Задание №7.Охарактеризуйте модель взаимоотношений врач – пациент.
Ответ:
На протяжении всей истории медицины основой отношений между врачом и больным было и остается доверие.Еще недавно все сводилось к тому, что больной доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Считалось, что держать больного в неведение гуманнее, чем вовлекать его в решение сложных медицинских проблем. Согласно бытовавшему мнению, это даже повышало эффективность лечения, избавляя больного от сомнений и неуверенности. Больной доверял врачу – врач брал на себя заботу о нем. Традиционно взаимоотношения врача и больного основывались на слепой вере, что препятствовало созданию атмосферы взаимопонимания; врач не делился с больным своими сомнениями и скрывал от него неприятную правду, больной, как правило, был “сам себе на уме”. И поныне взаимоотношения врача и больного в большой степени определяют успех медицинской помощи. Полагаю, что строится они должны на основе сотрудничества, так как право личности самостоятельно определять свое поведение рассматривается в современной медицинской этике как одно из наиболее фундаментальных.*
Модели взаимоотношений врача и пациента.
Какие модели отношений между медиками-профессионалами и обычными людьми позволяют охватить основные моральные проблемы?
1. Модель технического типа.
Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Врач, который пола-
|
|
*А.Н. Бартко “ К вопросу о самоопределении личности: актуальные проблемы аборта в биомедицинской этике. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Сборник научных трудов. Выпуск № 10. М.,
1994 г., стр. 170
гает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные больному, а решение - за пациентом, обманывает себя, даже если признать, что во всех критических ситуациях, там, где необходимо сделать решающий выбор, такой образ действий был бы в моральном смысле здравым и ответственным. Более того, даже если в процессе принятия решения врач смог бы избежать суждений морального и иного ценностного характера, даже если бы ему удалось на деле осуществить неосуществимый идеал свободы от ценностных суждений, то такой образ действий был бы оскорбительным для него самого с моральной точки зрения. Он превратился бы в техника, в водопроводчика, который соединяет трубы и промывает засорившиеся системы, не мучаясь никакими вопросами.
2. Модель сакрального типа.
Моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к ому, что впадают в другую крайность, превращая врача в нового священника. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: “Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда”. Пациент лишен возможности принимать решения, он перекладывает ответственность на врача. И хотя группа медиков-профессионалов может утверждать этот принцип в качестве принципа профессиональной морали, ясно, что в обществе существует гораздо более широкий набор моральных норм. Что мог бы включать в себя этот более широкий набор моральных норм?
|
|
А) Приносить пользу и не наносить вреда. Некоторые этики считают принесение пользы и ненанесение вреда двумя различными принципами, придавая больший моральный вес последнему принципу. Это характерно и для профессиональной медицинской этики.
Б) Защита личной свободы. Фундаментальной ценностью нашего общества является личная свобода. Личная свобода и врача, и пациента должна защищаться, даже если кажется, что это может нанести какой-то вред. Вот почему определенным пациентам, заранее осведомленным законным образом, общество разрешает отказываться от процедуры переливания крови или от других видов медицинской помощи, хотя большинству людей кажется, что в результате этого больному наносится огромный вред.
|
|
В) Охрана человеческого достоинства. Равенство всех людей по их моральном качествам означает, что каждый из них обладает основными человеческими достоинствами. Личная свобода выбора, контроль за своим телом и собственной жизнью содействуют реализации человеческого достоинства. Многие шаги в процессе госпитализации, оказания медицинской помощи и содержанию пациентов, особенно тяжело больных, заключают в себе угрозу человеческому достоинству. Истощенному человеку, которого с жизнью связывают внутривенные трубки, трудно поддерживать чувство собственного достоинства. И ничего нет удивительного в том, что предпочитают возвратиться домой и там умереть. Ведь именно там, под родным кровом, они обретают силы и чувство собственного достоинства.
Г) Говорить правду и исполнять обещания. Можно лишь сожалеть о том, что эти основания человеческого взаимодействия низведены до минимума ради того, чтобы провести принцип – не нанеси вред пациенту. Эта проблема более широкая, и она не сводится к тому, говорить ли правду больному с терминальной раковой опухолью. Эта проблема возникает уже тогда, когда мальчику, которому делают прививку от кори, говорят: “Она не причинит тебе ни малейшего вреда”. Каждый подобный случай – это покушение на достоинство, свободу и гуманность. Иногда такие действия могут быть оправданы, однако оправдательные аргументы должны быть очень весомыми.
|
|
Д) Соблюдай справедливость и восстанавливай ее. Моральные нормы широких слоев общества выходят за пределы обязанности оказания пациенту помощи и ненанесения ему вреда еще в одном требовании – требовании справедливого распределения услуг в здравоохранении. Если охрана здоровья – право, то это право – для всех. В данный момент истории вопрос о справедливости в распределении медицинских услуг вызывает особую озабоченность вследствие высокого уровня дискриминации
3. Модель коллегиального типа.
Некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это друг больного. Именно в модели коллегиального типа доверие играет решающую роль. Когда два человека действительно отстаивают общие цели, их доверие оправдано. Такой солидарный способ взаимодействия соратников. Здесь налицо равенство и уважение. Однако этнические, классовые, экономические и ценности различия между людьми превращают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, в пустую мечту.
4. Модель контрактного типа.
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложное и неконтролируемое равенство в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой.
Кроме того, в модели контрактного типа решения принимаются так, что сохраняется уверенность – и пациент, и врач морально чистоплотны.
Таким образом, при решении медицинских проблем решающую роль будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели моральных отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов.*
Стиль отношений врача и пациента– сотрудничество.
Доверие к врачу, - как и прежде, остается обязательным компонентом лечебно – диагностического процесса. Однако его внутренняя сущность в лечебном процессе меняется. “ Доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного ”. Взаимоотношения врача и больного - не просто обмен сведениями; это – часть лечения. Известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств: примером может служить эффект плацебо . Плацебо - это биологически инертное вещество, которое врач дает больному в качестве биологически активного. В клинических испытаниях (где плацебо применяют специально для того, чтобы вводить больных контрольной группы в заблуждение) совершенно однозначно продемонстрирована эффективность такого “лечения”.
Задание №8. Раскройте значение терминов.
Этика – учение о морали
Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Право – охраняемая государством указанное возможностью свобода.
Утилитаризм - (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Патернализм (в медицине) (лат. paternus «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного.
Этический кодекс – система правил управляющая поведением
Права человека – Неотемлимые права каждого человека
Охрана здоровья – государственных отрасль обеспечивающая охрану здоровья населения
Задание №9. Решите ситуационные задачи.
Задача№1. Основоположник отечественной терапии М.Я.Мудров умер летом 1831г. во время эпидемии холеры. Он заразился после многомесячной борьбы с эпидемией сначала в Поволжье, а затем в Петербурге. Надпись на могильной плите гласит: «Под сим камнем погребено тело Матвея Яковлевича Мудрова… окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавания помощи зараженным холерою в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия».
Можно ли считать смерть М.Я.Мудрова нравственным подвигом? Обоснуйте.
Ответ: Мудров — один из основатель русской терапевтической школы. Именно он первым рассказал о клятве Гиппократа, внес огромный вклад в науку полевой военной хирургии и гигиены, а также воспитал плеяду талантливых и профессиональных специалистов. Впервые в России ввел опрос больного и составлении истории болезни, разработал схему клинических исследований больного. Матвей Яковлевич Мудров строил учения о внутренних болезнях на представлениях о целостности организма, связи между организмом и окружающей средой, о влиянии последней на возникновение патологических состояний. Матвей Яковлевич Мудров одним из первых в Россию стал применять перкуссию и аускультацию. Исходя из состояния медицины своего времени, задачи врача он видел в лечении больного, а не болезни. За 22 года врачебной практики он собрал 40 томов. Это собрание историй болезней будет его величайшим богатством. В них были подробные записи о диагнозе, особенностях течения болезней и тех средствах, которые применялись для лечения, а также об их эффективности. Мудров оказывал серьёзное нравственное влияние на студентов. Стремясь воплотить в своих учениках «идеал Гиппократова врача», Мудров призывал их быть сострадательными и милосердными, гуманно относиться к больным, при этом являя собой яркий пример для подражания. Всю деятельность Мудрова как врача пронизывала христианская идея помощи ближнему. В 1-й трети XIX века Мудров был самым популярным врачом-практиком в Москве — бесплатно лечил бедных больных, помогал им не только лекарствами, но и всем необходимым. Матвей Мудров вклад в гигиену Войны начала 19 века обусловили развития военной гигиены Матвей Яковлевич Мудров в 1808г. впервые стал читать в университете курс лекций «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих», с 1809 — профессор Московского университета и одновременно(1813-17) Московского отделения Медико-хирургической академии. 9 июля 1809г по предложению университета произнес актовую речь «О пользе и предметах военной гигиены, или науке сохранять здоровье военнослужащих», в которой сформулировал перед русскими врачами задачи гигиены вообще и военной в особенности. Определяя понятия гигиенической науки, он указал, что она должна базироваться на достижениях физиологии, физики и химии. Актовая речь М.Я. Мудров обратила внимание правительства на необходимость образцовой постановки лечебного и санитарного дела в армии и изменения отношения к врачам в армии. Матвей Мудров борьба с холерой В 1830 году Мудров был назначен членом центральной комиссии, занимавшейся борьбой с холерой. Он отправился в Саратов, где находился один из эпицентров распространения холеры, для того чтобы помочь больным. Его старания не были напрасными, ведь предпринятые им меры позволили значительно сократить число зараженных, и помогли многим людям выжить. Но сам профессор тоже заразился холерой, отчего через несколько лет умер в Санкт-Петербурге.
