СЕМЬ ПРАВИЛ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ МОНАХОВ 5 страница



месяцы и годы без отвлечений,

и ты сам станешь осознанностью – Бхагаваном».

Йогин сказал:

«Те, кто ловко толкуют Изначальную Реальность,

но обусловлены умом,

закрыты для лучезарной Праджняны

из-за привязанности к Писаниям и догмам.

Покорив демона страсти,

оставив все мирские заботы,

истинный йог отпускает свой Ум

в Пустоту, покой и не-деяние.

Уравновешенный, он подобен чистому небу.

Чистота Исконного Духа «Я» существует везде,

но кажется, будто мысли и желания её скрывают.

Но даже отделять мысли и желания

от Нерождённой Чистоты «Я» –

впадать в двойственность.

О мудрый, находясь в покое созерцания,

оберегай сердце от суеты.

О ум, всегда помни Совершенное!

Тот, кто всегда помнит

о совершенстве Нерожденного «Я»,

воистину, сливается с Брахманом,

сияя, подобно солнцу.

Слушай, понимай!

Когда не следуешь крайним взглядам,

страсти укрощены покоем сердца

и нет рассеянности мыслей –

сознание не движется.

Созерцание Природы «Я»

ясно показывает тебе сущность всех Дхарм.

Эта сущность непостижима,

тот, кто держится её,

не рассеивая мысли и концентрируя Дух,

обретает лёгкое тело и сверхспособности (сиддхи).

Его дурные кармы очищаются сами собой,

силой внимательности.

Шесть полей чувств пребывают в великом покое,

ум держится середины, сердце обнимает Единое.

Единый Дух проникает в Сущее

и возвращается к Первоистоку.

Тот, кто желает Освобождения,

пусть ищет Учителя,

тогда сущность Исконного «Я» проясняется.

Великий йогин, созерцая непрерывно,

на своём опыте раскрывает знаки реализации,

такие, как «музыка девов»,

«глаза богов», «вино бессмертия».

Когда в теле йогина во время практики

возникает радость и блаженство (Шакти),

пусть он не впадает в желание,

а распознает его как неотделимое

от Пустотной Основы «Я»

и пребывает в созерцании.

Пусть, соединяя их, йогин сосредотачивается

на соединении радости и блаженства

с Недвойственной Природой «Я»

и становится единым с Брахманом.

Его жизнь продлевается,

а тело сияет, становясь лучезарным.

Такой великий йогин обретает все сиддхи,

а затем – Высшее Просветление».

Йогин сказал:

«Пойми, слушай: когда ум находится в покое,

расслаблен и бдителен – это созерцание.

Тогда твоя осознанность обнажается

как ничем не обусловленная.

Не привязывай её к точке, дыханию,

предметам, телу, форме божества или сознанию,

а пойми её вездесущность.

Тогда войдёшь в непостижимый простор.

Мудрый пребывает, расслабившись,

в этом просторе «Я», у которого нет опоры.

Поддерживая яркость и бдительность духа,

словно тигр перед прыжком,

такой мудрец неуловим, подобно ветру,

текуч, подобно воде,

в поведении гибок, как молодое дерево, –

он живёт свободным от всех привязанностей.

Связанность мыслью «Я есть это тело»,

надежда и страх исчезают,

освобождаясь в просторе и распахнутости

Беспредельного Бытия «Я».

Пойми, нет усилий, чтобы достичь.

Истинное Мукти не достигается,

а самопорождается, словно беспричинная Милость,

словно находится забытая драгоценность,

словно в чужом узнаёшь мать».

Йогин сказал:

«Пытаться постичь Праджняну логикой ума,

всё равно, что старухе охотиться на ястребов.

Невозможно сотворить практикой Природу «Я» –

она по сути Несотворённая,

а потому следует искать

Несотворённое Созерцание,

которое свободно от практики.

Следует признать не-Ум за основу.

