В) чёткое разграничение по объективным свойствам



1. Тамарченко Н.Д. Род литературный // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2.

“Р. л. — <...> категория, введенная, с одной стороны, для обозначения группы жанров, обладающих сходными и при этом определяющими структурными признаками; с другой, — для дифференциации основных возможностей словесно-художественного творчества и, следовательно, соответствующих вариантов структуры произведения. <...> Та структура, которая у нас обозначается словом “род”, представляет собой теоретический конструкт, соотносимый — в целях проверки его адекватности как природе искусства, так и его истории, — с одной стороны, с «произведением как таковым» (не случайно эту проблему разрабатывали в основном философы — от Платона и Аристотеля до Шеллинга и Гегеля), с другой — со структурными свойствами ряда близких друг другу жанров. Промежуточное в этом смысле место категории рода означает, что она — результат моделирования основных вариантов конкретизации «произведения как такового» в жанр или же обозначение основных направлений, по которым творческая энергия идеального «прообраза» отливается в формы известных из истории жанров. Вплоть до ХIХ в. поэтика черпала их образцы в первую очередь, конечно, из древних классических литератур — греческой и римской. «Теоретический» характер категории рода выразился в следующей дилемме. Либо, как это происходило в традиционной философии искусства, связанной с традиционной же поэтикой, структурные особенности изображенного мира в классических (канонических) жанрах и связанное с ними «жанровое содержание» экстраполировались на ряд других, более поздних жанров, таких, как роман, рассказ, новая драма, лирический фрагмент и превращались тем самым в «родовое содержание». Либо приходится, как это сложилось в поэтике ХХ в., отказавшись от «метафизических» попыток эксплицировать «родовое содержание», долженствующее (по неизвестной причине) быть общим, например, для эпопеи и романа, сосредоточиваться на особенностях текста произведений, относимых обычно к эпике, драме или лирике, чтобы в них найти надежные и убедительные признаки «родовой» общности. Задача современной теории Р. л. — найти методологически продуманное и обоснованное сочетание двух этих подходов” (с. 62-63).

(краткая выжимка из материалов, которые можно найти в «Приложение к 3»)

Лирика

Исходя из определений разных словарей, Л. – один из главных лит. родов. Характерные признаки лирики:

· принципиальная субъективность;

· предмет представления – чувства и душевные состояния, интенсивность и сила переживаемого чувства;

· главная форма – монолог, излияние лир. субъекта;

· композиция произведения основывается на предпосланной ситуации, единстве настроения и вариативных подходах к одной и той же теме, параллелизмах и т. п. в небольших (в сравнении с другими родами) размерах;

· разделение лирики производится с учётом темы и видов выраженных чувств (любовная, патриотическая, религиозная) или доминирующих композиционных элементов (ситуации, отношения субъекта к миру (вспоминаем ту схему Ляпиной разных поэтов), способа представления (персонажная, бесперсонажная);

· наличие типовых тематически-композиционных разновидностей (эпиграмма, элегия, ода, сонет) и пограничных с другими родами литературы (дума, баллада, лирическая монодрама);

· обязательно – наличие ритма(!), метрической схемы и рифмы (не всегда, как пример – верлибр), деление на стихи и строфы (!);

· близка музыке (по психологическому и звуковому тонам), т.е. особое значение имеет его интонационно-мелодич. оформленность, создающаяся при помощи ритма, метра, рифмы, аллитераций, ассонансов и т.д.;

· повышенное смысловое значение каждого слова и его включенность в общую словесно-музыкальную массу произведения;

· завершенность, целостность и — принципиальная фрагментарность.

Отличия лирики и поэзии

Лирикой называют род литературы (один из трех), особенностью которого является чувственное выражение автором своего душевного состояния. При этом личное, субъективное становится общезначимым, интересным для множества людей, поскольку перекликается с их чувствами и переживаниями.

Поэзия – творчество, в котором используется отличный от обыденного язык, особый способ организации речи. В общем смысле под поэтическими подразумеваются произведения стихотворного формата (то есть дополнительной меры (измерения), не требующейся в обыденном языке). Традиционными стихами, в свою очередь, являются строки с созвучными окончаниями – рифмами.

Обязательные структурные признаки поэзии (то есть те самые меры (измерения)): стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч.

Сравнение

Если говорить про отличие лирики от поэзии в общих чертах, то лирика – это находящиеся в центре внимания отдельного произведения чувства и эмоции, а поэзия – это форма, в которую облечена речь автора.

Про признаки лирики – выше.

Теперь к поэзии. Под ней часто понимаются именно стихи, то есть творчество, противоположное прозе, которой несвойственны рифмы. В то же время к поэзии относятся и некоторые переходные формы, например, белый стих. Если рассматривать вопрос еще шире, то иногда поэтичным, в метафорическом смысле, называется любое изящное изложение, даже сугубо прозаическое.

Разбираясь, в чем разница между лирикой и поэзией, следует обязательно отметить, что лирику можно обнаружить и в поэтических, и в драматургических произведениях, и в прозе. Лирическими бывают музыка или настроение человека. Однако поэзию не всегда можно назвать лирической. Например, лирикой не является повествовательная поэма или стихотворный рекламный текст.

Совсем просто: лирика как с конкретными свойствами (отличными от эпоса и драмы) содержимое сосуда, а поэзия – по определённым параметрам созданный сосуд, в котором содержится лирика.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!