Сколько можно поворачиваться вокруг руки ?
вестный каждому гимнасту большой оборот вперед с поворотом кругом. Делая его вокруг левой же руки, вы имеете полное впечатление поворота налево и — плечом вперед... А ведь это—тот же самый переход, показанный в нашей схеме под номерами «1 —2»!
Объяснимся. Дело в том, что субъективное впечатление от направления поворота на опоре зависит от положения тела на снаряде, а точнее — от положения головы в повороте и особенностей зрительного (и даже вестибулярного) восприятия движения. Объективноже, физически никакой разницы между названными видами поворотов нет и быть не может, так как истинное морфологическое значение (и направление) поворота вокруг руки определяется возможностями вращения кисти и самой руки при ее супинации или пронации.
Что касается движений головой, вносящих смуту в представления, то и с ней можно разобраться. Попробуйте все упомянутые повороты представить себе или сделать со строго неизменным, «замороженным» положением головы, прижатой ухом к опорной (в повороте) руке, и вы, скорее всего, получите уже совсем иные представления о направлении поворота.
Так что исторический казус с махом дугой — от несовершенства нашей терминологии, которая оказалась между жерновами физической реальности и субъективного восприятия гимнастом своих движений.
СКОЛЬКО МОЖНО ПОВОРАЧИВАТЬСЯ ВОКРУГ РУКИ ?
Ответить на этот вопрос — дело, кажется, нехитрое. Можно, например, представить себе пробные повороты в висе на перекладине. И легко убедиться, что, если не рассчитывать на чрезвычайную подвижность в суставах плечевого пояса (которая, как отмечалось, встречается лишь у детей и некоторых гимнасток), то весь размах возможного поворота в висе — это движение от виса хватом снизу, дальше которого опорная кисть уже не супинируется (рис. 13, фиг. «1»), через вис хватом сверху («2») к другому предельному вису — обратным хватом («3»). Или наоборот. И то и другое движения представляют собой повороты на 360°, но в разные стороны: с пронацией кисти («1—3») или с ее супинацией («3—1»).
|
|
Впрочем, есть и некоторый резерв. Если, поворачиваясь вокруг руки, не ограничиваться только «скручиванием» кисти и предплечья, а вовлечь в это движение и плечо, то можно, переходя при пронации в положения типа виса сзади, увеличить однонаправленный поворот до 540°. Конечное положение такого поворота — вис сзади хватом сверху («6»).
Итак, ответ, кажется, получен: вокруг руки — не отпуская ее — можно повернуться в одном направлении не более, чем на 540°.
Но все дело втом, что ответ этот — неверный.
На самом деле, вокруг опорной руки, не отпуская ее и не перехватывая, можно повернуться в одну и ту же сторону... на любое количе ство градусов!
|
|
Ответ кажется абсурдным, не так ли? Ведь вскоре после названных 540° косточки гимнаста захрустят...
Да, но это если не менять позы! Дело же в том, что состояние опорного аппарата гимнаста (здесь — звеньев плечевого пояса) точно так же, как от поворотов, меняется и в зависимости от движения рук в передне- задней плоскости. Убедитесь сами: примите положение виса сзади хватом сверху и перейдите из него в простой вис тем же хватом одним из двух способов. Первый — тем самым поворотом вокруг одной руки с отпусканием другой («6—2» на рис. 13); в этом случае опорная кисть из пронированного состояния, супинируясь, переходит в обычный хват сверху. Второй способ — элементарным переходом через вис сзади согнувшись с последующим перемахом ногами и обычным опусканием в тот же простой вис хватом сверху. На нашей схеме этот второй переход отслеживается по вертикали построения: «6—9—11—2».
