Притча Леонардо да Винчи «Орех и колокольня» 25 страница



«Вот я тороплюсь домой, а меня там не очень-то и ждут, -говорил он, приближаясь к дому и постепенно наливаясь См. далее раздел «Автономность versus Реагирование». 266 обидой. - Хоть бы одно письмо написали. Отделывались от меня звонками. А я тут иду неизвестно куда. Ведь непонятно, что там за люди живут... Почему они поселились так далеко от дороги? Наверное, есть что спрятать, от чего убегать... А хорошему человеку разве есть, что скрывать? Вот я ничего не скрываю от своей жены и друзей. А они вот не откровенны со мной. То и дело замечаю недомолвки, противоречия... А эти вообще в лесу спрятались... Да, уж им действительно есть что скрывать! С женой я может передергиваю, а эти - определенно люди скверные... И я должен бежать к ним и унижаться из-за бензина... А нужно ли дома, чтобы я приехал побыстрее?!» Когда дом показался в поле зрения, человек уже почти кричал: «Они, наверное, много гадости сделали, вот и затаились в лесу!» Подойдя к двери он увидел пожилого человека, вышедшего на шум. Тут обида захлестнула его полностью. «Да подавитесь вы своим поганым бензином!» — закричал он. Бросив пустую канистру к ногам отшатнувшегося старика, он развернулся и побежал в лес.  Вопрос: Я открыто выражаю свое несогласие или скрываю его? Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно быть сдержанным. Действительность: Нужно избавиться от обид. Призыв: Реагируя на угрозу, предпочтите гнев обиде и ненависти.  Инструкция: В течение достаточного времени открыто и активно выражайте свое несогласие и сопротивление в действиях и переживаниях, когда нечто вас не устраивает или пытается вам навредить. страх versus стыд, вина, зависимость — Ты умираешь безвинно, - сказала жена Сократа. — А ты бы хотела умирать заслуженно? — ответил ей Сократ. Диоген Лаэртский Страх развивает больше, чем любовь. Фридрих Ницше Страх — одна из величайших сил в жизни воинов, потому что он заставляет их учиться. К. Кастанеда. Внутренний огонь Не платите алиментов чувству вины, иначе она разорит вашу душу. И. Вагин Если движешься в том направлении, в котором твой страх растет, ты на правильном пути. Милораа Павич СТРАХ ВИНА Избегая того, чему не в силах противостоять, вы можете открыто показать свои чувства. Вы можете выразить свой страх, испуг, волнение, беспокойство, и это не делает вас хуже, меньше, слабее. В результате, внутри вас не тяготят и не отнимают силы переживания минувших событий. Вы часто скрываете проявления своей слабости и осуждаете их, болезненно перенося свое несовершенство. Вы часто испытываете вину и стыд, ждете неких внешних событий, когда вместо этого могли бы что-то сделать и изменить ситуацию. Для вас велик риск стать зависимым от всего, что помогает освободиться от тревоги, напряжения и принести искусственное чувство покоя, защищенности. Кроме того, на вашем чувстве вины и стыда могут легко сыграть те, кто хочет подчинить вас своей воле. 268 Это выбор чувства, с помощью которого человек избегает чуждого, нежелательного и повреждающего воздействия. Как и при гневе или обиде, имеется в виду любое воздействие, которое угрожает человеку нарушением его целостности. Но в отличие от гнева или обиды, страх или вина предполагают реакции бегства от воздействия, а не нападения на него. Это выбор способа избегания, то есть реакции, помогающие избегать воздействия, а не сопротивляться ему. В отличие от гнева или обиды эти чувства имеют иную природу. Прежде всего они не воинственны. Но тем не менее, и страх, и вина содержат в себе такие же внутренние силы. Положительная сторона выбора страха: возможность выражения и исчерпания страха. Положительная сторона выбора вины, стыда или зависимости: возможность использовать вину и стыд как замену действиям. Предпочитая страх, человек открыто выражает свои чувства перед тем, что ему угрожает, — испуг, волнение, беспокойство. Это выбор прямого выражения своих чувств в ответ на воздействие. Выбирая страх, человек присваивает себе право реагировать на воздействие с помощью слабости. Он не считает