Плакат для журнала «Ревю бланш». 1894 г. Национальная библиотека, Париж.



ских поисков оба художника видели в преобразовании внешней формы произведения. Характерно выска­зывание Дени: «Помните, что карти­на — до того, как она стала боевым конём, обнажённой женщиной или каким-либо анекдотом, — есть преж­де всего плоская поверхность, по­крытая красками, определённым образом организованными».

90-е гг. — расцвет деятельности группы. В это время Дени начал пи­сать полотна на религиозные темы. Испытав влияние Одилона Редона, Гогена и Жоржа Сёра, он стремился соединить в своих первых работах особенности стилей этих мастеров. В картине «Католическое таинство» (1890 г.) художник обратился к тра­диционному евангельскому сюже­ту Благовещения, желая придать ему современное звучание. Перед Марией не архангел, а католический священник с раскрытой книгой и двое детей-служек со свечами в ру­ках. Действие происходит в простой комнате — белёные стены, окно с занавесками, за которым незатей­ливый будничный пейзаж. Раздель­ное наложение красок здесь гово­рит о влиянии неоимпрессионизма,

*Гобелен (франц. gobelin) — декоративный тканый ковёр; техника гобе­лена появилась в XVII в. во Франции при дворе коро­ля Генриха IV.

**Благовещение — соглас­но Евангелию, явление Деве Марии архангела Гавриила с вестью о том, что у Неё родится Сын Божий Иисус.

437

Морис Дени.

Католическое таинство

Г.

Собрание Ф. М. Дени,

Алансон.

а четкие контуры и декоративность композиции напоминают работы Гогена.

На полотне «Процессия под де­ревьями» (1892 г.) на переднем пла­не проплывают бесплотные белые призраки, их одежды покрыты орна­ментом ажурных теней, которые отбрасывают не изображённые ху­дожником кроны деревьев. На вто­ром плане облачённые в чёрное монахини резко выделяются на фоне пейзажа. Белые фигуры кажут­ся их видением.

В течение 90-х гг. Дени дважды посетил Италию. Впечатления от по­ездок художник отразил в цикле

«История Психеи». Он состоял из одиннадцати холстов, выполненных по заказу русского мецената Ива­на Абрамовича Морозова для кон­цертного зала его московского дома. К ним относится работа «Психея обнаруживает, что её таинственный возлюбленный — Амур» (1908 г.). Ясность и симметричность компози­ции продиктована архитектурным решением зала. Амур спит, а Психея держит над ним масляный светиль­ник. Сочетание приглушённых хо­лодных тонов: сиреневого, фиолето­вого и синего — создаёт ощущение таинственной ночной сказки.

Полной противоположностью Дени был Вюйяр. Художник не отли­чался особой религиозностью, был равнодушен к классическому ис­кусству, не имел склонности к теоре­тизированию и литературному твор­честву. Темы, которым посвятил своё творчество Вюйяр, на первый взгляд кажутся мелкими и незначительны­ми. Интерьеры, переполненные ве­щами, женщины за рукоделием, иг­рающие дети, прохожие на улицах,

Морис Дени. Процессия под деревьями. 1892 г. Собрание Артура Г. Альтшуля, Нью-Йорк.

Морис Дени. Лестница в листве. 1892 г. Частное собрание, Сен-Жермен-ан-Ле.

Эта композиция, написанная для частного особня­ка, — образец монументального панно в стиле мо­дерн. Художник четыре раза повторяет одну и ту же модель, вписывая фигуру женщины в длинном платье в узор листвы дерева. Сочетание различных тонов жёлтого и зелёного усиливает декоративное звучание композиции в целом.

*Психея — в древнегрече­ской мифологии олицетворе­ние человеческой души. Её обычно изображали в об­разе бабочки или девушки. Любовь Психеи и бога Эрота (Амура) — распространён­ный сюжет в литературе и изобразительном искусстве.

438

натюрморты, лужайки в парке — вот милый и уютный мир повседневной жизни, который изображал мастер. Но за этим незатейливым окружени­ем, за пёстрыми драпировками и цветными занавесками, скрыт другой мир — мир человеческих пережива­ний и ощущений.

Картина «Лестница. Улица Миромениль» (1891 г.) кажется хаосом цветных пятен: жёлтых, коричне­вых, чёрных, наложенных живыми, вибрирующими мазками. Но они собираются в одно целое, и возни­кает неожиданное зрелище: худож­ник написал площадку наружной лестницы дешёвого многоквартир­ного дома. Самое яркое пятно на полотне — солнечный свет, падаю­щий на стену из окна за утлом. В этой работе чувствуется влия­ние импрессионизма — стремление к непосредственности впечатления и живописности.

Вюйяр не боялся сопоставлять разные цвета и часто строил изобра­жение на сочетании различных красочных орнаментов. «Штопальщи­ца» (1891 г.) — портрет сестры художника. Женщина в зелёном клет­чатом платье сидит на диване, оби­том коричнево-фиолетовой тканью в жёлтый цветочек, рядом лежит


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!