Публицистика войны за независимость США.



Вторая половина 18 века - время наивысшего за всю колониальную эпоху расцвета публ-ки. Идеология Просвещения стала теорет основой, на кот строили аргументацию Томас Пейн, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Дикинсон, Джеймс Отис, Сэмюэль и Джон Адамсы, Патрик Генри. Заслугой американской публ-ки было то, что она подготовила революцию американского сознания, кот предшествовала Войне за независимость. Борьба идей в полит и общ жизни Америки достигла наивысшей остроты в 1765-1775 годах. Кризисное состояние американского общества благоприятствовало развитию публ-ки как средства быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию, способа выражения противоположных точек зрения. Наиболее распростр жанрами публ-ки революционной поры были трактаты, проповеди, речи, серии писем, опубликованные в виде памфлета, воззвания циркуляры, рассылавшиеся корреспондентскими комитетами, резолюции собраний, обращения, призывы, листовки. Самым емким из них был трактат. До июля 1775 года в Америке появилось 400 памфлетов, а к 1783 их насчитывалось уже около полутора тысяч. Обычно трактаты печатались в виде брошюры в 10-15 листов. Они были вполне доступны - цена их не превышала двух шиллингов. Газеты также помогали распространению этого жанра - к 1775 г. в Америке их было уже 38.
Публицисты широко использовали риторические приемы и образы, восходящие к традиционным для американцев представлениям о своей стране как о “Эдеме среди пустыни”, “земле обетованной”. В памфлетах и прокламациях поколение американцев, жившее в 60 - 70е годы 18 века, провозглашалось орудием Бога в освобождении миллионов людей из рабства и пленения. В поисках параллелей писатели обращались к Ветхому завету. Томас Пейн (1737-1809 гг.) Энтузиазм литературы периода борьбы за независимость нашел свое отражение в памфлетах, являвшихся самой популярной формой полит лит-ры того времени. В этот период было опубликовано более 2000 памфлетов. Они приводили в восхищение патриотов и представляли собой угрозу лоялистам; памфлеты служили своего рода драматическими произведениями, поскольку их часто публично зачитывали для того, чтобы наэлектризовать аудиторию. Американские солдаты читали их вслух в лагерях; сторонники английского владычества на глазах у всех разводили из них костры. Сто тысяч экземпляров памфлета Томаса Пейна "Здравый смысл" были распроданы в первые три месяца после его публикации. Он и теперь приводит в волнение читателей. "Дело Америки во многом является делом всего человечества", писал Пейн, выражая идею американской исключительности, которая до сих пор пользуется большой популярностью в США. Она заключается в том, что, поскольку Америка представляет собой эксперимент в области демократии, страну, теоретически открытую всем иммигрантам, в определенном, основополагающем смысле судьба Америки предвосхищает судьбу всего человечества. В период борьбы за независимость в Америке читалось больше газет, чем в какой-либо другой стране мира. Наличие иммиграции также диктовало им простоту стиля. Ясность имела очень большое значение для новоприбывших, у кот английский мог быть вторым языком.

Проект Декларации независимости, написанный Томасом Джефферсоном (1743-1826), ясен и логичен. Декларация объявляла об отделении колоний от метрополии и образовании нового самостоятельного государства — Соединённых Штатов Америки. Декларация противопоставила господствовавшей в то время теории божественного происхождения власти идею суверенитета народа, его право на революцию, провозглашала равенство всех людей перед законом и их неотъемлемые права на "жизнь, свободу и стремление к счастью". "Записки федералиста", написанные в поддержку Конституции, также представляют собой понятные, логически построенные доводы, пригодные для обсуждения в демократическом обществе. Также его «Билль об установлении религиозной свободы».

 

Церковные публицисты христианского Запада IV века.

Амвросий Медиоланский (340-397) родился в знатной римской семье и, получив юридическое образование, стал судебным оратором. Вскоре после принятия крещения он был избран епископом в Милане (Медиолане) и там прославился разнообразными проповедями, нацеленными прежде всего на ослабление язычества, борьбу с ересями, утверждение среди своей паствы строгих нравственных правил. По авторитету и влиянию на Западе Амвросий Медиоланский сопоставим с Василием Великим и Иоанном Златоустом на Востоке. «Письмо об алтаре Победы» - В 380 году он употребил всё свое влияние на императора Запада Грациана, чтобы, несмотря на протесты языческой части аристократии, из зала римского сената была убрана статуя Победы. В тогдашнем Риме к христианству относились как к прогрессивной религии, а язычество, которого всё еще придерживались многие, ассоциировалось с ретроградством, символом которого и оказалась статуя Победы. Тщетно пытался сенатор Симмах в красноречивой, свидетельствующей о широте взглядов, речи защищать язычество и связанную с ним романтическую приверженность античным ценностям. В пылком ответном письме императору Амвросий резко протестует и призывает к полному прекращению всякой поддержки язычества. В писаниях Амвросия немало достоинств, но философское и богословское образование его было недостаточным, не было у него ни силы богословской мысли, ни творческого воображения, какими прославился его ученик Августин. Писал он наскоро, затертыми фразами. Он был слишком занят своими пастырскими делами, чтобы оттачивать слог и создавать образцовое произведение изящной словесности. В писаниях Амвросия основное внимание уделено вопросам этическим. Он не вдается в метафизические тонкости, а выступает, скорее, как человек практический. Амвросий знал, что современное ему общество нельзя назвать вполне христианским. Он взялся реформировать нравы, указывая на евангельские образцы. Он дал Западу первый трактат о христианской этике – "О должностях служителей" (нечто вроде руководства для священнослужителей), где многое, даже название, заимствовал у Цицерона. Вдохновляясь трудами великого оратора, он старался перетолковать его на христианский манер.

Иероним Стридонский (340-420). На Иеронима большое влияние оказало полученное в Риме гуманитарное образование. Первым примером юноше служило творчество Цицерона. Приняв иночество, Иероним продолжил учебу, отдавая предпочтение изучению греческого, а затем еврейского языков. Главным итогом этих трудов стал перевод Нового Завета на латынь, который получил название Вульгата. Затем Иероним перевел Ветхий Завет. Кабинетную ученость Иероним умело сочетал с активной публицистической и проповеднической деятельностью. До нас дошло около двухсот его писем. Иероним организовал в Риме женский кружок, в котором знатные матроны изучали под его руководством Библию. Умер Иероним в глубокой старости, что было редкостью для таких ярких и темпераментных проповедников, как он. «Письмо к магну, великому оратору города Рима».

Блаженный Августин (354-430). "О ГРАДЕ БОЖЬЕМ" - одно из важнейших сочинений Августина Блаженного (датировка написания: 413-427). В книге была осуществлена нетрадиционная разработка проблемы периодизации исторического процесса. По мысли Августина, "два града - нечестивцев и праведников - существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно". Люди, живущие в Боге, вместе образуют "Град Божий", или "Град небесный"; прочие - "Град Земной". По мысли Августина, "две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный - любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая - Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога". Оба града имеют своих посланников на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ.

 

 

 

Билет № 20


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!