открытое проявление слабости признаком своей неполноценности. Выбор страха позволяет пережить свои чувства. Значит, он способствует избавлению от слабости, помогает перейти к конструктивным действиям. Предпочтение вины связано с подавлением страха. Такой выбор направлен на сокрытие и осуждение своей слабости. Он не предполагает изживания страха. Такой человек считает непозволительным проявление страха, слабости. Осуждая любые проявления страха, он превращает его в скрытое переживание. Страх трансформируется в вину или стыд. Этот выбор приводит к жизни в роли жертвы обстоятельств. Выбирая подавление страха, человек держит и накапливает его в себе. При этом он манипулирует своим страхом двояко: в одном случает он превращает страх в вину или стыд, в другом случае — отвлекается от страха с помощью одурманивающих заблуждений и веществ. Это приводит к зависимости. Выбор вины, стыда или зависимости — это постоянное переживание неизвестности, собственной неполно 269 ценности. Это полная управляемость извне. Выбор страха — это возможность изжить пугающую неизвестность, освободиться от ее власти. Выбирая вину, человек становится жертвой неверной оценки своих возможностей. Он предполагает, что способен действовать идеально и не совершать ошибок, то есть знает, понимает и умеет столько, что не может допустить неудачи. Он считает, что не только может ставить самые высокие цели, но и должен достигать их быстрее, лучше всех. Он считает что должен действовать так, чтобы соответствовать своим идеалам. Это может касаться его сравнения с другими людьми вообще. Например, он должен быть самым хитрым или поставить мировой рекорд в прыжках. Это также может касаться его отношений с людьми. Например, он должен быть только хорошим. Некоторые люди заходят настолько далеко, что считают себя обязанными не только действовать, но и думать, ставить цели, испытывать желания в строго определенных рамках. Повреждающее воздействие (например упрек, невыполнимое задание или несанкционированное желание) оказывает на таких людей мощное влияние. Оно показывает человеку разницу между тем, кто он есть на самом деле, и тем, что он о себе думал. Оно указывает на несовершенство. Оказываясь не способным противостоять повреждающему воздействию, человек испытывает вину. Вместо того чтобы реагировать на воздействие, человек реагирует на разрушение иллюзий о себе. Если разобраться, то любой человек, испытывающий вину, — гордец, приравнивающий себя к богам. Только Бог может все знать, уметь и не ошибаться. Если человек слабее воздействия, он может испытывать страх. Считать же себя виноватым за случившееся — значит, приравнивать себя по способностям к тому, кем на самом деле не являешься. Выбирая страх, человек готов к реальной оценке своих возможностей. Если он не готов противостоять повреждающему воздействию, то выражает это в своих чувствах. Он не приравнивает себя к богам. Свою задачу он видит в том, чтобы достигать своих целей и преодолевать препятствия. Если препятствия сильнее его, он борется с ними. При этом он выигрывает или уступает. В его переживаниях нет места вине — чувству непризнания собственных недочетов. 270 Выбирая страх и признавая собственное несовершенство, человек вовсе не смиряется с ним. При помощи страха он делает первый шаг к изменению ситуации. Такой человек не признает, что он плохой, он осознает необходимость совершенствоваться. Выбирая вину, человек не готов признавать собственное несовершенство. При этом он не делает реальных шагов для того, чтобы избавиться от несовершенства. Такой человек только переживает по поводу того, что он плохой. Собственную «пло-хость» он считает причиной, из-за которой отказывается от совершенствования. Выбор страха — это предпочтение реагировать на ситуацию. Реагирование является первым шагом к изменению ситуации. Выбор вины — предпочтение бездействия и ожидания. Вина может быть связана с самим собой или с другими людьми. В обоих случаях человек не исправляет ситуацию действиями, заменяя их на переживания. Человек, испытывающий вину за происходящее с ним, считает, что