Нельзя улучшить и найти где-либо

Нерождённое и Бесконечное.

Пусть мудрец опирается на то,

что не улучшается и не находится где-либо».

Йогин сказал:

«Лучезарная Праджняна не приходит постепенно,

увеличиваясь день ото дня.

Она сразу сияет во всей полноте,

если практика совершенна.

Если понял,

что в Естественном Состоянии нет обусловленности, влечения и отвержения,

сердце всегда будет в покое.

Когда нет страстного влечения к видимому,

даже чувства и объекты не вредят созерцанию».

Йогин сказал:

«Праджняна свободна от выбора как отречения,

так и привязанности.

В созерцании нет слов, чтобы о нём сказать,

в Присутствии нет мыслей, чтобы постичь его.

Не растёт она с годами практики,

не уменьшается при отвлечениях.

Пусть йогин,

поместив своё сердце в покой и нерассеянность, пребывает в ней, пестуя свой Дух

и накапливая прану – жизненную силу.

В истинном созерцании нет отвлечения

и потери Естественного Состояния,

из-за забывчивости или лени.

Нет также неотделимости или единства с ним,

поглощённости или удержания его.

Истинный мудрец находится

за пределами медитации и даже не-медитации,

отбросив понятия «я медитирую», отбросив я.

Смотри прямо в «Я»!

Не сомневайся, оно – Совершенное.

Узнай Совершенное мгновенно,

как лев мгновенно узнаёт себя в отражении,

когда пьёт воду.

Оставайся в Совершенном, напоминая себе.

О, ум, помни Совершенное! Помни!

Оставаясь в Совершенном,

йогин не отличен от Совершенного!

Узнав себя – рычи, танцуя в пространстве!»

Йогин сказал:

«О, мудрый, на превосходном мустанге

чистого человеческого тела

скорее скачи от обрыва страданий и смерти!

Опираясь на Гуру,

пойми основу как корень практики.

Я скажу, что эта основа –

Самопорождённая Мудрость «Я».

Думать, что есть другая основа вне «Я»,

означает искать повсюду вовне ожерелье (малу),

которое всегда висит у тебя на шее.

Даже думать, что есть Великое «Я»,

которое есть Брахман и малое «я»,

которое заблуждается и страдает, –

означает двойственность.

Думать так, что со временем малое «я»,

которое рождено родителями и сотворено кармой,

очистится и поглотится Высшим «Я»,

которое не рождается и вне кармы, –

означает невысокое понимание.

В недвойственности нет кармы,

нет «Я», нет высшего, нет очищения,

нет достижения, нет рождения, нет утробы, –

сразу всё спонтанно самосовершенно,

самолучезарно, самоосвобожденно, самопробужденно.

Когда пробудилось созерцание,

желания-страсти, омрачения-клеши – ничто иное,

как проявление игры энергии «Я» (Чити-Шакти).

Думать, что желания-клеши нечисты или порочны –

такая Дхарма подходит для пашу (тех, кто незрел),

а так называемая чистота других Дхарм –

на самом деле нечистота

из-за двойственности приятия и отвержения.

Истинный мудрец видит всё как чистое

и оставляет всё в естественной природе.

Не изменяя ничего,

он изменяет всё одним лишь созерцанием –

таков метод Освобождения.

Обретя Вечную Незапятнанность (Ниранджана),

он отбрасывает надежду и страх».

Йогин сказал:

«На лодке этого драгоценного тела,

мудрые выбираются из этого океана страдания.

Трудно найти подобную лодку,

а потому не спи, о йогин!

Человек Дхармы,

знающий Природу «Я»,

видит его Пустоту и днём, и ночью,

без лени держится он пустоты в своём сердце.

Когда сердце пусто, а помыслы не блуждают,

его тело наполняется блаженством.

Пусть созерцание йогина не зависит

ни от дня, ни от ночи, ни от сезона,

а находится за пределами времени.

