Чистота сексуальных отношений



В данном разделе речь идет о блуде, распутстве (4:3). Павел, возможно, узнал о каком-то конкретном случае в общине или, может быть, все еще продолжает эту актуальную тему в связи с известной всем сексуальнойраспущенностью язычников; следует учесть и его пребывание в Коринфе, городе, который вошел в поговорку из-за процветавшего там разврата. Неженатые греческие мужчины (моложе тридцати лет) обычно вступали в связь с проститутками, рабами и практиковали гомосексуализм; греческая религия и культура не ставили этому никаких преград.

4:1,2. Передачу слов и мыслей ранних учителей богословы называют традицией, или преданием. Павел и его помощники провели много времени в Фессалонике, передавая новообращенным изречения Иисуса; в

Павел возвращается к некоторым из них.

4:3 . В греческой и римской практике допускалась сексуальная связь с проститутками и рабами. По римскому закону добрачные половые отношения мужчин запрещались лишь в том случае, если они имели место между аристократом и женщиной из высшего общества (это называлось stuprum — бесчестье, позор, разврат). Иудаизм гораздо строже подходил к этому, связывая сексуальные отношения рамками брака (хотя из литературы известно, что некоторые еврейские мужчины впадали в греховные добрачные и внебрачные сексуальные связи). Павел осуждает распутство любого рода, хотя здесь он фокусирует свое внимание наособом примере (4:6). Он придерживается ветхозаветной точки зрения о том, что сексуальные связи мужчины до брака с другой женщиной, не со своей будущей супругой, — это оскорбление именно будущейсупруги, а потому рассматривается как еще одна форма прелюбодеяния (Втор. 22:13–29). (Это утверждение, конечно же, не означает, что иудаизм разрешал добрачные половые отношения мужчины со своей будущейсупругой, — с позиций ветхозаветного установления, по которому брак рассматривался как завет-договор; здесь просто подчеркивается, что сексуальные связи до брака с кем-то другим рассматривались как тяжкое оскорбление будущей супруги.)

4:4. «Сосуд» — это обычная метафора для обозначения тела в греческой и еврейской литературе диаспоры; изредка она применялась по отношению к жене (в ряде еврейских текстов и в 1 Пет. 3:7 — в качестве варианта истолкования). Здесь, вероятно, речь идет о «теле», хотя это и не бесспорно.

4:5 . Восприняв более аскетические греко-римские идеалы, некоторые еврейские писатели диаспоры решили, что сексуальные отношения допускаются лишь с целью воспроизводства потомства, и сексуальные желания, даже по отношению к собственной жене, неприемлемы. Поскольку Павел в другом своем послании говорит отом, что удовлетворение страстей возможно только в браке (1 Кор. 7:2–9), более вероятно, что здесь он противостоит только удовлетворению похоти путем разврата, вне брака (1 Фес. 4:6), а не сексуальнымудовольствиям в браке. Иудеи считали, что практически все язычники отличаются распутством (более поздние раввины утверждали, что трудно ожидать девственности у языческой женщины, которой исполнилось три года и один день); действительно, большинство языческих женщин были распутными. Хотя многие читатели Павла были неевреями, этническими язычниками, он ожидал от них осознания своейдуховности: по духу они уже не язычники, поскольку обращены в христианскую веру (ср.: Рим. 2:29).

4:6 . Прелюбодеяние, или, как его часто определяли, «воровство жены», было наказуемо по римскому закону; в некоторых обстоятельствах пару, застигнутую в акте прелюбодеяния, убивали на месте. Однакопрелюбодеяние обычно оставалось ненаказанным; но муж, который знал об измене своей жены, должен был развестись с ней, в противном случае его привлекали к суду по обвинению в сводничестве (lenocinium) . Палестинский иудаизм более не мог применять предусматривавшуюся в Ветхом Завете смертную казнь за супружескую измену, но иудеи верили, что если они этого не могут, то Бог воздаст виновным в таком грехе (особенно в Судный день).

4:7 . Во всех древних культурах считалось, что половой акт делал человека на некоторое время ритуально нечистым. Эта нечистота, в метафорическом смысле, может распространиться и на дух — в случае сексуального греха. «Святость» означает «от-деленность» для Бога. Израиль в Ветхом Завете был «отделен» для Бога, а потому призывался к жизни в святости (быть святым, как свят Бог; см., напр.: Лев. 20:24–26).

4:8 . Согласно еврейским текстам, Святой Дух, наряду с другими своими функциями, призван вдохновлять пророков и очищать праведных; последнее особенно ярко выражено в литературе ессеев и основано на Иез. 36:25–27. Даже те, кто не знаком с этой ролью Духа, может понять мысль Павла из самого титула(Святойпух); хотя ветхозаветные авторы называют Духа Божьего «Святым Духом» только дважды, во времена Павла этот титул был общепризнанным, буквально он переводится как «Дух святости». Павел имеет в виду Духа, Который очищает и отделяет народ Божий (1 Фес. 4:7).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!