Таким образом, вращательные движения на опоре вокруг продольной оси тела (здесь — вокруг руки) и фронтальной оси (здесь — проходящей через плечевые суставы) морфологически взаимозаме-нимы! Чтобы еще раз убедиться в этом, проделайте известное всем школярское упражнение: возьмите в обе руки гимнастическую палку и, поднимая ее в хвате сверху над головой («2»), заведите назад за голову, с вкручиванием в плечах. Вы увидите, что такое круговое, то есть вращательное движение рук (анатомически это т.н. «сгибание») одновременно привело к сильному скручиванию кистей в сторону их супинации («хват Меникелли», фиг. «4»). Если же вы будете тем же хватом сверху поднимать ралку назад-вверх за спину (то есть «разгибать» плечи), то кисти будут скручиваться в сторону пронации («2—11— 9—6»). От этого скручивания кистей можно освободиться, либо вообще освободив их от опоры (просто отпустив палку и дав кистям «раскрутиться» посредством их супинации), либо произведя обратное по морфологическому значению движение руками в передне-задней плоскости (по гимнастической терминологии — назад).
|
|
Нетерпеливый читатель, едва не запутавшись в этих примерах, конечно, спросит: зачем все это нужно знать?
Но ведь это-то как раз и доказывает, что вокруг опорной руки можно поворачиваться сколько угодно!
48
49
ПЕРЕКЛАДИНА
Требуются мягкие руки
В самом деле, если, поворачиваясь в одном направлении, вы будете одновременно «освобождать» руку от скручивания, совершая ею определенные движения в передне-задней плоскости, косточки у вас никогда не захрустят!
|
|
Самое же интересное — другое. Учитывая эту закономерность, можно строить оригинальные движения на перекладине. Возможны, например, весьма эффектные каскадные соединения, в которых гимнаст, переходя из одного рабочего положения в другое, будет непрерывно поворачиваться в одну и ту же сторону. Например (см. диагональный «маршрут» на рис. 13 через позиции «1—2—4—8— 11—3—6»): большой оборот вперед хватом снизу («1») с поворотом кругом в хват сверху («2») или сразу с полувкручиванием в оборот типа «Меникелли» («1 —4») — большой оборот (фактически — переворот назад) с поворотом кругом в упор сзади хватом снизу («4—8») — оборот вперед с поворотом кругом в упор не касаясь хватом сверху («8— 11») и тут же — оборот назад («перешмыг») с поворотом в стойку на руках обратным хватом («11—3») — большой оборот вперед в обратном хвате с поворотом кругом в вис сзади хватом сверху («3—6»)... Итого суммарный поворот вокруг одной и той же руки и в одном физическом направлении здесь составляет 900°!
В этой связке, кажущейся фантастической, действительно есть несколько малоупотребительных или вообще не исполнявшихся движений. Некоторые из них вполне доступны, другие несколько труднее, но все они выполнимы и, в сущности, представляют собой элементы умеренной трудности. Но в виде каскада движений, выполняемых «без разбавки» (обязательно!) они необычайно красивы. Думается, освоение таких каскадов—один из путей дальнейшего развития спортивной гимнастики. Они не требуют от гимнаста невозможного, но, конечно, связаны с интенсивным совершенствованием в направлении ритмической, координационной точности действий, быстроты реакции.
И еще о работе опорного аппарата гимнаста. Круговые движения рукой в передне-задней плоскости и ее скручивание по продольной оси могут сочетаться так, что не будут взаимно «гаситься», как в приведенной связке движений, а, напротив, усугублять друг друга, быстро приводя мышечно-связочный аппарат гимнаста в критическое состояние. Но, как ни странно, такие движения тоже могут быть весьма полезными. Например — какупражнения для развития подвижности в суставах плечевого пояса и кистей (см. в схеме поперечные переходы «3—4», «7—5» ит. п.). При этом, по причинам, уже описанным выше, упражнения для развития подвижности («выворотности») кисти могут успешно дополняться или даже заменяться упражнениями, предназначенными
для освоения висов сзади и вкручиваний-выкручиваний или, если угодно, наоборот! Например, гимнаст, свободно владеющий сложными хватами и активными перехватами, всегда свободнее чувствует себя в висах сзади, а тот, кто хорошо овладел висами сзади, будет увереннее чувствовать себя и в исполнении хватов-перехватов.
