Геракл, стреляющий из лука. 1909 г. Музей Орсе, Париж.



В 1912 г. Бурдель закончил ста­тую Пенелопы, терпеливой супруги Одиссея. Похожая на колонну древ­него храма, эта статуя словно сим­вол устойчивости и равновесия. Она олицетворяет собой всепобеждаю­щую женскую силу.

Бурдель покинул Родена в 1908 г. Ученик освободился от влияния учителя. Роден, бюст которого в 1909 г. изваял Бурдель, похож на весёлого и хитрого бога Пана (это­го мифологического персонажа скульптор создал в следующем году, внеся в образ лесного бога оттенок гротеска).

Все последующие работы Бурделя говорят о том, что он искал в скульп­туре закономерности, свойственные архитектуре. Вскоре у мастера появи­лась возможность попробовать силы в оформлении архитектурного со­оружения. Богатый финансист Габ­риэль Тома, поклонник искусств и обладатель нескольких работ Бурделя, в 1911 г. начал строительство здания театра на Елисейских Полях в Париже.

Удачными оказались две компо­зиции Бурделя 1912 г., предна­значенные для простенков между окнами первого и второго этажей боковых фасадов. «Танец» навеян выступлениями известных танцов­щиков Айседоры Дункан и Вацлава Нижинского (они гастролировали тогда в Париже). «Музыка» создана скульптором под впечатлением от барельефов античного памятни­ка — «Трона Людовизи».

В год завершения этих компози­ций Бурдель получил заказ от пра­вительства Аргентины на возведение памятника национальному герою — генералу Альвеару, возглавившему борьбу страны за освобождение от испанского владычества. Бронзо­вый конный монумент был готов в 1917 г. В течение восьми лет — с 1912 по 1920 г. — скульптор работал над четырьмя аллегорическими фи­гурами для постамента — Силой, Победой, Красноречием и Свободой. Памятник аргентинскому герою стал для Бурделя новым этапом в творче­стве. У него спокойная, уравнове­шенная композиция, свойственная произведениям античности или эпохи Возрождения.

В 10-х гг. XX столетия Бурдель стал популярен в Париже. Он участ­вовал вместе с Роденом в организа­ции скульптурной школы, а с 1909 г. и до самой смерти преподавал в част­ной парижской художественной школе Гранд Шомьер. В начале 20-х гг. прошли персональные вы­ставки Бурделя в странах Европы и по всему миру. Его называли первым скульптором Франции. У мастера появилось огромное количество заказов, среди которых не было ни

Антуан Бурдель.

Пенелопа. 1912 г. Музей А. Бурделя, Париж.

*Одиссей (Улисс) — в древнегреческой мифоло­гии царь острова Итака, участник осады Трои, глав­ный герой эпоса Гомера «Одиссея». Пенелопа, жена Одиссея, ждала возвращения мужа двадцать лет. Её об­раз — символ супружеской верности.

**Пан — в древнегреческой мифологии бог стад, покро­витель пастухов. Он изобра­жался в виде человека с коз­лиными рогами, копытами

***Мраморные барельефы «Трона Людовизи» (около 470 г. до н. э.) изображают сцену рождения Афродиты, женщину, приносящую жерт­ву богине любви и красоты, и девушку-флейтистку.

421

Антуан Бурдель.

Сафо. 1924—1925 гг. Музей А. Бурделя, Париж.

Почти сорок лет Бурдель посвятил поискам образа древнегреческой поэтес­сы Сафо (Сапфо), жив­шей в VII—VI вв. до н. э. Её статуя монументальна и уравновешенна. Но лира не звучит, взгляд устрем­лён в землю, губы плотно сжаты, а пальцы правой руки, сгибаясь, считают ритм поэтических строф, рождающихся в её душе. В статуе Сафо Бурдель во­плотил величавый образ художника, чью жизнь творчество делает труд­ной и одновременно прекрасной.

одного от французского правитель­ства. Правда, в 1919 г. скульптора наградили орденом Почётного леги­она, но он так и не получил пригла­шения преподавать в Парижской ака­демии изящных искусств.

В последнее десятилетие жизни Бурдель завершил выдающийся па­мятник, посвященный окончанию Первой мировой войны, — «Фран­ция, приветствующая иностранные легионы» (теперь он называется «Франция», 1925 г.).

Последней работой мастера стал памятник польскому поэту-роман­тику Адаму Мицкевичу (1909— 1929 гг.). Монумент был заказан в 1908 г. и закончен через двадцать лет. Его установили в год смерти скульптора на одной из площадей Парижа. Статуя поэта-странника, похожего на проповедника, оказа­лась единственной работой Антуана Бурделя, которую приняла фран­цузская столица.

Антуан Бурдель.

Победа. 1918 г.

Буэнос-Айрес.

АРИСТИД МАЙОЛЬ

(1861—1944)

Аристид Майоль был сыном по­томственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Он родился на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер. Здесь в кресть­янском труде и робких попытках за­ниматься искусством прошли пер­вые двадцать лет его жизни.

В 1881 г. Майоль поселился в Па­риже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, за­тем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством со­временных французских художни­ков. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеле­нов — вытканных вручную шерстя­ных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал ма­стерскую. В 1894 г. первые его рабо­ты были представлены публике. Тка­чество открыло Майолю забытые возможности декоративно-приклад­ного искусства, а созданные им гобе­лены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и по­клонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку ма­стера в 1902 г., был восхищён его

422

Аристид Майоль.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!