Листинг 6.6. Объявление класса CAT в файле CAT.hpp
1: #include <iostream.h>
2: class Cat
3; {
4: public:
5: Cat (int initialAge);
6: ~Cat();
7: int GetAge() const { return itsAge;) // подставляемая функция!
8: void SetAge (int age) { itsAge = age;} // подставляемая функция!
9: void Meow() const { cout << "Мяу.\n";} // подставляемая функция!
10: private:
11: int itsAge;
12: };
Листинг 6.7. Выполнение масса Cat в файле CAT.cpp
1: // Пример использования подставляемых функций
2: // и включения файла заголовка
3:
4: #include "cat.hpp" // не забудьте включить файл заголовка!
5:
6:
7: Cat::Cat(int initialAge) //конструктор
8: {
9: itsAge = initialAge;
10: }
11:
12: Cat::~Cat() // деструктор, не выполняет никаких действий
13: {
14: }
15:
16: // Создаем виртуальную кошку, устанавливаем ее возраст, разрешаем
17: // ей мяукнуть, сообщаем ее возраст, затем снова "мяукаем" и изменяем возраст кошки.
18: int main()
19: {
20: Cat Frisky(5);
21: Frisky.Meow();
22: cout << "Frisky is а cat who is ";
23: cout << Frisky.QetAge() << " years old.\n";
24: Frisky.Meow();
25: Frisky.SetAge(7);
26: cout << "Now Frisky is " ;
27: cout << Frisky.GetAge() << " years old.\n";
28: return 0;
29: }
Результат:
Meow.
Frisky is а cat who is 5 years old.
Meow.
Now Frisky is 7 years old.
Анализ: Программа, представленная в листингах 6.6 и 6.7, аналогична программе из листинга 6.4 за исключением того, что три метода класса объявляются подставляемыми, а само объявление класса вынесено в файл заголовка CAT.hpp.
В строке 7 объявляется функция GetAge() и тут же следует определение ее выполнения. Строки 8 и 9 занимают объявления еще двух встроенных функций, но их определения содержатся в другом файле.
|
|
В строке 4 листинга 6.7 с помощью команды #include "cat.hpp" в программу включается содержимое файла CAT.hpp. Компилятор получает команду считать содержимое файла cat .hpp и ввести его в данный файл, начиная со строки 5.
Возможность встраивания файлов в другие файлы позволяет хранить объявления классов отдельно от их выполнения и использовать тогда, когда в этом возникает необходимость. Это стандартный прием при создании программ на языке C++. Обычно объявления классов хранятся в файле с расширением .hpp, который затем включается в соответствующий файл .cpp с помощью директивы #include.
В строках 18—29 в точности повторяется тело функции main() из листинга 6.4. Цель этого повторения — показать, что применение подставляемых вариантов функций не внесло изменений в использование этих функций.
Классы содержащие другие классы в качестве данных-членов
Нет ничего необычного в построении сложного класса путем объявления более простых классов и последующего включения их в объявление сложного класса. Например, можно объявить класс колеса, класс мотора, класс коробки передач и т.д., а затем объединить их в класс автомобиля. Тем самым объявляются и взаимоотношения между классами. Автомобиль имеет мотор, колеса и коробку передач.
|
|
Рассмотрим второй пример. Прямоугольник состоит из линий. Линия определяется двумя точками. Каждая точка определяется координатами x и у. В листинге 6.8 показано объявление класса Rectangle, которое содержится в файле RECTANGLE.hpp. Поскольку прямоугольник определяется четырьмя линиями, соединяющими четыре точки, и каждая точка имеет координаты на графике, то сначала будет объявлен класс Point для хранения координат x,y каждой точки. Листинг 6.9 содержит объявления обоих классов.
Листинг 6.8. Объявление классов точки и прямоугольника
1: // Начало файла Rect.hpp
2: #include <iostream.h>
3: class Point // хранит координаты x,y
4: {
5: // нет конструктора, используется конструктор по умолчанию
6: public:
7: void SetX(int x) { itsX = x; >
8: void SetY(int у) { itsY = у; }
9: int GetX() const < return itsX;}
10: int GetY() const { return itsY;}
11: private:
12: int itsX;
13: int itsY;
14: }; // конец объявления класса Point
15:
16:
17: class Rectangle
18: {
19: public:
20: Rectangle(int top, int left, int bottom, int right):.;
21: ~Rectangle() {}
22:
23: int GetTop() const { return itsTop; }
24: int GetLeft() const { return itsLeft; }
25: int GetBottom() const { return itsBottom; }
26: int GetRight() const { return itsRight; }
27:
28: Point GetUpperLeft() const { return itsUpperLeft; }
29: Point GetLowerLeft() const { return itsLowerLeft; }
30: Point GetUpperRight() const { return itsUpperRight; }
31: Point GetLowerRight() const { return itsLowerRight; }
|
|
32:
33: void SetUpperLeft(Point Location) {itsUpperLeft = Location; }
34: void SetLowerLeft(Point Location) {itsLowerLeft = Location; }
35: void SetUpperRight(Point Location) {itsUpperRight = Location; }
36: void SetLowerRight(Point Location) {itsLowerRight = Location; }
37:
38: void SetTop(int top) { itsTop = top; }
39: void SetLeft (int left) { itsLeft = left; }
40: void SetBottorn (int bottom) { itsBottom = bottom; }
41: void SetRight (int right) { itsRight = right; }
42:
43: int GetArea() const;
44:
45: private:
46: Point itsUpperLeft;
47: Point itsUpperRight;
48: Point itsLowerLeft;
49: Point itsLowerRight;
50: int itsTop;
51: int itsLeft;
52: int itsBottom;
53: int itsRight;
54: };
55: // конец файла Rect.hpp
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!