Драматургия Чехова – новый этап в развитии драматургии. Драма Чехова «Чайка» как программное произведение.



Обновление драматургического языка, начатое в первых пьесах, Чехов предложил в «Чайке». Он отдавал себе отчёт, что создаёт пьесу «вопреки всем правилам драматического искусства». В новой пьесе проявилась новизна в ещё одном, важнейшем элементе всякого драматургического произведения – в конфликте. В «Чайке» опробовано иное, уже найденное в рассказах и повестях, равнораспределённое построение конфликта: персонажи, казалось бы, полярно резведённые в своём отношениик любви и искусству, на деле обнаруживают скрытую общность.

«Состав происшествий» в «Чайке» довольно пёстрый, а основное событие одно. Это событие, перемена – то открытие, которое совершает, начав жить, столкнувшись с жизнью, каждый из молодых героев.

Как и всегда у Чехова, в «Чайке» нет общеобязательных рецептов – каким следует быть в искусстве или любви, нет общих решений, в ней дана неповторимость каждой судьбы, каждого пути. Речь у Чехова идёт о трагических и повторяющихся с каждым новым поколением закономерностях искусства и жизни. Это достигается тем, что самые разные персонажи, казалосб бы полярно разведённые в конфликте на деле обнаруживают скрытую общность. В «Чайке» нов сам конфликт: видимая противоположность при скрытом сходстве.

Определение Чеховым жанра своих пьес как комедий вызывало в театральных постановках и в литературоведческих исследованиях порой несогласие, непонимание, стремление доказать, что автор, говоря о комедиях, на самом деле имел в виду совсем иное. Если комизм заключается в линии поведения персонажей или в постоянно находящейся перед глазами соотнесённости межде разнымми персонажами, - такой комизм проявляется беспрерывно, он – в каждом отрезке пьесы. Роль символики в чеховской пьесе гораздо больше, чем роль комментариев к совершающимся событиям. Чайка является в пьесе символом чистоты, молодости, свежести, любви, невозвратимо уходящей или гибнущей. Это и символ мечты до её столкновения с грубой жизнью. Эти, более широкие, значения символа бросают свет на судьбы уже всех действующих лиц.         

 

Особенности драматургии Чехова в пьесе «Вишнёвый сад».

Чехов – автор социально-психологических пьес, в которых повышенное внимание уделяется чувствам и переживаниям. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия; в них нет счастливых людей. Герои слишком подавлены собственными бедами, а потому плохо слышат друг друга. Общение между ними редко переходит в диалог. Это создаёт атмосферу психологической глухоты и усиливает ощущение всеобщего одиночества. Отсюда особенность драматургии Чехова:

1) Недоговоренность

2) Намёк

3) Подводное течение

4) Пьеса Чехова – пьеса размышления, рассчитанная на сотворчество.

Задача Чехова в театре – беспокоить зрителя реалистическим показом жизни, заставить его самого искать формы переустройства.

 

Конфликт пьесы.

В пьесе нет традиционного, ярко выраженного противоборства сторон и столкновения различных жизненных позиций. Источник же драматизма не в борьбе за Вишнёвый сад, а в субъективном недовольстве жизнью, которое переживают ВСЕ герои. Жизнь идёт нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья, и потому всех героев есть ощущение временности своего пребывания в мире.

В комедии четыре действия, при этом нет деления на сцены. События происходят в течение нескольких месяцев (с мая по октябрь). Первое действие является экспозицией. Здесь представлена общая характеристика персонажей, их взаимоотношения, связи, а также здесь мы узнаем всю предысторию вопроса (причины разорения имения). В «Вишневом саде» проявились отличительные черты поэтики Чехова-драматурга: уход от вычурного сюжета, театральности, внешняя бессобытийность, когда в основе сюжета лежит авторская мысль, лежащая в подтексте произведения, наличие символических деталей, тонкий лиризм.

Исследователи неоднократно отмечали художественное своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»: отсутствие в ней острого единого конфликта, внешнего динамизма, неожиданных, эффектных поворотов сюжета. Действие у Чехова развивается за счет внутренних переживаний героев, многообразие жизни представлено доминирующим развитием эмоционально-психологического плана пьесы. Персонажи раскрываются у Чехова не только в диалогах, но и в монологах, через мотивы пьесы, через художественные детали. Да и сам внешний конфликт в произведении в определенном смысле не подлинный, а мнимый.

 

 

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!