Представитель клана Кеннеди в боннете с перьями



 

Массивный, хорошо сбалансированный двуручный меч claymore по длине равнялся росту мужчины. В начале XVIII столетия древний claymore преобразился, став широким одноручным мечом с гардой. Сегодня это оружие можно встретить только в музеях, хотя еще 200 лет назад ни один шотландец не выходил из дома без меча и длинного охотничьего ножа dirk. Особая форма ножен позволяла носить в них столовые приборы: нож меньшей длины и вилку. Черные ножны и рукоятки оружия покрывались серебряным узором.

Самое мобильное оружие – небольшой нож «sgain dubh» («черный нож») – в старину прятался в одежде. Впоследствии его стали носить за краем гетры на правой ноге, закрепляя специальной подвязкой, так чтобы рукоятка немного виднелась из‑под края чулка. Таким образом горцы выражали свое дружелюбие, отсутствие враждебности, то есть явление, которое в русском варианте обозначается, как «не держать камень за пазухой». Однако существует мнение о том, что потайное оружие в гольфе указывало на непокорность шотландцев, не сдававшихся врагу даже в самых опасных ситуациях. Тенденциозные владельцы отделывали sgain dubh слоновой костью или серебристой вязью.

Наряду с полупустынным пейзажем и мрачными замками, частью романтического образа Шотландии является классическая горская волынка highland bagpipe, на которой играют только одетыми в килт. Этот духовой инструмент шотландцы узнали в XII веке, когда крестоносцы завезли его из восточных стран. Ненамного изменив форму, у горцев волынка получила новое содержание, развиваясь на основе кельтской и западноевропейской музыкальных традиций.

Потеряв былое значение, тартан клана остался предметом гордости. На сегодняшний день насчитывается более 2000 признанных рисунков. Эта ткань является типичным шотландским изделием, но популярна в других странах. Например, в России нечто похожее на тартан называется шотландкой. Современный килт лишился прежних функций. Шотландцы не ходят на войну, а пасти овец в наряде стоимостью от 900 фунтов (примерно 1300 долларов) не имеет смысла. Ценность килта определяется ручной работой и принадлежностью к предметам народного творчества. Современные шотландцы надевают килт на парады, в дни национальных и семейных праздников, на свадьбу или в церковь и просто когда необходимо показать свою национальную принадлежность.

 

 

Глава II. Средневековые грешники

 

Долгое время представления о Средневековье носили исключительно негативный характер. Не отвечавшее классическим образцам искусство считалось грубым, а культура – примитивной вследствие сильного влияния религиозной догматики.

Раннее Средневековье началось с падения Рима, нашествия германцев и образования первых варварских государств, а завершилось утверждением христианства на всей территории Европы. В период Великого переселения народов Европа представляла собой «кипящий котел, в котором плавились страны и народы». Эпоха формирования государств, нескончаемых войн и раздела территорий была революцией в политике и реакцией в культуре. Не сумев создать ничего нового, она все же сохранила память о погибшей империи и уникальной античной культуре.

Несмотря на вселенский хаос, в стремительно менявшейся мозаике стран и народов существовали общие начала, неслучайно вышедшие из римской цивилизации. Наряду с римским правом, римскими городами, христианством и латинским языком, предки европейцев заимствовали римскую тогу, хотя и переделав ее согласно варварским вкусам. Римское наследие стало основой двух главных стилей Средневековья, романского и готического, возникших в результате слияния классической культуры и варварских традиций.

Кардинальные перемены в жизни европейского общества на рубеже тысячелетий привели к появлению художественного стиля, странным образом названного в честь завоевателей, – готики (от итал. gotico – «готский»). Характерная для этого направления угловатая вытянутая форма отличала письменность, зодчество и костюм. Ведущим архитектурным типом стал городской храм, а ярким образцом стиля – собор Нотр‑Дам в Реймсе, построенный в 1211–1311 годах как место коронации французских монархов. Здание Реймсского собора поражает гармоничностью композиции и роскошной скульптурой: ажурные башни, стрельчатые арки, крестовые своды, небывалые по высоте и пространности интерьеры, огромные окна с многоцветными витражами, изящные статуи.

Прослеживая изменения в европейской архитектуре, нетрудно заметить ее связь с костюмом. Известный искусствовед Г. Вёлффлин сравнивал зодчество с одеждой, казавшейся ему «проекцией человека и его телесной оболочки на внешний вид зданий. Создаваемое путем возведения потолка и стен пространство эпоха строит так же, как возникает стилизация тела, и создает их такими, какими хотела бы видеть сама и в чем видит истинную цену и значение».