этого достаточно, чтобы не меняться. Он ждет помощи или надеется на судьбу. Человек, испытывающий вину за происходящее с другим, считает это достаточным основанием, чтобы ничего не делать. Такой человек приравнивает свою вину к благородству и высокой чувствительности. Он считает, что его вина — адекватная замена его помощи. В случае совершения действий, причиняющих вред другим людям, он считает свою вину по этому поводу достаточной расплатой. Постепенно такой человек начинает использовать свою вину как оружие. Он награждает ею подобных себе. Это те, кто, как и он, предпочитает испытывать вину, а не страх. Такими манипуляциями он заменяет реальные действия. Выбирая страх, человек реагирует на воздействие исходя из целей. Он основывается на том, мешает воздействие его целям или нет. Выбирая вину, человек реагирует на воздействие с иных позиций. Его реакция зависит от того, хорошо или плохо проявляют себя он и тот, кто на него воздействует. Вина становится для него контролером, судьей. Она выносит оценку тому, насколько он соответствовал нормам, убеждениям и правилам. Вина не только отнимает силы, лишает веры, снижает активность, увеличивает пессимизм. Человек, готовый испытывать вину, еще и мишень для манипуляций. Манипуляторы ищут и 271 назначают виновных. Нагружая виной, манипуляторы требуют за прощение совершать выгодные для них действия. Для этого они сначала выдвигают различные требования к таким людям. При невыполнении этих требований манипуляторы демонстрируют обиду, горе, разочарование. Тем самым они порождают новую вину или усиливают прежнюю. Особенно сильно, даже повреждающе на носителей вины действуют обвинения, затрагивающие их убеждения. Их механизм прост — обвинить в отсутствии соответствующих убеждений. Это чаще всего обвинения в предательстве, нечестности. Предательство — самое мощное оружие, пробивающее броню на пути к вине. Другая трансформация чувства вины — стыд. Это вина за собственное действие, которое причинило ущерб другому человеку или группе людей. Причем ущерб нередко связан с представлениями самого стыдящегося и не связан с конкретным человеком. Человек, испытывающий подобную вину, считает совершенными уже не себя, а других. Он находится под действием двух иллюзий. Во-первых, это иллюзия о том, что его окружение совершенно. Вторая иллюзия налагает на человека обязательство действовать так же совершенно, как и его окружение. В реальности действия, мысли, цели и чувства человека очевидно несовершенны. Поэтому он считает, что наносит ущерб окружающим своим несовершенством. В результате человек испытывает стыд — вину за ущерб другим людям, причиненный собственным несовершенством. Свой стыд такой человек часто оправдывает при помощи очередного убеждения, состоящего в том, что у стыда «тонкая, сложная природа», что стыд могут испытывать только люди высокого развития. Такой человек считает, что стыд, указывая на несовершенство, стимулирует к развитию. Но, как правило, стыд не стимулирует к развитию, а только отбивает охоту действовать, поскольку несовершенные действия лишь усиливают стыд. Человек готов никак не проявлять себя, чтобы не обнаружить то, что он «хуже других». Стыд — тормоз любого изменения, совершенствования. Выбор страха лучше, чем выбор вины. Вместе с тем это не самый совершенный способ реагирования. Но только испытывая, а не подавляя страх, человек сможет понять, что мешает ему действовать, не проигрывая. Только выражая свой страх, чело 272 век способен избавиться от него. Только так он может перейти к активному эмоциональному сопротивлению — гневу. И только через гнев он может перейти к действиям. Затем, научившись активно реагировать, человек может стать автономным в своих чувствах. То есть он сможет перестать реагировать вообще. ? Вопрос: Я открыто выражаю свое переживание или скрываю его? ф Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно прятать свой страх. Действительность: Нужно избавиться от вины и стыда. Призыв: Реагируя на повреждение, предпочтите страх вине и стыду. X Инструкция: Выразите все чувства, возникающие