ВОСТОК ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ



БИЛЕТ 1 КУЛЬТУРА ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Эвристический подход Согласно эвристическому подходу сущность культуры усматривается в творчестве и соответственно в свободе, поскольку творчество является высшим выражением человеческой свободы. Аксиологический подход Согласно этому подходу культура есть совокупность духовных и материальных ценностей. Этот подход позволяет определить само «вещество», из которого состоит культура, ее субстрат. Таковыми, действительно, являются ценности. Таким образом, недостаток аксиологического подхода можно усмотреть в том, что культура с этой точки зрения предстает как некий «склад» ценностей. Нет движения, непонятно, по какому принципу разложены ценности по полкам. Семиотический подход (греч. semeion — знак) концепция, согласно которой культура есть система знаков, кодов, шифров, образующая искусственно созданную человеком реальность. Заслуга сторонников семиотической концепции заключается в том, что они обращают внимание на значение языков культуры и различия между ними. Язык культуры — это система определенных культурных (т. е. искусственно созданных) объектов, Технологический подход С этой точки зрения культура определяется как совокупность способов и результатов человеческой деятельности. В этом случае на сцене появляется человек как творец культуры. Однако вопрос, зачем он это делает, зачем нужна культура, остается все-таки без ответа. Функциональный подход С этой точки зрения культура определяется как вне биологически выработанный способ человеческой жизнедеятельности. Здесь содержится указание на тот бесспорный факт, что человек является таким живым существом, которое не может существовать в природе в своем естественном состоянии. Он не имеет ни силы, свойственной одним видам животных, ни ловкости, свойственной другим. Он не может жить без одежды, специально построенного жилища, не может питаться только тем, что он может взять у природы в готовом виде. Все это дает ему культура, т. е. то, что создается искусственно.

ХРИСТИАНСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУ

Христианство сыграло большую роль в становлении западноевропейской культуры, богатая культура Европы восходит своими корнями и к философии, к скульптуре и архитектуре, к театру античности, т. е. ко всему тому, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на характер и формы культуры, на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество, – церковная архитектура – призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов.


БИЛЕТ 2   Проблема единства и многообразия культур

Единство культуры и многообразие культур является одной из проблем теории антропосоциогенеза – совместного процесса зарождения и развития человека и общества. Человек одновременно формируется как биологический организм и как создатель культуры. В теории антропосоциогенеза выделяются два больших этапа:

1) первобытный – высокий уровень мутационных процессов и однообразие культуры;

2) современный – медленный темп генетических изменений, рост многообразия культур и возрастание темпов соц. изменений. Единство культуры является базовым для всех последующих этапов и форм ее развития. Проведение типологии культуры в условиях ее динамических изменений должно основываться на двух базовых аспектах – социальном и историческом. Историч. типологии проводились Шпенглером, Данилевским, Гумилевым, Тойнби и др. Тойнби, основоположник «теории локальных цивилизаций», устанавливает 3 этапа развития каждой цивилизации: 1) архаический, существовавший до появления письменности и соответствующий первобытному строю; 2) письменный, связываемый с постройкой первых городов, образованием государств, развитием разделения труда и товарного обмена; 3) современный, характеризующийся формированием цивилизаций на основе церквей, высоким техническим оснащением и развитием коммуникационных систем.

ВОСТОК ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ

Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.

Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство

хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре .

Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду.

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии.


БИЛЕТ 3  ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛТУРЕ                             (лист 1 листов 2)

Понятия «постмодернизм», «постмодерн» многозначны и используются для обозначения направления в современной философии, искусстве, политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии.

Постмодернизм выступает как характеристика определенного способа менталитета, мировосприятия, мироощущение и оценки познавательных возможностей человека и места и роли в окружающем мире.

Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг., благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Термин «постмодерн» входит к 1917 г.в период Первой мировой войны . Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Первоначально «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. После в термин вложили смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса и разрыва между элитарной и массовой культурой.

Этот термин чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономический, технологической и социально-политической сфере.

Исследователи постмодернизма склоняются к тому , что постмодернизм впервые возникает в сфере художественной культуры ( в США - с конца 40-х начала 50-х годов) . Во Франции ( с установление Пятой республики -1958г.). Затем скоро распространяется на другие сферы: философию, политику, религию, науку.

Началом постмодернизма считают статью Лесли Фидлера -1969 «Пересекайте границу, засыпайте рвы».Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов , посвященных проблемам религии в Латинской Америке широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал , что само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения литературных экспериментов, автор придал ему иной смысл.

К настоящему времени постмодернизм прошел все главные этапы собственного становления. В конце50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике возникли первые его признаки. Затем они появились в искусстве остальных государств , США и Японии. К концу 60-х гг. Распространились на другие области культуры . В 70-е гг. происходит признание постмодернизма. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится модой. Если ранее нужно было обязательно быть модернистом и авангардистом , то сейчас стало тяжело не быть постмодернистом.


БИЛЕТ 3  Продолжение                                                                   (лист 2 листов 2)


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!