Сказано древними:

«Чувствуй своё «Я» подобным пространству,

а пространство полным энергии и блаженства.

Ищи Непостижимое и Бесконечное,

и оно будет искать тебя.

Откажись от личных помыслов, предай себя

без остатка Непостижимому и Бесконечному,

и оно будет предано тебе целиком.

Созерцай его как естественное без перерывов,

и оно никогда не оставит тебя.

Не придавай ему имени или формы

и оно тебя никогда не свяжет.

Не думай, что оно порождается практикой,

и оно придёт спонтанно.

Сначала научись узнавать его благодаря Учителю,

а затем узнай его как себя,

и оно узнает тебя как себя и себя в тебе.

Узнав, ты не поймёшь, то ли ты – это оно,

то ли оно – это ты!

Повсюду – великое чудо, восторг, чистота,

непостижимость и бесконечность.

Без изъяна – оно сама безупречность.

Это – ТО, это – Нерождённое,

это – Совершенное!»

Йогин сказал:

«Воистину, Праджняна – это «Я».

Смотри в корень «Я» – это «Ум».

Ум в основе Пустота и не-Пустота,

а значит, для него нет достоинств,

нет недостатков, нет Освобождения,

нет связанности, нет ничего, что выше, ниже,

нет ничего, что равно.

По природе – это Непостижимое и Беспредельное,

оно блаженно и всегда свободно.

Поняв это, мудрый видит всё недвойственным,

пребывает, глядя на мир одним глазом, одним ухом.

Для него нет ни севера, ни юга,

ни запада, ни востока –

одна Бесконечность и Непостижимость.

Тот, кто знает это – практикует истинно».

Йогин сказал:

«Передача – это почва,

присутствующая осознанность – это корень,

поддержание вне рассеянности – это ствол,

отстранение от себя – это ветви,

сиддхи Просветления – это плоды.

О, мудрец, будь бдителен при поддержании,

словно охотишься или идёшь через быструю реку.

Пусть сознание будет широким, словно долина,

пусть отвлечения не проникают в него,

словно лучи в мутную воду.

Пусть дыхание успокаивается, а семя созревает.

В сердце покой, внимательность и нет отвлечений.

Медитация и понимание (не-медитация) нераздельны,

сознание распахнуто, чувства яркие,

в движении – изящный и упругий, словно кошка,

взгляд, словно бездна, непоколебим, словно гора,

лёгкий подобно пуху, ноги словно врастают в землю,

взгляд сверкает, словно молния,

слова подобны грому или рычанию.

Воистину, совершенен мудрец,

преданный созерцанию!»

Йогин сказал:

«Заблуждаются те,

кто говорит о «присутствии осознанности»

или «отсутствии созерцания».

Когда различия полностью преодолены,

йогин обретает единство с Непостижимым.

Совершенство, безупречность

обнажаются без усилий.

Ничто не познаётся, однако, есть познание.

Ничто не утверждается,

однако, всё существует.

Когда ты в Присутствии,

Праджняна всеохватна

и обнимает собой всю Вселенную

в бесконечном просторе.

Когда сознание яркое, Изначальное «Я»

сияет лучезарно во всех направлениях,

подобно тысяче солнц.

Пребывая в великом недеянии,

йогин испускает свои бесконечные энергии

как совершенные тела, подобно тому,

как солнце испускает свои лучи.

Когда Бытие затуманено двойственным мышлением,

страдания сансары и блаженство нирваны,

авидья и клеши будто бы реальны.

Само такое видение означает отход

от пребывания в Исконной Мудрости «Я».

В Сущностной Реальности

ничто не может быть названо или отделено,

она – Бесконечное, Непостижимое!

Как печально!

Эта Вселенная – основа Бытия,

не узнаётся страдающими существами

из-за отсутствия осознанности.

Когда Милость Учителя проливается

в виде нектара тайных наставлений,

она открывается как то, что всегда есть и было,

подобно старому зеркалу, с которого стирают пыль.

