Листинг 4.10. Пример использования условного оператора



1: // Листинг 4.10. Пример использования условного оператора

2: //

3: #include <iostream.h>

4: int main()

5: {

6: int x. у, z;

7: cout << "Enter two numbers.\n";

8: cout << "First: ";

9: cin >> x;

10: cout << "\nSecond: ";

11: cin >> у;

12: cout << "\n";

13:

14: if (x > у)

15: z = x;

16: else

17: z = у;

18:

19: cout << "z: " << z;

20: cout << "\n";

21:

22: z = (x > у) ? x : у;

23:

24: cout << "z: " << z;

25: cout << "\n";

26: return 0;

27: }

 

Результат:

Enter two numbers.

First: 5

Second: 8

z: 8

z: 8

 

Анализ: Сначала создается три целочисленные переменные: x, у и z. Значения первых двух вводятся пользователем. Затем в строке 14 выполняется инструкция if, которая позволяет узнать, какое из введенных значений больше, причем выявленное большее значение присваивается переменной z. Это значение выводится на экран в строке 19.

Ту же самую проверку выполняет в строке 22 условный оператор и присваивает переменной z большее значение. Он читается следующим образом: "Если x больше у, возвращаем значение x; в противном случае возвращаем значение у". Возвращаемое значение присваивается переменной z. Это значение выводится на экран в строке 24. Как видите, инструкция, содержащая условный оператор, является более коротким эквивалентом инструкции if...else.

 

Резюме

 

Данное занятие охватывает большой объем материала. Вы узнали, что представляют собой операторы и выражения в языке C++, какие разновидности операторов существуют в C++ и как работает оператор if.

Теперь вы знаете, что блок выражений, заключенный внутри пары фигурных скобок, можно использовать вместо одиночного выражения.

Вы также узнали, что каждое выражение возвращает некоторое значение и что это значение можно проверить с помощью инструкции if или условного оператора. Теперь с помощью логических операторов вы можете проверять ряд условий и сравнивать различные значения с помощью операторов отношений. Кроме того, используя оператор присваивания, вы научились присваивать значения переменным.

Вы также познакомились с приоритетами операторов и теперь знаете, как с помощью круглых скобок изменить порядок выполнения операторов, обусловленный их приоритетами, и упростить анализ программного кода.

 

Вопросы и ответы

 

Зачем нужны круглые скобки, если можно определить последовательность выполнения операторов по их приоритетам?

Действительно, как программисту, так и компилятору должны быть хорошо известны приоритеты выполнения всех операторов. Но, несмотря на это, стоит использовать круглые скобки, если они облегчают понимание программы, а значит, и дальнейшую работу с ней.

Если операторы отношений всегда возвращают значения true или false, то почему любое ненулевое значение считается истинным (true)?

Операторы отношений всегда возвращают значения true или false, но в выражениях условий можно использовать любые другие выражения, возвращающие числовые значения. Например:

if ( (x = а + b) == 35 )

Это вполне подходящее условие для выражения на языке C++. При его выполнении будет вычислено значение даже в том случае, если сумма переменных а и Ь не равна числу 35. Кроме того, обратите внимание, что переменной x в любом случае будет присвоено значение переменных а и b.

Какое воздействие оказывают на программу символы табуляции, пробелы и символы перехода на новую строку?

Символы табуляции, пробелы и символы разрывов строк (все их часто называют символами пробелов) никак не влияют на программу, хотя могут сделать ее более читабельной.

Отрицательные числа считаются истинными или ложными?

Все числа, не равные нулю (как положительные, так и отрицательные), воспринимаются как истинные.

 

Коллоквиум

 

В этом разделе предлагаются вопросы для самоконтроля и укрепления полученных знаний и приводится несколько упражнений, которые помогут закрепить ваши практические навыки. Попытайтесь самостоятельно ответить на вопросы теста и выполнить задания, а потом сверьте полученные результаты с ответами в приложении Г. Не приступайте к изучению материала следующей главы, если для вас остались неясными хотя бы некоторые из предложенных ниже вопросов.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое выражение?

