Конец либерализма и начало патриотизма в России



 

Россия вступает в третий период Новейшей истории:

I период: 1991–1999 годы (ельцинизм).

Формула:

радикальный либерализм, западничество;

Россия как безнадежно отставшая, ничтожная, недоевропейская страна;

курс – вслед за США и Евросоюзом;

высшая ценность – деньги;

глобализация;

космополитизм;

форма правления – олигархия;

социальной справедливости – ноль;

национальной справедливости – ноль;

антисоветизм;

антинационализм;

расцвет «Эха Москвы»;

символические фигуры: Новодворская, Чубайс, Березовский, Гусинский, Немцов, Е. Гайдар.

 

II период: 1991–2012 годы (ранний Путин).

Формула:

либерализм + патриотизм;

западничество с сохранением суверенитета России;

Россия как самостоятельная европейская страна («корпорация Россия»);

курс – вместе с Западом, но с сохранением своих интересов;

глобализация в интересах России;

вместо космополитизма – патриотизм;

высшая ценность – свобода в рамках государства;

форма правления – управляемая демократия, просвещенный авторитаризм;

социальной справедливости – мало;

национальной справедливости – больше, чем было (кульминация – Южная Осетия и Абхазия – в 2008-м);

отказ от антисоветизма;

отказ от антинационализма;

укрощение «Эха Москвы», куда перемещаются либералы с центральных каналов периода 90-х;

символические фигуры – Сурков, Павловский, Кудрин, Медведев.

 

III период: 2012 год —? (зрелый Путин).

Формула:

полновесный патриотизм (минус либерализм);

Россия как самобытная независимая (от Запада) цивилизация («Цивилизация Россия»);

курс на собственные региональные и глобальные интересы (за многополярность против однополярности и американской гегемонии);

за Евразийский союз (реинтеграция постсоветского пространства);

высшая ценность – Родина, идентичность;

форма правления – народная монархия;

социальной справедливости – мало (но чуть больше);

национальной справедливости – все больше и больше, почти достаточно (Крым);

симпатии к советскому патриотизму (ревизия Сталина и СССР);

симпатии к Российской империи (консервативно-православная и монархическая идеология – Ильин и евразийство);

подготовка к ликвидации пятой колонны и «Эха Москвы»;

символические фигуры – Путин (минус Сурков и Павловский) и все, кто за него (в первую очередь консерваторы и евразийцы).

Вот в какой точке новейшей истории России мы находимся. Обратим внимание: это тренды, структура которых заметна только на протяжении довольно длительных циклов (в районе десятилетий). Поэтому в третью фазу мы только что вступили. Крым и Украина лишь недвусмысленно показывают все те моменты, которые стали в целом очевидными уже в момент возвращения Путина, событий на Болотной и т. д. Конец либерализма и начало патриотизма в России.

22 марта 2014 в 15:37

 

Четвертая политическая теория и Россия

 

Сегодня многие интуитивно догадываются, что в «дивном новом мире» мирового глобализма, Постмодерна и Постлиберализма России нет места. Мало того что мировое государство и мировое правительство постепенно отменят все национальные государства вообще. Дело еще и в том, что вся русская история есть диалектический спор с Западом и западной культурой, борьба за отстаивание своей (подчас схватываемой лишь интуитивно) русской истины, своей мессианской идеи, своей версии «конца истории», как бы это ни выражалось – через московское православие, светскую империю Петра или мировую коммунистическую революцию. Лучшие русские умы ясно видели, что Запад движется к бездне, и сегодня, глядя на то, куда привела мир неолиберальная экономика и культура Постмодерна, мы вполне можем убедиться, что эта интуиция, толкавшая поколения русских людей на поиск альтернативы, была совершенно обоснованной.

Сегодняшний мировой экономический кризис – это только начало. Самое страшное впереди. Инерция постлиберальных процессов такова, что изменение курса невозможно – «раскрепощенная техника» (О. Шпенглер) будет искать для спасения Запада все более эффективных, но чисто технических, технологических средств. Это – новый этап наступления Gestell, распространение на все пространство планеты нигилистического пятна мирового рынка. Двигаясь от кризиса к кризису, от пузыря к пузырю (тысячи американцев выходят в дни кризиса на демонстрации с лозунгом «Дайте нам новый пузырь!» – куда уж откровеннее), глобалистская экономика и структуры постиндустриального общества делают ночь человечества все более и более черной, такой черной, что мы постепенно забываем, что это ночь. «Что такое свет?» – спрашивают себя люди, никогда его не видевшие.

Ясно, что России надо идти иным путем. Своим. Но тут-то и вопрос. Уклониться от логики Постмодерна в одной «отдельно взятой стране» так просто не удастся. Советская модель рухнула. После этого идеологическая ситуация изменилась необратимо, как и стратегический баланс сил. Чтобы Россия смогла спастись сама и спасти других, недостаточно придумать какое-то техническое средство или обманный ход. Мировая история имеет свою логику. И «конец идеологий» – не случайный сбой, а начало нового этапа. По всей видимости, последнего.

В такой ситуации будущее России напрямую зависит от наших усилий по выработке Четвертой Политической Теории. Локально перебирая варианты, которые предоставляет нам глобализация в режиме лишь поверхностной коррекции статус-кво, мы далеко не уйдем, только протянем время. Вызов Постмодерна чрезвычайно серьезен: он коренится в логике забвения бытия, в отступлении человечества от своих бытийных (онтологических) и духовных (теологических) истоков. Ответить на него «шапкозакидательскими» инновациями или пиаровскими суррогатами невозможно. Следовательно, чтобы решить насущные пробле мы – глобального экономического кризиса, противодействия однополярному миру, сохранения и укрепления суверенитета и т. д., необходимо обратиться к философским основаниям истории, сделать метафизическое усилие.

Трудно сказать, как будет развертываться процесс выработки этой теории. Ясно лишь одно: это не может быть индивидуальным делом или занятием ограниченного круга лиц. Усилие должно быть соборным, коллективным. И в этом вопросе нам очень могут помочь представители других культур и народов (как Европы, так и Азии), которые столь же остро осознают эсхатологическое напряжение нынешнего момента и так же отчаянно ищут выход из мирового тупика.

Но заранее можно утверждать, что Четвертая Политическая Теория, основанная на отвержении нынешнего статус-кво в его практическом и теоретическом измерении, в русском издании будет ориентирована на «русский Ereignis». На то «событие», единственное и неповторимое, которым жили и которого ждали многие поколения русских людей, от истоков нашего народа до нынешнего наступления последних времен.

24 марта 2014 в 15:12

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!