Подлинное Непостижимое «Я» узнаётся так же,

как узнаётся при приближении мать,

издалека принятая за чужеземца. Пойми это!

Тело Мудрости не создаётся, а лишь узнаётся

как Пустота, всегда присущая твоему «Я».

Тело Наслаждения не порождается,

а узнаётся, как присущая ему Сверкающая Ясность.

Тело Чистоты не проявляется, а узнаётся,

как играющие Блаженство и Недвойственность.

Так, пребывая во всём, йог спонтанно совершенен!»

 

Записано из устных наставлений в непрерывной цепи ученической преемственности Лайя-йоги йогином Вишну Дэвом. Самайя.

 

СОКРОВИЩЕ ЗЕРКАЛА
БЕЗМЯТЕЖНОГО ОКЕАНА

 

1. Пока высшая реальность изначального «Я» не познана, всегда есть неведение, страдание, рождение и смерть из-за ошибочного принятия себя за тело и ум.

2. Изначальное «Я» – это Ум непостижимый, нерожденный, чистый и бесконечный. Это сознание само по себе в его исконной простоте.

3. Этот изначальный Ум (Праджняна) есть единый источник и корень Бытия, единственный Бхагаван и высшая Истина. Все исходит от него и нет ничего вне его.

4. Он существует в глубине «Я» всегда, но не узнается из-за привычек поверхностного ума (манаса) к цеплянию, приятию или отвержению.

5. Этот неизменный ум вне мыслей невыразим, бескачественен, не имеет формы, цвета, опоры или точки фиксации.

Он вне времени, границ и пространства, он подобен небу без края или середины.

6. Объединение с умом Мастера – таков корень всех наставлений.

7. Рассматривая ум Учителя как саморожденную Мудрость (Сахаджа), исконный источник передачи, пусть ученик смешивает свой ум с умом Учителя, храня чистоту самай. Так он открывает сущность нерожденного Ума, как Гуру.

8. С помощью прямого показа Учителя этот ум обнаруживается учеником внутри как всегда присущее ему состояние «Я-есьмности», «Сахаджья».

Такова шравана.

9. Обретя уверенность в нем через понимание, нужно признать эту тонкую осознанность и поверить в нее, как в абсолютно совершенную, всепронизывающую, неизменную Реальность.

Такова манана.

10. Практика состоит в поддержании естественного состояния созерцания абсолютного Ума без отвлечений и непрерывно, вплоть до окончательной реализации.

Такова нидидхьясана.

11. Йог позволяет уму и телу расслабиться и сохраняет покой, равновесие, безмятежность и плавность.

12. Созерцая обнаженным осознаванием без мыслей о прошлом или будущем, не выбирая, не вынося оценок и суждений и не порождая комментариев, йогин неуклонно пребывает в исконной реальности изначального «Я», свободной от концептуальных ярлыков.

13. Поддержания простой внимательности к этому осознаванию и бдительного памятования каждого мгновения достаточно, чтобы практика углублялась.

14. Для углубления погруженности в созерцание естественного состояния йогин использует любые методы йоги, согласно наставлениям Гуру, не отделяя их от созерцания естественного состояния Исконного «Я».

15. Какие бы методы ни использовались, они не должны отделяться или выходить из подчинения созерцающей мудрости естественного состояния и служить ему, как слуги, солдаты и министры служат своему царю, признавая его высшее положение.

16. Стоя, сидя, лежа, во время ходьбы, еды, разговора, работы и нужд тела следует поддерживать осознанность, пребывая во всеприсутствии нерождённого «Я», которое подобно безграничному пространству неба.

17. Мысли, возникнув, не подавляются, однако, ум также не следует за ними и не привязывается к ним.

18. Оставив мысли «как они есть», йогин пребывает раскрепощенным в состоянии беспристрастного свидетеля (сакши), позволяя мыслям поглотиться в бесконечную непостижимость распахнутого осознавания источника «Я».

