Метапрограмма «предпочтение прошлому, настоящему или будущему»



(М. Гордеев)

Когда мы рождались, у нас было только настоящее, и много будущего. По мере течения жизни количество будущего уменьшается, прошлого – увеличивается. Очень часто возраст связывается с определенным поведением. В молодости мы говорим: «В таком возрасте мы будет делать то-то, уметь то-то. В таком-то возрасте я буду академиком и т.д.» Мы планируем. Но когда человек проходит юность и преходит в зрелость, его взгляд все чаще идет в прошлое. В старости сложно заглядывать в будущее. Как правило, люди пожилые смотрят в прошлое. Возраст, несомненно, - это один из важных элементов в предпочтении прошлого, настоящего или будущего, но может быть и много других факторов.

На чем основывается наша убежденность? На прошлом опыте? на том, как мы чувствуем себя сейчас? На тех возможностях, которые даст нам этот результат в будущем? Если человек говорит: «Это даст мне возможность построить лучшее будущее. Я копаю узкоколейку, чтобы будущим поколениям было светло жить при коммунизме», – это явное предпочтение будущеего. А если говорит: «Я знаю в мое время это было именно так. Тогда это было очень хорошо», -- это предпочтение прошлого.

Если брать человека прошлого, он делает настоящее ради прошлого: собирает фотографии, ходит на демонстрации. Как правило, он знает, какими должны быть события, деревья, вещи. Очень важно, чтобы это сравнивалось с тем, как это было обычно. Может быть хуже или лучше, но главное – чтобы сравнивалось с тем, как это было раньше. Глаголы – прошедшего времени. Как правило, эти люди очен консервативны, причем консервативны не только пожилые люди, но и молодые. Часто консервативность отражается в выборе проффесии. Среди них часто встречаются терапевты, психотерапевты, педагоги, врачи. В их словах часто звучат причинно-следственные связи: «потому что это было так», «сегодня со мной было то-то и то-то», и т.д.

Человек, ориентированный на настоящее пребывает в состоянии «здесь и сейчас» (гештальт). Самое важное – это то, что происходит сейчас. Я должен жить этой минутой. секундой. Так жить и надо. Только в настоящем я могу видеть, слышать, чувствовать. Для него важно настоящее. Девизом может быть фраза: «Живем только сегодня, только один раз». Как правило, это люди, котоыре привыкли что-то делать, поизводить, содавать. Часто это люди очень активные, но их активность состоит в том, чтобыдатть им какие-то определенные ощущения. Ради настоящего они могут отбросить и прошлое, и будущее, если этого требует настоящий момент (субординация времени). Человек готов поступиться сегодняшним ради будущего: «Остановись мнговенье! Ты прекрасно!» Часто, оаисывая какое-то событие, он описывает его дискретно, в настоящем времени, как определеную цепочку, где каждое звено имеет завершенность: «Было так. Произошло это, это, это». Он не скажет: «Благодаря тому, что произошо вот это, должно было произойти вот это». Как правило, язык такого человека конкретен и глаголы произносятся в настоящем времени.

Человек. оринетированый на будущее – в большей степени максималист. Он подчеркивает важность планирования будущего, ожиданий, важность того, что прозойдет. «Подумаешь, что сегодня плохо! Главное, чтобы воайны не было!» «Подумаешь, я младший научный сотрудник! Я мог бы в другом месте заработать в 10 раз больше. Но я хочу стать академиком. Ради этого я готов работать и терпеть» Как правило, о настоящем или прошлом человек говорит с диссоциированной позиции. Это часто могут быть мечтатели, философы, люди науки, «вневременные» люди. Они работают на будущее. Они могут трудиться ради счастья во всем мире. Для них характерна высокая степень укрупнения. Настоящее и прошлое человек сравнивает с имеющимися у него ожиданиями, с тем, что же будет в будущем. В его речи также слышны причинно-следственные связи, но причина здесь, как правило, находится в настоящем, а следствие – в будущем. «Поскольку я занимаюсь нынешей работой, я стану академиком». Жизнь такому человеку кажется длинной, бесконечной. Часто таким людям сложно построить временные рамки – это более характерно для людей настоящего. Люди «будущего» не ориентированы на дискретность. Будущее далеко, оно идет «на взлет». Я «взлечу», и мне будет очень хорошо.