2. Является ли запись x = 5 + 7 выражением? Каково его значение?

3. Каково значение выражения 201 / 4?

4. Каково значение выражения 201 % 4?

5. Если переменные myAge, а и b имеют тип int, то каковы будут их значения после выполнения выражения:

myAge = 39;

а = myAge++;

b = ++myAge;

6. Каково значение выражения 8+2*3?

7. Какая разница между выражениями if(x = 3) и if(x == 3)?

8. Будут ли следующие выражения возвращать true или false?

а) 0

б) 1

в) -1

г) x = 0

д) x == 0 // предположим, что x имеет значение 0

 

 

Упражнения

 

1. Напишите один оператор if, который проверяет две целочисленные переменные и присваивает переменной с большим значением меньшее значение, используя только один дополнительный оператор else.

2. Проанализируйте следующую программу. Представьте, что вы ввели три значения. Какой результат вы ожидаете получить?

1: #include <iostream.h>

2: int main()

3: {

4: int a, b, с;

5: cout << "Please enter three numbers\n";

6: cout << "a: ";

7: cin >> a;

8: cout << "\nb: ";

9: cin >> b;

10: cout << "\nc: ";

11: cin >> c;

12:

13: if (c = (a-b))

14: { cout << "a: ";

15: cout << a:

16: cout << "minus b: ";

17: cout << b;

18: cout << "equals c: ";

19: cout << c << endl;}

20: else

21: cout << "a-b does not equal c: " << endl;

22: return 0;

23: }

3. Введите программу из упражнения 2; скомпилируйте, скомпонуйте и запустите ее на выполнение. Введите числа 20, 10 и 50. Вы получили результат, который и ожидали? Почему нет?

4. Проанализируйте эту программу и спрогнозируйте результат:

1: #include <iostream.h>

2: int main()

3: {

4: int а = 1, Ь = 1, с;

5: if (с = (a-b))

6: cout << "The value of с is: " << с;

7: return 0;

8: }

5. Введите, скомпилируйте, скомпонуйте и запустите на выполнение программу из упражнения 4. Каков был результат? Почему?

 

День 5-й. Функции

 

Несмотря на то что при объектно-ориентированном программировании внимание акцентируется не на функциях, а на объектах, функции тем не менее остаются центральным компонентом любой программы. Итак, сегодня вы узнаете:

• Что такое функция и из чего она состоит

• Как объявлять и определять функции

• Как передавать параметры функциям

• Как возвращать значение функции

Что такое функция

 

Функция по своей сути — это подпрограмма, которая может манипулировать данными и возвращать некоторое значение. Каждая программа C++ имеет по крайней мере одну функцию main(), которая при запуске программы вызывается автоматически. Функция main() может вызывать другие функции, те, в свою очередь, могут вызывать следующие и т.д.

Каждая функция обладает собственным именем, и, когда оно встречается в программе, управление переходит к телу данной функции. Этот процесс называется вызовом функции (или обращением к функции). По возвращении из функции выполнение программы возобновляется со строки, следующей после вызова функции. Такая схема выполнения программы показана на рис. 5.1.

Хорошо разработанные функции должны выполнять конкретную и вполне понятую задачу. Сложные задачи следует "разбивать" на несколько более простых, достаточно легко реализуемых с помощью отдельных функций, которые затем могут вызываться по очереди.

Различают два вида функций: определяемые пользователем (нестандартные) и встроенные. Встроенные функции являются составной частью пакета компилятора и предоставляются фирмой-изготовителем. Нестандартные функции создаются самим программистом.

 

Рис. 5.1. Когда программа вызывает функцию, управление переходит к телу функции, а затем выполнение программы возобновляется со стро­ки, следующей после вызова

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!