Характеристика литературной эпохи при жизни О. Уайльда



Характеристика литературной эпохи при жизни О. Уайльда. Эстетизм и его особенности.

2. Жизненный путь Оскара Уайльда

2.1 Жизнь и творчество О. Уайльда

2.2. Литературное наследие Оскара Уайльда

2.3. Своеобразие эстетизма О. Уайльда

3. 3 . Эстетизм в романе «Портрет Дориана Грея»

3.1. История создания романа «Портрет Дориана Грея»

3.2. Своеобразие жанра романа

3.3. Особенности эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

 

Ведущим принципом мировоззрения и художественного творчества Оскара Уайльда был эстетизм. Эстетизм возник в Англии в конце XIX века как реакция на пуританский стиль викторианской эпохи. Художественным фактором зарождения таких взглядов была идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы. Поборники эстетизма считают, что литература не должна выполнять нравственную миссию, учить добру, справедливости, она безразлична к проблемам добра и зла. Искусство должно служить красоте, которая выше жизни.

 

Течение эстетизма связывают с 1880-1890-ми гг. Однако оно не возникло на "голом месте" и имело в Англии предшественников. Первые представители этого течения называли себя прерафаэлитов. Уайльд, который многое воспринял от прерафаэлитов, Рескина и Пейтера, сам превращается в теоретика эстетизма. Главным в его убеждениях было служение Красоте, вера в значимость и важность искусства. Эстетические взгляды Уайльда имели прочный философско-литературный фундамент, имя которого - культ красоты.

 

Важное положение эстетики Уайльда - соотношение искусства и морали. Уайльд приходит к мысли о том, что искусство находится вне сферы морали. Распространяя тезис о самодостаточности искусства, он отрицал влияние морально-этических законов общества на художника и его произведения: "Законы искусства не совпадают с законами морали"; "Эстетика выше этики!"; "Художник не имеет этических предпочтений. Этические предпочтения приводят к непростительную манерности стиля"; "Понимание красок и красок важнее для развития личности, чем понятие о плохо и хорошо"; "Любое искусство аморальное". Одним из его произведений, где имеется эстетизм является «Портрет Дориана Грея»

 

 «Портрет Дориана Грея» можно считать образцом интеллектуального романа конца 19 в. В этом произведении воплощено дорогие для писателя мысли, которые определяли способ и стиль его собственной жизни.

 

Принципы западного эстетизма заметное влияние на русскую символистскую и импрессионистскую критику, воспринимаясь российскими литераторами преимущественно именно в формулировке О. Уайльда, творчество и личность которого в начале ХХ века вызвала в России особый интерес. Так, М. Пономарева считает, что на идеи и метод эстетической критики О. Уайльда ориентировались такие представители российской импрессионистической критики, как Ю. Айхенвальд и К. Бальмонт, хотя и полемизировали с английским эстетом по поводу отдельных положений его теории. Однако, наибольшее влияние эстетической критики О. Уайльда, по мнению исследовательницы, потерпела критическая деятельность И. Анненського. Связь уайльдовской концепции эстетической критики с «Книгами отражений» Анненського прослеживается в работах М. Пономаревой и В.А. Добрицкий. Что касается современного восприятия эстетической критики О. Уайльда, то, на наш взгляд, оно является достаточно неоднозначным. Отдельные исследователи (М. Соколянский, В. Аникин и другие) указывают на внутреннюю противоречивость и даже некоторую «бессистемность» эстетической теории английского писателя. Другие (в частности А.А. Аствацатуров) придерживаются противоположной точки зрения, рассматривая эстетическую теорию О. Уайльда вообще и его концепцию эстетической критики в частности как целостные явления, достаточно обоснованные теории и последовательно воплощены писателем в собственной художественной и литературно-критической творчества.

 

Характеристика литературной эпохи при жизни О. Уайльда

 

Эпоху, когда творил О. Уайльд (1859 -1900), часто называют fin de siecle - конец века. Это серьезные переломы в социальной истории и ее смысле, столкновения консервативных традиций с декларативным ультрановаторством, усложненность историко-культурного процесса, в котором современникам нелегко бывает отличить вечное от однодневного, ценное от громкого, истину от ее имитации.

 

О взглядах Уайльда на литературу и искусство написано не менее, чем о его художественном наследии. Причиной этогму является не только своеобразие литературно-эстетических позиций, но и сама форма выражения. Уайльд был склонен к парадоксальной афористичности и оформлении своих суждений и его блестящие парадоксы, которые привлекали еще современников писателя, надолго пережили эстетизм как литературное течение.