Как сочетаются метапрограмма «прошлое, настоящее, будущее» с метапрограммой «активный – рефлексивный»?

Активный человек, которого активизирует прошлое. «Тогда было лучше!» – человек активно готов поддерживать эту идею. Эти люди активно ходят на демонстрации. Они воюют за свою жизнь, которая должна быть такой, какой она была в прошом. Он может «воевать» за свое здоровье, может его поддерживать. Но чаще всего он будет больше ходить по врачам. Потому что здоровье– это настоящее.

Пара «активный-настоящее». Легендарный армейский прапорщик из анегдота. Прапорщик хорош с гештальтом. Он активно будет делать что-то здесь и сейчас. Он не обязательно ориентирован на прошлый опыт. Активно ориентированный на прошлый опыт – человек умный. «Активный-будущее» – идеалист, подвижнк. «Активный-настоящее» – человек, который пришел поесть. Он стремтся активно жить в настоящем – чтобы было чувственно хорошо. По приципу рекламы фирмы Данон: «Пусть весь мир подождет!» Мне хорошо в настоящем!

«Активный-будущее»: «Через 4 года здесь будет город-сад!» Если бы люди ориентировались на настоящее, они бы бросили это дело. Очень многие длюди активны ради будущего. У нас есть образ будущего. Мы стремимся к нему. Сегданя мы активны, чтобы обеспечить воображаемое будущее. Сегодня я занимаюсь активной научной работой, чтобы в будущем стать академиком. Для чего? Итогда, «не знаю».

«Рефлексивный-прошлое». Это человек-пенсионер. Он сидит, смотрит сериалы, программы новостей, чтобы сравнить это с прошлым. Он не делает ничего. Он думает, анализирует – ему так хорошо. Она сравнивает все это с тем, как это было раньше.

«Рефлексивный-настоящее». Человеку должно быть хорошо в настоящем. Это Манилов. Будущее далеко, оно его не трогает. Но настоящее безусловно захватывает. Это может быть Емеля, который лежит на печке. Ему важно, чтобы настоящее не заканчивалось. Он ждет толчка со стороны активного человека, чтобы тот послал его за дровами. И даже случайно выловив волшебную щуку, он не говорит, что хочу стать снова молодым, или чтобы печка была как новая в течение пяти лет. Ему важно то, что беспокоит его сейчас – ведра тяжело нести. Пусть ведра идут домой сами. Ему хорошо, он избавился от определенной доли активности.

«Рефлексивный-будущее» – это мечтатель Может быть, философ. Он думает о будущем, но он ничего ради него не делает. От этих дум никому ни хорошо, ни плохо. Никто может и не знать, что он думает о будущем. Он может думать о будущем всего человечества, или своих детей. Он погружен в рефлексию, анализ и синтез знаний: «Что же там будет с нашей экономикой?» Он не является частью тех будущих сил, которые определят нашу экономику. Он хороший человек, и его это устраивает. Вот такой он есть. Он не представляет, каким бы он мог быть другим.

Эти метапрограммы есть у каждого, и они моггут меняться благодаря каким-то ситуациям.

Задание 28. Определите в своем окружении людей с ярко выраженными предпочтениями метапрограммы «Прошлое – настоящее – будущее»? Как Вы можете учитывать знание об их предпочтениях в общении с ними?

Задание 29. Каковы Ваши предпочтения метапрограммы «Прошлое – настоящее – будущее»? Что дает Вам осознание этого?

Задание 30. Как Вы можете а) определить и б) учитывать предпочтения метапрограммы «Прошлое – настоящее – будущее» при работе с клиентом в ходе коуч-сессии?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!