Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)



 

Историческая повесть «Капитанская дочка» была написана А. С. Пушкиным в 1833–1836 гг. В основе сюжета – жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева и дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой.

Главное действующее лицо – он же мемуарист‑рассказчик – Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается ввязаным в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование. Отец его – Андрей Петрович Гринев – старый гвардейский офицер, который всю свою жизнь прожил по законам чести и долга, которые он понимал как верность присяге и службу на пользу государства. Перед отъездом Петруши на службу наставляет сына: «Береги честь смолоду». И это наставление стало девизом жизни Петра Гринева. Тем не менее он смог увидеть положительные качества в Пугачеве: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная (Маша Миронова) Гринев обращается за помощью именно к Пугачеву.

Дружба с предводителем восстания должна бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу Гринева. И, действительно, его арестовывают по доносу Швабрина. Но и тут Гринев держится с честью, не рассказывает причин его дружбы с Пугачевым, не предает свою любимую ради спасения собственной жизни. Гринев всегда и со всеми честен, он полагает правду «самым простым, а вместе с тем самым надежным способом» оправдания.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он – столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное – сохранение своей жизни. Швабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он – эгоист. Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить выйти за него замуж.

Кроме того, самолюбие Швабрина было уязвлено уже тем, что еще до восстания Маша Миронова, простая бедная девушка, не имеющая в этой богом забытой крепости никаких видов на замужество, вдруг отказала ему, дворянину, прекрасному офицеру. Швабрин пытается отомстить, что проявляется, во‑первых, в его захвате насильно Маши под стражу, а во‑вторых, – в доносе на Гринева, который он написал не только, чтобы в очередной раз низостью и подлостью спасти себе жизнь, но и в качестве мести, так как Маша предпочла Швабрину Гринева. Солгать, оклеветать человека для него не представляет ровно никакого труда.

Пугачев, будучи от природы человеком неглупым, сразу видит разницу между Гриневым и Швабриным.

Он не может не уважать Гринева, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорить правду и сохранять верность однажды данной присяге. Но он не может уважать Швабрина и ему подобных, которые в любую минуту, «при первой неудаче… свою шкуру выкупят моею (то есть Пугачева) головою». Ведь Пугачев прекрасно понимал, что многие в крепости, среди которых был и Швабрин, приняли Пугачева лишь из боязни потерять жизнь. И именно Пугачев решает дело с Машей Мироновой, освобождает ее из плена Швабрина.

И так, в образах Гринева и Швабрина Пушкин показал два разных человеческих типа, два разных жизненных пути дворян. И в наше время и всегда есть и будут люди, подобные Гриневу и Швабрину.

 

«Душа твоя прекрасна…» (образ возлюбленной в пушкинской лирике)

 

Прочитав тему данного сочинения, каждый наверняка представит себе великое множество страниц, исписанных пушкинским мелким почерком и испещренных абрисами прекрасных женщин, вызывавших в сердце поэта любовное чувство.

Как известно, великий русский поэт был страстным поклонником женской красоты, которую и запечатлел в стихах, прозе и рисунках. Он сам признается в этом следующим образом:

 

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

 

Однако любовь к женщине для поэта – это не пылкая страсть, которая, начавшись бурно и нетерпеливо, очень скоро проходит, не оставляя в сердце и следа. Любовь к женщине для него – это всегда душевное страдание:

 

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,

Восторгом чувственным, безумством, исступленьем…

О, как милее ты, смиренница моя!

О, как мучительно тобою счастлив я…

 

Прекрасная дама для поэта – всегда неземное существо, небожительница, мадонна, перед которой он преклоняется, чью красоту он воспевает.

Читая стихи, посвященные прекрасной возлюбленной, мы сразу же понимаем, что женщина в жизни поэта – это всегда явление роковое, приносящее одновременно и счастье, и беду, и упоение, и страдание:

 

Я призрак милый, роковой,

Тебя увидев, забываю;

Но ты поешь – и предо мной

Его я вновь воображаю.

 

Именно в этих строках проявился потрясающий дар предвидения поэта, сумевшего предугадать собственную судьбу.

В строках его стихов мы не найдем откровений о радости и обретенном окончательно счастье, но только грусть, печаль, несбывшиеся мечты, связанные с далекой возлюбленной:

 

Мне грустно и легко: печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

 

Помимо единственной любви, дамы, чей образ постоянно в сердце, поэт не оставляет вниманием и женщин, встреченных в пути, в многочисленных переездах, вдали от родины. Так, замечательны образы грузинок, родившиеся у Пушкина во время путешествия по Кавказу:

 

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной…

 

Знатные барышни далеко не всегда отвечали поэту, известному своим бурным нравом и не отличавшемуся красотой, взаимными чувствами. Пушкин, пытаясь смириться с этим, описал свои ощущения в стихах следующим образом:

 

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

 

Два наиболее известных стихотворения Пушкина, посвященных прекрасной возлюбленной, стали текстами замечательных романсов, созданных известными русскими композиторами. Это не случайно, ведь строки, написанные поэтом, столь лиричны, так наполнены внутренним звучанием, что переложение их на музыку стало совершенно естественным.

