Каковы причины и последствия хандры Онегина? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)



 

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа, изображается Пушкиным молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dаndy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этой комедии – Чацкий – как и Онегин не доволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что‑то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам, не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке: в театре, в кабинете, на балу, описывая его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». Нет, рано чувства в нем остыли…», «…разлюбил он наконец/ И брань, и саблю, и свинец» и «ничто не трогало его…». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние – доминанта в характере Онегина П. А.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры». Холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из‑за этого ли впоследствии герой М. Ю. Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. Интересно, что Печорин, как и Онегин и Чацкий, отвергает общество, но борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Онегина и Печорина разные жизненные пути, но результат один – хандра и тоска.

Что же является причиной этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» приписал хандру Онегина его врожденному, природному критицизму, присущему русскому здравому смыслу, то есть он снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Но это не совсем верно, ведь трагическая разочарованность, хандра Онегина предстают как закономерное следствие той системы жизненных ценностей, которая была принята в тогдашнем дворянском обществе.

Дружба Евгения и Ленского показывает, что Онегин не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете не мало. Отличие его от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа.

Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Он утверждает, что Онегин «носит красивое разочарование». Но, на мой взгляд, с критиком нельзя согласиться, ведь хандра Онегина – это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду – в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. И только после возвращения в Москву, когда Онегин встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, он излечивается от хандры. Влюбленность в Татьяну излечивает его от скуки:

 

Ему припомнилась пора,

Когда жестокая хандра

за ним гналась.

 

Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться – все это доступно только здоровому человеку. Но теперь уже было поздно – Татьяна замужем за другим, и нет никаких надежд на счастье.

Интересно заметить, что на совести Онегина смерть близкого человека – Владимира Ленского, а Печорин убил на дуэли Грушницкого. Видимо, эгоизм и хандра могут привести к трагедии.

Таким образом, Пушкин, как и Лермонтов, показывает, что «русская хандра» – это далеко не модная поза, не безобидное качества или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

 

«Наука страсти нежной» и подлинная любовь в жизни Онегина

 

В первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни – пустой и бессмысленной. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами составляют содержание едва ли не каждого дня жизни молодого героя, пользующегося, однако, явной симпатией автора.

Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нем весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «хорошести», как‑то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как‑то иронично. Автор с каким‑то неповторимо корректным смакованием хвалит Онегина, но в то же время всегда остается капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, поэту нравятся его черты, он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней…

Одной из первых характеристик героя является выражение «молодой повеса», достаточно ясно, на мой взгляд, отражающее одну из основных черт натуры Онегина. Лучше всего Евгений владел «наукой страсти нежной»:

 

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

 

Любовь для Онегина, каким предстает он в начале произведения, была действительно всего лишь «наукой», которую, постоянно вращаясь в высшем петербургском обществе, при желании не так уж и трудно освоить. Для этого не нужно быть обладателем сказочного богатства или блестящей внешности, хотя и то, и другое ценилось искушенными в любви и страсти светскими львицами, безо всякого стыда и смущения изменявшими своим сановитым мужьям. Главное – умение «играть», подражать знаменитым героям модных в то время романов, иметь хорошие актерские способности. Для Онегина не существовало настоящей любви, он всего лишь лицедействовал – и потому не принимал близко к сердцу ни любовные неудачи, ни победы.

Нет ничего странного, что в итоге Евгений оказался пресыщенным и «зараженным» широко распространенной среди золотой молодежи того времени хандрой:

 

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум…

 

Казалось бы, такой человек вряд ли способен когда‑либо проникнуться настоящим, сильным чувством. И действительно, поначалу, узнав о любви Татьяны, Онегин способен ответить лишь неким жалким подобием высокого чувства:

 

Я вас люблю любовью брата –

И, может быть, еще нежней…

 

Однако это уже что‑то для человека, привыкшего воспринимать любовь как актерство, как источник удовольствий. После встречи с Татьяной период «театральной» жизни Онегина заканчивается.

В восьмой главе романа мы видим его двадцатишестилетним, измученным бездельем и одиноким «странником». Он встречает Татьяну. Ее превращение в блестящую светскую даму, пленяющую всех безупречным вкусом, простым обхождением, такую «равнодушную» и «смелую» к нему самому, заставляет Онегина позабыть о «страсти нежной» и почувствовать истинную пламенную любовь. Он потрясен и пишет в письме Татьяне, так похожем на ее собственное:

 

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!..

 

В восьмой главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и Онегин готов к гибели, как когда‑то Татьяна желала заплатить жизнью за любовь. Но если Татьяна добровольно отдается любовному порыву, она рада новому для нее чувству, то Онегин «свое безумство проклинает». Но в «безумстве» героя мы, равно как и автор романа, видим результат его перерождения, мы понимаем, что никогда уже он не будет прежним Онегиным – «актером» и повесой. И вместе с болью и состраданием к лишенному последней надежды на счастье герою чувствуем тихую радость: любовь – подлинная и высокая – победила.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 742; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!