму: тогда пусть в сердце Какой угодно женский страх таится -Мы примем вид воинственный и гордый, Как многие трусливые мужчины-, Что робость прикрывают смелым видом.123
Хотя я считаю это необходимым шагом в освобождении жен-. щины, по моим ощущениям, сейчас наступило время, когда женщины могут носить и свое собственное платье и говорить, не стесняясь своей фемининной мудрости и силы. Так что же такое фе-мининность? Я не думаю, что мы сможем найти точное определение. Но мы можем ее чувствовать и из своих ощущений попытаться выразить ее в символах и образах и в тех формах искусства, через которые мы можем проникнуть в таинство этого ощущения и при этом каким-то образом придать ему какую бы то ни было форму. Недавно одна женщина мне сказала, что она впервые жизни ощутила, что такое фемининность. Но она не могла выразить это словами. У нее еще не родились никакие слова и никакие образы. Но она по-прежнему не отвергала ценность, интенсивность и осознание этого ощущения. Сложность, с которой сталкиваются сегодня женщины, - это не только быть открытой ощущению феминин-ности, но и попытаться по-своему его выразить.
Недавно я попросила слушателей моего курса описать их образное представление и ощущение фемининной духовности. Те же учащиеся ранее записывали свои фантазии о хорошем отце. Им это было не сложно, и их описания положительного отца были поразительно похожи. Но когда пришло время описать фемининную духовность, они впервые столкнулись с трудностями. Описания были совершенно разными. Общее заключалось в том, что ни одна из этих женщин не почувствовала, что может использовать в качестве модели свою мать. Им пришлось обратиться к себе и попытаться прислушаться к своему собственному ощущению.
Женщины начинают осознавать, что «фемининность» ранее определили мужчины - через свои осознанные ожидания, что женщина может или не может делать, а также через бессознательные проекции на женщин. Это привело к искаженному взгляду не
125 As You Like It , act 1, sc. 3. (В рус. переводе: Шекспир У. Как вам это понравится // Шекспир У. Как вам это понравится. Двенадцатая ночь. Конец -делу венец / Пер. Т.Л. Щепкиной-Куперник. - М.: ACT, 2001.)
Г
216
Глава 10
Поиск фемининной духовности
217
только на женщин, но и на внутреннюю фемининность мужчин. Сначала женщинам нужно осознать эти определения и проекции и сказать, какие из них имеют к ним отношение, а какие нет. В этом им могли бы помочь мужчины. Ибо если они чувствительны к фемининностн и достаточно чутки, то их взгляд на фемининность был бы удачным дополнением к тому, как понимают ее женщины. Райнер Мария Рильке был очень чувствительным к фемининной сфере и больше века тому назад заметил в фемининной духовности множество особых, характерных черт. Но в конечном счете женщины должны рассказывать свои истории, делиться собственным опытом, не бояться выражать чувства, при этом осознавая их универсальность.
Если женщины будут ощущать себя уверенно и ценить то, что считают важным в жизни, то тем самым они будут также способствовать исцелению маскулинности. Внутренняя маскулинность женщин, маскулинность самих мужчин и маскулинность, присущая культуре, также глубоко травмирована из-за ее искаженного отношения к фемининности. Рассмотрим следующий сон женщины, у которой были нарушены отношения с отцом.
Я вижу себя сиделкой в больнице. Больной - привлекательный мужчина - лежит в кровати. У него нет левой руки. Но его отсутствующая рука вызывает ощущение не уродства или неполноценности, а какой-то магии. По его указанию я приставляю ему руку. Единственное чувство, которое я испытываю, - это любовь. Я проснулась, ощущая, что все исполнилось.
Сновидение показывает этой женщине, что она обладает силой, способной исцелить ее внутреннюю маскулинность. У нее была травма из-за нарушенных отношений с отцом, что накладывало отпечаток на ее отношение к маскулинности, но несмотря на это она обладала внутренней силой, способной исцелить эту травму. В этом случае исцеление происходит благодаря соединению ее собственных усилий с усилиями мужчины.
Другой сон, который приснился мужчине, показывает, что сила фемининности способна исцелить травмированную маскулинность у любого отдельно взятого мужчины и всю западную культуру в целом. Сновидцем был эмоционально теплый мужчина, находившийся в контакте со своими чувствами, который придавал очень высокую ценность и женской, и своей внутренней фе-
мининности. В сновидении раскрывается травма маскулинности, существующая на архетипическом уровне, а также ее воздействие на нашу культуру.
Я направляюсь к дому незнакомой мне женщины-брюнетки. Я испытываю к этой женщине похогливое влечение, и у меня в голове только секс. Как только она открыла дверь, я сразу понял, что она совершенно необычный человек и что мне нужно много чему у нее научиться. Но я все равно спросил у нее, не возражает ли она против того, чтобы заняться любовью. Она посмотрела на меня, словно хотела сказать: «Хорошо, если ты только это умеешь». Затем картина изменилась, и я оказался на похоронах президента Кеннеди. Его тело в гробу было расчленено, так что руки и ноги лежали отдельно. Неожиданно эта темноволосая женщина выступила вперед и, соединив вместе все части его тела, исцелила его.
В этом сновидении раскрывается тайна маскулинности. Здесь присутствует исцеляющая сила фемининности, которую символизирует неизвестная темноволосая женщина, но сначала сновидец ее не признает и относится к ней с позиций прежнего маскулинного отношения к женщине, то есть возможности сексуального обладания ею. Но при этом он в глубине души понимает, что женщина обладает чем-то большим, чем то, что может ему предложить. Освобождающая энергия фемининного исцеления драматически проявляется в конце сна, когда неизвестная женщина собирает воедино все части расчлененного тела президента, традиционно воплощающего верховную власть в стране.
Сновидец получает напоминание, что ему следует признать силу фемининного исцеления, существующую в античной мифологии. Согласно древнеегипетскому мифу богиня Исида, царица Египта, нашла части расчлененного тела своего мужа, царя Осириса, и, сложив их вместе, оживила и исцелила его. Отсутствовала лишь одна часть его тела - его фаллос. Но Исида изготовила Осирису из дерева новый фаллос. Здесь я вижу аналогию со сказкой «Девушка-безручка». У нее были отрублены руки, и мужчина сделал ей искусственные серебряные руки," а благодаря тому, что она сумела принять скорбь, у нее снова выросли ее собственные руки. Точно так же в египетском мифе творческой силе Осириса для восстановления потребовалась помощь женщины. В нашу эпоху технократии, с ее сосредоточенностью на материаль-
218
Глава 10
Поиск фемининной духовности
219
ных достижениях и власти, создается представление о том, что творческий фаллос исчез, и мужчины, одержимые собственническими устремлениями, принесли в жертву дьяволу своих внутренних дочерей. Зачастую они боятся признать свои травмы и теряют способность плакать. Фемининная духовность способна мужественно противостоять травме и, воспользовавшись силой ярости и слез, исцелить ее. Она признает силу природного цикла, сезонных изменений роста и развития и земной способности женщины принимать в себя и взращивать новые семена творчества.
Содержание
Выражение благодарности
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!