В одном из названных стихотворений, «Я помню чудное мгновенье…», Пушкин создал образ женщины‑видения, столь характерный для всего его творчества и нашедший в этих строках свое логическое завершение:

 

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

 

Этот образ настолько значим для поэта, что именно с ним Пушкин связывает вдохновение, желание жить и творить.

Во втором стихотворении поэт проявляет себя как идеальный возлюбленный, рыцарь, восхищающийся красотой дамы, но никогда не решающийся приблизиться к ней, с тем чтобы потревожить ее покой:

 

Я не хочу печалить вас ничем…

 

Это лирическое обращение говорит читателю о многом: о том, что любовное чувство поэта осталось безответным и смогло найти выражение только на бумаге, превратившись в прекрасные строки о тихом поклонении возлюбленной.

Может показаться, что неразделенная любовь слишком травмирует чувствительную душу поэта, не давая ему покоя, повсеместно преследуя и лишая сна. Однако более верно предположение о том, что великий поэт нуждается в подобного рода переживаниях, поскольку они стимулируют его творчество, давая возможность создавать множество прекрасных стихов.

 

«Вращается весь мир вкруг человека, ужель один недвижим будет он…» (философская лирика А. С. Пушкина)

 

Как и любой гениальный творец, А. С. Пушкин охватил в своем творчестве множество разнообразных проблем: любовь, встречи и расставания, дружбу, душевное смятение, поиск смысла жизни и многие другие. Среди всего названного многообразия философская лирика занимает особое место.

Основными проблемами, которые живо интересуют поэта и привлекают его внимание, можно назвать смысл жизни человека вообще, смысл жизни поэта, свободу личности и творчества, мотив возмужания и старения, мотив взросления ума.

К размышлениям о смысле жизни рано или поздно обращается каждый человек. Поэт же сталкивается с данной проблемой постоянно, ведь его мысль всегда находится на переднем крае, она чутка ко всему, ловит на лету новые идеи и мнения.

Например, в стихотворении «Мое беспечное незнанье…» Пушкин размышляет следующим образом:

 

Взглянул на мир я взором ясным

И изумился тишине;

Ужели он казался мне

Столь величавым и прекрасным?

 

Однако иногда сквозь мрачную пелену пессимизма проскальзывает луч света, рассеивающий безнадежность жизни в восприятии Пушкина. Например, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» поэт пишет:

 

…душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

 

Автор этих строк указывает на то, что, возможно, по прошествии лет сделанное им при жизни, кажущееся сейчас бессмысленным, все же обретет свой истинный смысл и назначение.

В стихотворении «Пророк» автор живо и на высоком эмоциональном уровне описал картину своей встречи с ангелом, несущим дар пророчества. Этот сюжет был навеян скорее всего библейскими сказаниями, в частности знаменательным случаем с апостолом Павлом, который, услышав в пустыне глас Бога, зовущий его, уверовал и стал путешествовать по разным странам, неся с собой весть об искупительной жертве Иисуса Христа.

В строках этого стихотворения Пушкин также говорит о гласе Бога, услышанном в пустыне и сказавшем ему:

 

«Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

 

В этих словах очень емко и полно отображается восприятие автором предназначения и миссии поэта: нести людям свет истины, обращаться к их сердцу, заставлять окаменевшие души просыпаться для новой жизни. Именно об этом он написал в стихотворении «Поэт»:

 

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

 

Очень важна для Пушкина тема противостояния поэта и толпы. Творец, пытающийся нести людям свет истины, часто сталкивается с косностью окружающих, с нежеланием услышать пророчество, с непониманием и даже ненавистью. Вот как Пушкин описывает свои мысли по этому поводу в стихотворении «Поэту»:

 

…Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

 

С темой противостояния поэта и толпы сопряжена проблема взаимоотношений поэта и власти, а также мотив свободы творца. Сам Пушкин, неоднократно сталкивавшийся с недовольством власть предержащих, как никто другой мог выразить в стихах стремление творческого человека к свободе и независимости. Так, в стихотворении «Из Пиндемонти» он пишет так:

 

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам равно?..

 

И далее:

 

…Никому

Ответа не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…

 

И еще один философский мотив, нашедший отражение в творчестве Пушкина, – это тема неумолимого течения времени, смены возрастов человека и сопровождающего их взросления ума. Так, в стихотворении «Телега жизни» поэт замечательно нарисовал свое представление о течении времени в образе телеги, ход которой все замедляется в беге дней.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!