Задача№2. В «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику: «И я, советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но, чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить…»
Можно ли считать данное высказывание объяснением сущности филантропии в медицине? Обоснуйте.
Суть филантропии – любовь к людям. В медицине суть филантропии- отдать все свои силы и знания на излечение на той или иной болезни во имя любви к людям.
Ответ: Гиппократ утверждал, что все соот
ветствующие мудрости есть и в медицине. Это презрение к деньгам, со
вестливость, скромность, простота в одежде, рассудительность, реши
мость, аккуратность. «Клятва Гиппократа» вошла в историю как осно
ва врачебных присяг и профессионального кодекса врача.
На протяжении средневековья и последующих столетий «Клятва Гип
пократа» была моральным кодексом врачей и определяла правила их
профессиональной деятельности. Этот документ входит в сборник тру
дов, который известен под названием «Корпус Гиппократа» и был под
готовлен медицинской школой Гиппократа на острове Кос в Древней
I 'реции в период V-IV вв. до н. э. Некоторые из работ сборника, несом
ненно, принадлежат Гиппократу, однако считается общепринятым, что
сама «Клятва» написана приблизительно на 100 лет позже. По мнению
наиболее известного исследователя в этой области L. Edelstein (1967),
традиции Гиппократа происходят от пифагорейской школы философов.
Пифагорейцы интересовались наукой философии, религией и, если
L Edelstein прав, положили начало медицинской школе в Древней Греции,
которая стала известна как школа Гиппократа. Труды «Корпуса Гип
пократа» включают, помимо «Клятвы», и другие сочинения по вопро
сам медицинской этики: «Закон», «О враче», «О благоприличии», «На
ставления», «Об искусстве», «О древней медицине». В этих трудах рас
смотрены такие важнейшие проблемы медицинской деонтологии, как вза
имоотношения врача и больного, врача и родственников больного, вра
чебная тайна, врачебная ошибка, эвтаназия, взаимоотношения между
врачами.
Гиппократ
настаивал, чтобы врачевание было видом научной деятельности, кото
рая основана на наблюдении за течением болезни и оценке эффективнос
ти попыток лечения. Он отодвинул медицину от религии, но не от мораль
ных истоков. Гиппократ считал, что «любовь к медицинскому искусству
п. любовь к человечеству». Врач должен входить в дом больного с на
мерениями принести добро и избежать вреда и несправедливости.
С именем Гиппократа связан один из самых древних медико-этичес-
| Iix документов, который известен всем как «Клятва Гиппократа». В ос
нове этики Гиппократа лежит идея уважения к больному, пациенту, обя
зательность требования, чтобы лечение не причиняло ему вреда и боли.
Ирач обязывался не разглашать секреты своих пациентов, не вступать с
ними в интимные отношения, не проводить прерывания беременности, не
цивать препараты, способные привести к смерти. Поощряется самоотвер
женность и бескорыстие врачей. Гиппократ советует своему ученику: «И
и советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал
внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда
печил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы.
Мели же случай представиться оказать помощь чужестранцу или бедня
ку, то таким особенно должно ее доставить». Возникла идея солидарно-
сти между коллегами, взаимной поддержки, осуждалась конкуренция.
( 'равнивая медицину с философией, Гиппократ утверждал, что все соот
ветствующие мудрости есть и в медицине. Это презрение к деньгам, со
вестливость, скромность, простота в одежде, рассудительность, реши
мость, аккуратность. «Клятва Гиппократа» вошла в историю как осно
ва врачебных присяг и профессионального кодекса врача.
На протяжении средневековья и последующих столетий «Клятва Гип
пократа» была моральным кодексом врачей и определяла правила их
профессиональной деятельности. Этот документ входит в сборник тру
дов, который известен под названием «Корпус Гиппократа» и был под
готовлен медицинской школой Гиппократа на острове Кос в Древней
I 'реции в период V-IV вв. до н. э. Некоторые из работ сборника, несом
ненно, принадлежат Гиппократу, однако считается общепринятым, что
сама «Клятва» написана приблизительно на 100 лет позже. По мнению
наиболее известного исследователя в этой области L. Edelstein (1967),
традиции Гиппократа происходят от пифагорейской школы философов.
Пифагорейцы интересовались наукой философии, религией и, если
L Edelstein прав, положили начало медицинской школе в Древней Греции,
которая стала известна как школа Гиппократа. Труды «Корпуса Гип
пократа» включают, помимо «Клятвы», и другие сочинения по вопро
сам медицинской этики: «Закон», «О враче», «О благоприличии», «На
ставления», «Об искусстве», «О древней медицине». В этих трудах рас
смотрены такие важнейшие проблемы медицинской деонтологии, как вза
имоотношения врача и больного, врача и родственников больного, вра
чебная тайна, врачебная ошибка, эвтаназия, взаимоотношения между
врачами.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА
В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОСТИЖЕНИЙ БИОЛОГИИ И
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!