Таков метод практики.

19. Пусть йогин, следуя наставлениям Гуру, избегает ловушек уязвимости и замороженности ума, подвешенности в Пустоте, потери ориентации в относительном измерении, а также пренебрежения законом кармы.

20. Возникающие переживания восторга, видений или Пустоты пусть не захватывают сердце ученика, а будут введены в мандалу присутствия осознанности.

21. Когда воспринимаются объекты или возникают чувства, страсти или мысли, они не оцениваются, не принимаются, не отвергаются, не исправляются и не трансформируются. Медитативное осознавание без усилий объединяется с ними, и они, растворяясь, уходят, как круги на воде.

Таков метод созерцания.

22. Когда возникают помехи, отвлечения, препятствия и волнения, йогин не теряет созерцание и поддерживает осознанность, внимательно пребывая в присутствии.

23. Вкус, радость, боль, страдание или удовольствие – все переживания объединяются с пространством осознанности несотворенного и нерожденного «Я» и тают в нем, как сахар в воде.

24. Так, непрерывно находясь в созерцании всевышнего Бытия, йогин рассматривает все явления несуществующими, позволяя восприятию самоосвободиться в изначальном Уме, однако, он не умаляет закон кармы и уважает относительное.

25. Если отвлечение произошло, необходимо в миг, когда оно замечено, просто вернуться к присутствию Нерожденного.

26. Обнаружив свое «Я», как Ум, не имеющий корня, без опоры на мысли, имена и образы, йогин расслабляется и не имеет привязанности к концепциям. Он понимает, что в изначальном Бытии нет такой точки зрения, которую необходимо занять.

27. Возникающие беспокойные мысли, которые обнажает практика, не смущают опытного йогина и не соблазняют его пойти по пути наивной веры в концепции, чтобы занять некую однозначную точку зрения: «Это то-то», «А это такое-то».

28. Практикуя, пусть ученик избегает связанности понятиями и крайних взглядов этернализма и нигилизма и даже избегает самого избегания, как разновидности крайнего взгляда.

29. Непривязанность ни к чему-либо вообще, даже к самой непривязанности – таков корень практики созерцания.

30. Поддерживая естественную медитацию Лайя-йоги, не следует сосредотачивать ум ни где-либо снаружи, ни внутри, создавать что-либо в уме, вызывать особые ощущения.

31. Когда медитация на Нерожденное созрела, пусть йогин поймет сущность практики немедитации.

32. Это означает, что тонкое усилие по поддержанию осознанности Пустоты уступает место безусильному пребыванию в неизменной Реальности «Я».

33. Если в созерцании есть прогресс – внимательность за пределами медитации становится без усилий непрерывной.

34. В это время пусть будет оставлено даже понятие о себе, как о медитирующем, и уму позволяется пребывать в чистой и неизменной Реальности «как она есть».

35. Когда йогин отбросил даже понятия о медитации и о себе как о медитирующем, он отдается без остатка безграничному простору распахнутого Ума, пребывая в сахаджа-самадхи.

36. Такая отдача достигается невынесением суждений и неисправлением созерцающего ума.

Так эгоизм отсекается.

37. Когда, благодаря такой отдаче, отсекаются и исчезают без остатка надежды и страхи йогина, цепляния за эго, он узнает свое истинное лицо до рождения и его осознанность не прерывается ночью.

38. Когда относительное «я» (ахамкара) растворяется в океане осознавания бесформенной Реальности, ум йогина становится единым с этим океаном и для него нет ни радости, ни горя, ни чистого, ни нечистого, ни доброго, ни злого, ни святого, ни мирского.

39. Увидев богов или демонов, пусть такой йогин не отделяет их от природы своего изначального Ума, не покидает созерцания, позволяя им интегрироваться в естественном состоянии присутствия.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!