 

Собственно эстетизм как историко-литературный феномен имеет в английской культуре достаточно точная датировка: 80 - 90-е гг 19 века. Перечисляя основные принципы этого течения, сразу же, как правило, вспоминают, что британские эстеты исповедовали культ «чистого искусства» и самое высокое место на своей шкале ценностей отводили красоте.

 

Еще один из предшественников этого течения Джон Раскин ставил красоту превыше всего, но, в отличие от своего учителя, молодые эстеты искореняли из понятия красоты любой нравственное содержание, подчеркивая равнодушие настоящего искусства к любой морали.

 

Эстетизм и его особенности

 

Эстетизм (англ. Aesthetic movement) - субъективно-идеалистическое подход к искусству, основанный на теории «искусство для искусства» и противопоставляет его действительности, отрицает идейность и социальную направленность искусства. Направление в английском искусстве и литературе 1880--1890-х годов, который представили писатель, теоретик, историк искусства Уолтер Пейтер (1839--1894) и группировки поэтов и художников, теоретиков литературы и искусства - Артур Саймонс (1865-- 1945), Обри Бьордсли (1872--1898), Оскар Уайльд, Эрнест Даусон (1867--1900) и другие, объединились вокруг журналов «Желтая книга» (1894--1897) и «Савой» (1896), своеобразных духовных потомков »прерафаэлитов. Эстетизм возник в Англии в конце XIX века как реакция на пуританский стиль викторианской эпохи. Художественным фактором зарождения таких взглядов была идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы.

 

Особенности эстетизма.

 

Основное же требование, которое О. Уайльд и его последователи выдвинули к искусству, - не копировать природу, а воспроизводить ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отражает действительность, а жизнь подражает искусству - считал писатель. Искусство призвано создать новый мир, который является бредом, сказкой, неправдой - и при этом оно ничего не выражает, кроме самого себя. Неправда, за Уайльдом - форма проявления красоты, а потому она важнее голый практицизм повседневности.

 

Искусство безразлично к моральному и безнравственного, оно выше жизни и, как отметил А. Саймонс, «может иметь мораль за служанку, но именно никогда не станет ее слугой», так принципы искусства вечны, тогда как принципы морали меняются с течением времени. Английские эстеты выступали против основ респектабельного общества, против самодовольной идеологии викторианской Англии, подвергали резкой критике материализм и реалистичную эстетику как его порождение, пренебрежительно оценивали классиков реализма, считая их метод «неґрунтовним».

 

Кредо эстетизма - превращение порока в эстетически прекрасное. И такое преобразование считалось высшей магии искусства, очарование открытости, безрассудство

 

Бьордсли и Уайльд - центральные фигуры эстетизма - вызвали восторг настоящих поклонников и шум неприятие защитник «старых заветов». Иллюстрации Бьордсли к «Желтой книге» повлечет крик возмущения художником, который решился отвергнуть пуританскую застенчивость соотечественников и исказил изображение человеческого тела не для достижения комического эффекта, как у карикатуристов, а для придания большей утонченности и психологической индивидуальности образам.

 

Особенность эстетизма заключалась в том, что он, находясь вне рамок обычного морали, действовал только в сфере искусства, где «разрешено» и «недозволенное» диктовалось волей художника и подлежало только суда эстетических законов. Эстетизм обнаружил преимущества художественной измышление воображения и мастерства художника перед копией жизни. Творческие достижения художников этого направления оказали значительное влияние на развитие искусства XX в., в частности на творчество английских и русских символистов, а также на Т.-С. Элиота и В. Вульф, М. Пруста и Дж. Джойса.

 

Эпоха эстетизма во времена Уайльда имела свои особенности и принципы. На тот период произошли существенные изменения и в обществе и в литературе. Появилось противостояния консервативных традиций новым, был затруднен культурный процесс. Идея существовавшей еще с античных времен - «искусство ради искусства» - привела к укоренению эстетизма и его преимущество в XIX в.

 

Наиболее ярким представителем эстетизма является О. Уайльд, который считал, что искусство правит миром, а реальность придумали люди.

 

Эстетизм имеющийся был в искусстве, но имел влияние на все сферы деятельности общества. А литературные достижения этого периода имели важное значение для дальнейшего развития искусства в целом.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 881; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!