ТРЕБУЮТСЯ МЯГКИЕ РУКИ
Как известно, между поворотами, кратными 180 и 360°, разница не только во вращении, но и в характере движения тела относительно плоскости снаряда: повороты первого типа требуют смещения тела в сторону поворота, а при вторых тело перемещается в неизменной передне-задней плоскости движения.
Типичным образцом поворотов на 360° являются так называемые «шахлинские вертушки», выполняемые с оборотов вперед из хвата снизу в обратный или в противоположном направлении (трис. /5 это переходы «1— 3»и«3—1» соответственно). Приисполне-нии этих элементов и всех им подобных время от времени возникают затруднения, связанные с «перекосами» в движении. В чем их причина?
Простая логика говорит, что, конечно же, выход из основной плоскости движения при обороте с последующей «болтанкой» в висе должен быть связан с какими-то неточностями действий в самом повороте. Ведь если бы гимнаст делал «гладкий» оборот, перекосов не было бы.
Что же становится причиной нежелательного здесь выхода тела из нужной плоскости движения?
Дело в том, что, начиная поворот и опираясь о гриф одной рукой, то есть вынужденно взаимодействуя с опорой, гимнаст невольно нажимает на нее и тем самым содействует смещению тела, в первую очередь плеч и туловища, в сторону поворота. Несмотря на то, что по окончании поворота на 360° приопорные звенья возвращаются на свое первоначальное место, смещение всего тела в сторону одной руки, спровоцированное поворотом, может сохраниться, и после этого возникает перекошенный мах в висе.
Как этого избежать?
Обратим внимание на оброненные выше слова «невольно нажимает на нее». В этом нажиме всё дело. Если представить себе, что с началом энергичного опорного поворота вокруг руки гимнаст не делает никаких асимметричных движений, связанных с поворотом, и тем самым не нажимает на опорную руку вдоль грифа, то исчезнет и физическая причина перекосов. Следовательно гимнаст должен во время поворота действовать опорной рукой так, чтобы она как можно меньше вмешива-
50
51
лась в процесс инерционного движения тела в плоскости оборота, не препятствовала бы этому естественному перемещению. Это возможно при соблюдении двух основных условий. Первое из них такое: если нельзя, чтобы весь плечевой пояс смещался в сторону поворота, то должно смещаться само опорное плечо: с началом поворота плечевой сустав движением по дуге отходит внутрь (как бы временно меняясь местом с разноименным плечом), а сама опорная рука занимает наклонное положение, двигаясь по конусу {рис. 14-а).
Однако, такое движение хоть и возможно, но не слишком естественно и удобно: если опорную руку
оставлять «жесткой», то есть все время прямой и напряженной, то реальная опора о гриф сохраняется и, следовательно, остается опасность нежелательного смещения тела вбок.
Из этого вытекает еще одно небезынтересное условие правильного выполнения «вертушки»: опорная рука должна во время поворота быть достаточно «мягкой», то есть гимнаст несколько расслабляет мышцы руки и опорного плеча и даже несколько сгибает по необходимости руку в локте: тем самым рука перестает на время быть опорным звеном и не способна вызвать смещение тела в сторону, тело двигается в этом случае чисто инерционно.
Тогда естествен вопрос: а на что же гимнаст будет вообще опираться в повороте? Ну, во первых, рука не полностью теряет свою опорную функцию, она лишь делается «воскообразной» и не столько влияет на перемещение тела гимнаста, сколько уже сама (чуть сгибаясь и следуя за опорным плечом) подчиняется ему. Во вторых, выполняя поворот, гимнаст должен возможно больше разгружать опорную руку. Для этого «вертушки» делаются на энергичном движении, при достаточно высокой скорости оборота, при этом значительная часть поворота падает на движение в зоне естественного ослабления давления на опору, о чем мы уже говорили выше (3) и еще будем упоминать ниже (184). Впрочем, описанная техника может применяться и при поворотах кругом, если они делаются с полной сменой положения кистей на опоре, когда правая кисть ставится после поворота на место
52
18. Санжировки - витаминный концентрат турн и ста
левой и наоборот. Характерен, например, поворот кругом махом назад через стойку на «мягких» руках, исполняемый в разный хват (рис. 14-6).
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!