СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ



При изучении проблемы соотношения государства и права имеет смысл выделить факторы, которые обычно указывают в качестве значимых для систематизации и описания этих явлений.

К факторам субъективного порядка можно отнести тип правопонимания, из которого исходит исследователь. В этом вопросе предпринято два основных направления исследования: позитивистское и неопозитивистское.

Юридический позитивизм предлагает формальное определение права, как совокупности правовых норм, установленных или санкционированных государством. В рамках юридического позитивизма выделяется легистское (позитивистское и неопозитивистское) и социологическое понятие права и государства.

Легистский позитивизм отождествляет право и закон. Право - это то, что приказывает государство, а государство - это содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти [1, с. 38, 100]. Поэтому этот подход часто называют этатистским т.е. государственническим, согласно которому государство первично, а право вторично.

Легистский неопозитивизм предлагает определение права как иерархической системы норм, основанной на других принудительных нормах, снабженных санкциями.

Социологический позитивизм, видит в праве реальные социальные отношения, имеющие юридические последствия. Государством с позиции социологического позитивизма называется любая организация публичной политической власти в любой форме и с любым содержанием. «Общей чертой социологического понятия государства ... является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формальноюридических, а фактических социальных ... явлений властвования» [2, с. 73].

В рамках неопозитивизма выделяются этическое и юридическое понятия права и соответствующее им понимание государства.

Этическое направление различает право и закон по содержанию, причем право объясняется через понятие справедливости. Традиционно этическое понятие права использовалось в учениях о естественном праве, согласно которому право выводится из разума или природы общества и человека, а человеку предписываются врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от государства и предшествующие ему.

Юридическое понятие объясняет право как самостоятельное явление, которое не сводится к его официальной форме или морально-этическим представлениям о должном содержании законов. Право - это нормы и полномочия, выражающие и обеспечивающие свободу индивидов в их отношениях друг с другом и с государственной властью [1, с. 61]. Это философское понимание сводит право к принципу свободы, определяет её меру, сферы и границы, воспринимает свободу как разумное общественное поведение [3, с. 13].

Смысл юридического понимания государства выражен в определении, предложенном В. С. Нерсесянцем: «государство - это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина» [1, с. 677].

Как видно из приведенных выше положений, понятие «государство» невозможно раскрыть без конкретизации понятия «право», и наоборот. С учетом того, что оба эти понятия в юридической литературе раскрываются неоднозначно, их сопоставление представляется достаточно сложным.

Среди объективных факторов, которым обычно придается значение в юридической литературе, значится вопрос о соотношении политической и правовой систем. В этой связи сущность сложившихся отношений между государством и правом увязывается с господствующим в данной стране политическим режимом. Немаловажными представляются и те исторические условия, в рамках которых производится сопоставление систем «государство - право».

Советская правовая доктрина вопрос о соотношении государства и права изучала с учетом их общего надстроечного характера над экономическим базисом. Среди трудов ученых этого периода самым значимым является монография М.А. Аржанова «Государство и право в их соотношении», изданная в 1960 году. Работа выдержана исключительно в духе классовой борьбы, противопоставления государств социалистического типа государствам буржуазным. В этой связи указывались такие общие черты государства и права, как их политический характер, возможность применения принуждения, одномоментное возникновение и неминуемое последующее одновременное отмирание, невозможность существования права без государства и государства без права и т. д. [5].

Все последующие исследования, обозначенной темы, вплоть до начала 80-х годов XX века, так или иначе выполнены в идейном соответствии работе М.А. Аржанова. В основном, государство и право рассматривались по параметрам единства, различия и взаимодействия [6, с. 60].

Н. Неновски пишет, что единство государства и права составляет их происхождение, типология, детерминированность экономическими условиями, общность исторической судьбы, политическое содержание, культурные и иные условия. Причем, это единство двух различных, многообразных в своих проявлениях и относительно самостоятельных явлений, что служит основой взаимного влияния и взаимодействия [7, с. 36]. Связи и взаимоотношения между правом и государством развиваются внутри единого целого, частями которого они являются. На институциональном уровне единство проявляется в единстве государства как аппарата и права как законодательства. На субстанциональном и атрибутивном уровне единство государства как всеобщей в территориальном отношении суверенной политической организации всего населения и системы государственно-политических отношений и взаимосвязей в масштабе всего общества, и права как всеобщей, реально действующей системы правовых норм, которая претворяется во всеобщем правопорядке, воплощающем юридическое устройство данной территории и данного населения [7, с. 43].

В общем смысле государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. С.С. Алекссев писал по этому поводу следующее: «Если право призвано выражать нормативные начала общественной жизни, её стабилизирующие, упорядочивающие потребности, то государство во всех случаях неизменно остается институтом организованной политической власти, инструментом её реализации, воплощения в жизнь. Государство на определенных этапах развития общества становится носителем и обителью демократии, с которой напрямую связан прогресс и в сфере права» [8, с. 72].

Взаимодействие государства и права выражается в различных взаимных влияниях.

Рассматривая влияние государства на право можно отметить следующее:

Во-первых, государство создает правовые нормы, сообщая им посредством своих властных особенностей общеобязательный характер.

По мнению С.С. Алексеева, «главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям, особое юридическое качество, а затем они начинают действовать сами, в значительной мере самостоятельно, и это может быть обращено уже против государства» [8, с. 72].

Новое качество сообщается двумя путями. Первый путь лежит через придание нормам, принципам, положениям нормативного и обязательного для всех государственного значения соответствующим актам. Второй осуществляется либо посредством введения юридических дозволений или запретов, либо введения прямых нормативных государственных предписаний. Два указанных случая выражают различную степень государственного «присутствия» в праве и отсюда различную степень наличия в нем собственно правовых начал.

Во-вторых, государство обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности.

В-третьих, государство оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Отходя от позитивистской концепции понимания проблемы, О.В. Макаров воздействие государства на право связывает с оказанием субъектам права со стороны государства содействия в реализации прав, свобод и обязанностей, а также с достижением максимального сочетания правовой нормы, устанавливаемой законодательным путем, и права как продукта потребностей и интересов нормальной человеческой деятельности [9, с. 17-18].

Необходимо признать, что соотношение государства и права зависит от действующего в данном государстве политического режима. Известно, что политический режим отражает ключевой момент в бытии и функционировании государства, его состояние как института политической власти, его истоки, организацию и проявления, особенности и соотношение выраженных в государстве классовых, национальных и общегражданских интересов, механизм формирования и действия власти. Этот же ключевой момент имеет определяющее значение и для права. Следуя этой логике, С.С. Алексеев, заключил, что в условиях авторитарного режима, право реализует свою динамическую функцию, сводясь к прямо исходящим от государства предписаниям. В условиях демократии существует развитая правовая система, обеспечивающая простор для существования саморегулирующихся механизмов, являющихся основой гражданского общества. В то же время право ограждает демократический политический режим от разрушительных стихийных процессов, своеволия толпы, господства силы и беспредела [8, с. 74]. В таком обществе права и свободы человека приобретают высокий удельный вес и реальное действие, что органически связано с развитием права.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 633; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!