тогда, когда вы избегаете того, с чем не в состоянии справиться (слабость, испуг, волнение). горе versus тоска, апатия Оно так высоко, что его не переступить, оно так низко, что под ним не проползти, оно так широко, что его не обогнуть. Тебе нужно войти в него через дверь. Спиричуэл - негритянский духовный гимн ГОРЕ ТОСКА Вы готовы открыто Вы не признаете возможность утрат, встретить и пережить которые достаточно реальны и возможную утрату. вероятны. Если утраты касаются вас, Вы открыты любым то вы не можете полностью открыться переживаниям переживаниям, растягивая и искажая и считаете их либо пытаясь соответствовать нормальными в своих переживаниях неким нормам. любые свои Вы пытаетесь возложить ответствен- реакции на утрату. ность за ваше восстановление после Вы готовы нести утраты на кого-то кроме себя и в то всю ответственность же время не готовы принять помощь за свое восстановле- такой, какая она есть. Утраты выбивают ние после утраты. вас из жизни на больший срок, чем Поэтому вы спо- могло бы быть, и в течение жизни собны после нее напоминают о себе травмирующими вернуться к жизни, воспоминаниями. Для вас велик риск зачастую стать зависимым от любых способов став мудрее. приглушения переживаний утраты. Жизнь человека всегда сопровождается утратами. Очевидно, что чем лучше человек справляется с ними, тем он будет здоровее и успешнее. Этот выбор определяет способ переживания утраты. Есть два противоположных способа - горе или печаль. Выбор горя - это открытое признание утраты и переживание 274 по этому поводу. Выбор тоски или апатии — это подавление своих чувств по поводу утраты или замена этими чувствами реальных действий по восстановлению утраченного. Выбор горя — это освобождение от переживания утраты путем ее открытого проживания. Выбор тоски — это срастание с переживанием утраты. Это сохранение утраты внутри и противодействие окончанию переживания. Выбор тоски предусматривает все, что сохранит переживание. Выбор горя — все, что переживание устранит. Выбирая горе, человек верит, что в горе есть цель и есть конец. Цель горя — освободиться от утраты, стать больше, чем она. Выбирая тоску, человек верит, что она бесконечна. Он начинает считать, что только утрата имеет смысл, все остальное — бессмысленно. Положительная сторона выбора горя: возможность пережить утрату и выйти в дальнейшую жизнь. Положительная сторона выбора тоски, апатии: возможность при помощи переживания оправдать свое бездействие. Выбор горя предполагает готовность к утрате. Это не означает, что такой человек ждет и «притягивает» утрату. Это только принятие естественности утрат. Это не значит, что нужно приветствовать утраты и получать от них удовольствие. Это только понимание того, что переживание утраты не должно быть повреждающим и может быть развивающим. Переживание утраты не повредит в том случае, если человек встретит потерю лицом к лицу и пройдет сквозь нее. Переживание утраты развивает человека в том случае, если он приобретает возможность расширить свое восприятие и переживание мира, если в его душе места больше, чем только для переживания потери. Выбор горя — это согласие с реальностью утраты. Человек признает, что утрата — нормальная сторона жизни, что это реальность, после которой надо продолжать жить. Он готов о ней говорить и переживать ее. Он понимает, что наличие утрат неизбежно для него и его близких. В частности, он принимает тот факт, что человек, которого он любит, так или иначе его покинет. Это произойдет либо в результате смерти, либо в результате расставания. Он сам принимает этот факт и помогает принять его человеку, которого любит. При этом он понимает, что раз 275 рыв отношений — утрата не менее болезненная, чем смерть. Отличие в том, что при этом умирает не человек, а отношения и мечты. В определенных ситуациях это даже более тяжелая утрата. Она требует изменения отношений с людьми и человеком, который стал жить другой жизнью. Она может сопровождаться сомнениями в верности решения. Помимо реальности и неизбежности крупных утрат, человек признает, что небольшие утраты также