Являясь главной чертой новой духовности, устремление ввысь проявлялось даже в таких неподходящих для моды местах, как усыпальница бургундских герцогов в Дижоне. Тем не менее скульпторы не ошиблись, избрав остроконечные формы в качестве фона для изваяний в ниспадающих одеждах. В рельефах готических церквей не осталось места романской условности. Создатели новых алтарных композиций стремились к жизненности фигур, правильному построению пространства, реалистической трактовке интерьера. Живой одухотворенностью образа в единой мере отличались и реальные, и фантастические персонажи.

Остроконечные готические формы нашли прямое отражение во всех видах изобразительного искусства X–XV веков. Суровые мотивы готов повлияли на одноименный стиль только отчасти, на раннем этапе и в незначительной степени. В скульптуре и живописи, в миниатюрах и декоративных изделиях новое символико‑аллегорическое направление отражало менявшийся взгляд на мир. Одновременно с расширением интереса к реальности, с обращением к природе, к человеческим чувствам возникла заинтересованность в красивой одежде.

 

«Обрюченный» народ

 

В эпоху поздней бронзы (2000‑800 годы до н. э.) большую часть Европейского Севера занимали кочевые племена германцев, расселившиеся на землях, малопригодных для жизни. Древние обитатели Южной Скандинавии, Ютландии, прибрежных районов Балтийского моря сформировали идеальную цивилизацию, созревавшую в суровых природных условиях. Не очень прилежно занимаясь земледелием, германцы придавали большое значение скотоводству, составлявшему их главное богатство.

Овцы давали основную часть продуктов питания и материал для изготовления одежды, в создании которой предки современных немцев проявляли немалое мастерство. Нижние рубашки и короткие нижние штаны шились из грубого льняного полотна, бурая овечья шерсть была основой для верхней одежды, а меховые шкурки употреблялись на шапки. Обработка бронзы достигла у германцев особенно высокого уровня. Из желтого металла изготовлялись броши, пряжки поясов, булавки, застежки, посуда, оружие и музыкальные инструменты.

 

 

Германцы Ютландии

 

Практичный костюм жителя Ютландии (полуострова в Дании) состоял из четырехугольного куска шерстяной ткани, которым окутывали тело от подмышек до колен. Одеяние держалось на двух кожаных плечевых ремнях или крепилось с помощью массивной бронзовой застежки. Позже северные германцы научились кроить рубашки с рукавами и воротником‑капюшоном, покрывая им голову вместо шапки. Меховые и бронзовые головные уборы того времени отличались несложной формой. Шлемам придавали вид конуса, а высокие шапки из стриженой овчины напоминали цилиндр без полей. Обычай обвязываться широким поясом с кистями перешел к шотландцам и сохранился до наших дней в качестве элемента их традиционного наряда.

Верхней одеждой мужчинам и женщинам служил плащ – бесшовное покрывало (плат) из грубой шерсти, овальной или прямоугольной формы. Плащ носили ворсом внутрь, закрепляя концы бронзовой булавкой‑скобой. Летом крестьяне ходили босиком. Их зажиточные соплеменники и воины могли позволить себе сандалии с ременной шнуровкой, дополняя их шерстяными обмотками в холодное время года.

 

 

Женщина племени маркоманов

 

Занятые тяжелым трудом германские женщины не отличались страстью к нарядам, предпочитая простые полотняные платья, обувь и украшения, подобные мужским. Исключение составлял жакет с полудлинными рукавами, изготовленный из цельного куска шерстяной ткани. Примитивный крой такой одежды предусматривал лишь надрезы в рукавах, широкое отверстие для головы и разрез на груди, всегда скреплявшийся красивой булавкой. Нижний край жакета заправлялся под длинную толстую юбку, которая расширялась от бедра плотными складками. Талия подчеркивалась узким поясом с кистями.

Единственным и весьма практичным украшением замужней дамы долго оставалась сетка для волос, искусно сплетенная из овечьей шерсти. Юная германка думала о замужестве, поэтому стремилась заинтересовать мужчину своим поведением и нарядом. Девушки носили кокетливые одеяния: юбки на шнуровке, рубашки навыпуск с неким подобием декольте, легкие платья без рукавов. Примитивное убранство из грубого полотна дополнялось узорной брошью на поясе, шалью или богато расшитой повязкой, которую небрежно перекидывали через плечо.

Древние германцы сбривали бороду, стригли волосы, о чем свидетельствуют бритвы и щипцы, обнаруженные в «болотных погребениях» Ганновера и Шлезвиг‑Гольштейна. Эти находки датированы III–IV веками, то есть относятся ко времени, когда дикие кочевники уже вошли в европейскую историю.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!