Глава 1. Монархическая форма правления



РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По актуальным проблемам теории государства и права

 на тему:

“ Форма государственного правления: понятие и виды ”

Выполнил студент ЮСТ-Д-5-3

Галашко Александр Сергеевич

Москва 2011

Содержание

 

Введение                                                                                                       3

Глава 1. Монархическая форма правления                                               7

1.1. Понятие и признаки монархии                                                            7

1.2. Виды монархии                                                                                    9

1.3. Достоинства и недостатки монархии.                                                12

1.4. Идеи возрождения монархии в России                                             15

Глава 2. Республиканская форма правления                                           18

2.1. Понятие и признаки республики                                                       18

2.2. Виды республики                                                                               20

2.3. Достоинства и недостатки республики                                              23

Глава 3. Смешанные формы правления                                                   25

3.1. Виды смешанных форм правления                                                   26

3.2. Форма государственного правления в современной России           30

3.3. Достоинства и недостатки смешанных форм правления                  32

Заключение                                                                                                34

Список литературы                                                                                   35

 


Введение

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не "отвлеченное понятие" и не "политическая схема", безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. "Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию".

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.[1]

В данной работе мы рассмотрим одну из составляющих формы государства – форму государственного правления.

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.[2]

Наука, фиксируя реально возникающие в истории формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них — это деление форм правления по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — монархия, если многим — аристократия, если всем — демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй — в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными — те, в которых преобладает личный интерес.

Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные принципы — силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность — в аристократии, честь — в монархии, страх — в деспотии.[3]

Помимо названых критериев в отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко применялись так называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов.[4] В чем конкретно выражается это «юридическое положение»? Согласно представлениям различных авторов, многократно подтвержденных самой жизнью и политико-правовой практикой, оно может выражаться: во-первых, в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства и самой государственной власти; во-вторых,  в ответственности их перед народом, нацией, парламентом и т.д. в условиях республики и «полной безответственности» в условиях существования монархии.[5] Так же, различное юридическое положение носителей власти в условиях республики и монархии проявляется в том, что в первом случае в организации и деятельности высших и местных государственных органов преобладают принципы коллегиальности, а во втором – единоличности.[6]

Классифицируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что подразделение форм на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Однако в современном мире нет абстрактных монархических или республиканских форм как таковых – это теория. На практике же существуют конкретные формы тех или иных государств, а также их конкретные обусловленные различными объективными и субъективными обстоятельствами  разновидности. Этим и обуславливается актуальность данного исследования.

Цель нашей работы – рассмотреть классические или типичные формы правления в их многообразии и проявившиеся в современных условиях смешанные и "гибридные", нетипичные формы правления, отражающие тенденции развития современного общества.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

1) изложить понятие и признаки монархической и республиканской форм правления и разграничить их виды;

2) изложить существующие смешанные формы правления;

3) выделить достоинства и недостатки рассматриваемых форма правления;

4) охарактеризовать форму правления в России.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем понятие и виды монархии.  Определяем основные достоинства и недостатки монархической формы правления. Так же здесь приводим мнения российских монархистов о необходимости возрождения монархии в России.

Во второй главе мы рассматриваем понятие и виды республиканской формы правления, выделяем основные её достоинства и недостатки.  

В третьей главе мы исследуем существующие смешанные формы правления и приходим к выводу, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития.

Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Методы, которые мы использовали в работе – это анализ, синтез и сравнительный метод.

Для данной курсовой работы мы использовали литературу таких авторов, как: Чиркина В.Е, Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В. и других.


Глава 1. Монархическая форма правления

Понятие и признаки монархии

Монархия (от греч. monarhia – единовластие, единодержавие) – это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик ХIV (1643—1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: «Государство – это я».

Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская. Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: «собрать восемь углов мира под одной крышей»[7]. Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным праздником и отмечается как день основания государства. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.[8]

Античные мыслители считали монархию одной из правильных форм правления. Другие модели организации публичной власти, по их мнению, не могли в полной мере обеспечить процветания государства. Так, демократия порождает бесчисленное количество демагогов, стремящихся получить доступ к казне для увеличения личного благосостояния за счет общественного. Более того, народоправство, как правило, заканчивается тиранией. Аристократия стремительно перерождается в олигархию — власть богатых для богатых. Ни греки, ни римляне не отрицали возможности сочетания демократических институтов с монархическими учреждениями (базилевсы и цари, вожди и рексы), где суверенитет народа реализовывался не вопреки, а благодаря полномочиям его единоличных правителей. Античные мыслители утверждали, что монархию необходимо усовершенствовать, смешав три формы правления: самодержавие, аристократию и демократию[9].

Каковы общие черты монархической формы правления независимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания - «милостью Божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия - в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.[10]

Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления – это как бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от перечисленных юридических признаков.[11]

Виды монархии

Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря чему ей и удалось выжить в современных условиях. История государственности была по существу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности; сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством и абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, как наемная армия, чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним) и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и, в частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия.[12]

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).[13]

Рассмотрим более подробно каждый из видов монархии.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского Воинского устава «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений, начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В мировой истории, например, такими странами были Россия XVII—XVIII вв. и Франция до революции 1789 г. На сегодняшний день в мире насчитывается восемь абсолютных монархий (Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.).

Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.).

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871—1918), а сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность накладывает определенный отпечаток на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной власти.[14]


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!