реальны и неизбежны. Признавая реальность утраты, человек осознает, что она является следствием его собственных действий. Вместе с тем он не собирается искать в утрате дополнительного смысла. Это означает, что человек не наделяет ее функциями возмездия, не считает, что утрату нужно дополнить саморазрушением. Подобное только приведет к развалу жизни. Он также не считает утрату несправедливой. Человек начинает сравнивать свои переживания утраты с причиной, которая ее вызвала. В результате он приходит к выводу, что такая причина не должна привести к такой большой утрате. Он знает, что утрата сама по себе и есть то последствие, которое он заслужил. Все дополнительные самоистязания и самосожаления к последствиям утраты не относятся. Выбор тоски или апатии — это связь утраты с окончанием, разрушением жизни. Человек считает утрату командой к разрушению самого себя. Он стремится окружить завесой молчания свои утраты и не слышать об утратах других. Он не желает говорить о них. Он делает вид, что утратам подвергается тот, кто их заслуживает. Он поддерживает в себе иллюзию, что утраты затронут кого угодно, а не его, не «хороших людей». Либо он утешает себя, что утраты будут «потом». Такой человек всеми силами сопротивляется переживаниям об утрате. Он отрицает утрату. Он откладывает переживание и старается избежать его. Он боится, что если впустить в себя переживание, то случится что-то страшное. Он мечтает о том, чтобы обходиться без переживаний вообще. Тем самым он отрицает реальность. Когда же утрата настигает его, он воспринимает ее как наказание, как разновидность болезни, возмездия. Он считает, что сам факт потери умаляет его достоинство. Утрата становится его личным врагом на всю жизнь. Он избегает встреч с ней, живет в постоянном страхе утраты. Если утрату невозможно отрицать, он счи 276 тает, что время лечит. Такой человек придерживается мыслей о том, что переживание утраты — вещь очень личная, надо держать его при себе, что никто не в силах помочь, поэтому он сам должен справиться со своим горем. Выбирая горе, человек считает, что он может пережить утрату во всей ее полноте и это его не разрушит. Какими бы ни были переживания, человек собирается жить дальше. Выбирая тоску, человек верит, что не справится с переживаниями утраты, что они его разрушат. Выбирая горе, человек выбирает уважение к своим переживаниям. Он разрешает себе проявлять себя в соответствии с ситуацией. Он не ограничивает свои переживания нормами и инструкциями. Он считает, что в горе не бывает благоразумия. Оно представляет собой честную, спонтанную реакцию на утрату. Оно никак не связано с представлениями о том, как надо себя вести. Такие представления только искажают горе. Он позволяет себе активно и открыто пережить утрату. Выбор горя не осуждает никакие эмоции. Человек принимает, что любая его реакция на утрату будет правильной и нормальной. Он готов принять любые переживания и мысли. Как бы ни были велики и нетипичны его переживания, он принимает их как необходимый шаг на пути освобождения от утраты. Для него нет хорошей или плохой реакции на утрату. Никакая реакция для него не может быть показателем несовершенства, силы или слабости, чувствительности или бесчувственности. Поэтому переживания перестают быть чем-то постыдным, плохим. Они не означают для человека чего-то такого, чего не должно быть. В частности, они не означают слабости или утраты веры. Горе для него — не то, чего надо избегать любой ценой. Человек не торопится поскорее от него избавиться. Он считает, что лучше испытывать то чувство, которое соответствует событиям жизни. Он дает время своим чувствам проявиться. Такой человек доверяет любым своим чувствам и позволяет им изжить себя самим. Он постоянно помнит о нескольких вещах. Во-первых, о том, что не всегда будет чувствовать себя так, как сейчас. Во-вторых, что горе не принесет ему вреда. В-третьих, что он все делает правильно. В-четвертых, что он сможет преодолеть любое горе, как огромное количество людей до него, в одно с ним

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!