Начало профессионального занятия литературой



Министерство образования Оренбургской области                                             Государственное автономное производственное образовательное учреждение «Нефтегазоразведочный техникум» г. Оренбурга

 

Реферат

По дисциплине ОДб.02. Литература

«Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Обзор произведения «Белая Гвардия»

 

Выполнил: студент 1 курса группы №21

                                                                                                         «НГРТ г. Оренбурга»

                                                                                                                    Петрищев С.В.

 

                                                                                    Проверил: преподаватель литературы

                                                                                                         «НГРТ г. Оренбурга»

Федянина Н.В.

г. Оренбург, 2018 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Жизненный путь М.А. Булгакова

Рождение  

Учеба в гимназии и медицинском факультете Киевского университета

Женитьба и переезд в Москву

Служба в армии.

Начало профессионального занятия литературой

Работа в МХАТе

Последние годы жизни. Смерть

Глава 2. Обзор произведения «Белая Гвардия»

История создания романа

Тема и идея романа

Основная перипетия. Герои романа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

    Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя, пользуется в нашей стране широкой известностью. Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка, которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. Я считаю, что преодоление “барьеров” в познании является изначальной потребностью человека: раз не понятно или понятно не до конца, значит, я должен обязательно это понять, чтобы самоутвердиться в качестве полноценной личности. В процессе такого активного познания — “преодоления барьеров” — происходит развитие, интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текст писателя, что он таинственен, что его содержание скрыто и требует значительных усилий для своего раскрытия, разгадки. Использовать эту особенность художественного текста, поставив перед учениками ряд проблем
(психологических, нравственных, философских), которые им захотелось бы разрешить, и есть задача учителя: это и более трудно, и более важно, чем объяснять, давать ответы на вопросы — вместо того, чтобы эти вопросы возбуждать. Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является роман
М. Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности, загадочности, неоднозначности.

При выполнении данного реферата мной были определены следующие задачи:

1. Исследовать жизненный путь и творчество Михаила Булгакова

2. Сделать обзор романа «Белая Гвардия», определить основные темы и идеи, сюжетные линии романа, так же определить основную перипетию, героев романа.

В ходе выполнения данного реферата анализу были подвергнуты материалы содержащие информацию о жизни и творчестве М.А. Булгакова, роман «Белая Гвардия».

 

 

Глава 1. Жизненный путь М.А. Булгакова

Рождение

 

   Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь, на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк "Киев-город", 1923). Крестили Михаила Булгакова в Крестно-Воздвиженской церкви на Подоле 18 мая. Его крёстной матерью была его бабушка Булгакова Олимпиада Ферапонтовна. Крёстным отцом был Николай Иванович Петров. В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

 

Учеба в гимназии

Обучение М.А. Булгакова проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя. В 1909 году Михаил Булгаков окончил Киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил — терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова.

Женитьба и переезд в Москву

  В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892—1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, достойную по тем временам сумму. М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг: «Мать ругала за легкомыслие. Придём к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“» В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895—1987), которая в 1925 году стала его женой. В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке. С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину. Распространённое утверждение, что Сталин смотрел спектакль 15 раз, не находит никаких документальных подтверждений и вызывает сомнения. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев, Киршон и другие). «Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя.» (Из письма Булгакова к Вересаеву) В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира». В Москве в 1928 году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»). В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

 

 

Служба в армии.

Начало профессионального занятия литературой

   Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ
"Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генералом
Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919).
Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции"
(иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушение самой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор — расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В
1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной
— "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с
"левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина,
Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923).

В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО
Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е.
Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922).
Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции
"левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда — сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс.
Мейерхольда, В. Маяковского).

 

 

Работа в МХАТе

     К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра. В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен. В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных". В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над "Жизнью господина де Мольера", биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

     Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года — после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, состоявшаяся 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским. В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз — болезнь почек. Булгаков начал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Следы морфия были обнаружены на страницах рукописи спустя три четверти века после смерти писателя.

 

 

Последние годы жизни. Смерть

Когда рассудок меркнет, а память стирается – уходит навсегда гений, великий творец прекрасного и мистического действия. Михаил Афанасьевич Булгаков умер в 1940 году, вечером 10 марта. Последним место его покоя при жизни была его постель. Каждое слово, произнесённое им в муках, Елена Сергеевна записала. Она пообещала ему, что незавершённые романы будут напечатаны. Конечно, в последние секунды его жизни она ожидала чуда, предполагала, что он спит. Конвульсии пробежали по его телу, зубы как-то странно заскрипели, а потом настигло ровное и угасающее дыхание. Но нет, это уже оказался не сон. Жизнь покинула его навсегда. Первый телефонный звонок разразился 11 марта, на следующее утро. Звонили из аппарата Сталина, человек спросил: «Действительно, что товарищ Булгаков скончался?». И как в самой банальном драматическом представлении, развязался сюжет смерти, не начатый жизнью. В художественном театре траурную речь писал некролог Павел Марков. Чувствуя всю ответственность перед бездыханным другом, он пытался в траурном жанре передать важные слова в память о Булгакове: «Он был несравненный, он знал сущность актёрского мастерства, нёс на сцену возвышенные чувства, мог моментально вовлечь зрителя в действие самым близким и наиболее важным, что было заключено в его образах. Спектакль был его жизнью! Ничто не проходило мимо него, он никогда не относился безразлично ко всему, что происходило. Мастер проживал каждым созданным им образом и зачастую, на репетициях играл обособленные моменты из спектакля, указывая нам на черты героев, которые ранее не были замечены. Спустя полгода была проведена панихида в Доме писателей. Там делились замыслами Булгакова, которые он оставил незавершёнными. Впервые здесь говорили о романе «Мастер и Маргарита», который был наполнен философскими мыслями, с нотами романтизма и впечатления от уклада жизни. В крематорий направились по пути через Большой и Художественный театр. Его могила находится рядом с могилами Станиславского, Гоголя и Чехова. По воле писателя, он был похоронен на территории Ново-Девичьего монастыря, так как вид на него всегда открывался Гению с Воробьёвых гор. Он не желал, чтобы на его похоронах звучала музыка.

Воспоминания В. Я. Лакшина из книги Е. С. Булгаковой «Воспоминания о Михаиле Булгакове»:

«До начала 50-х годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырём углам надгробного холма. В поисках плиты или камня Е. С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними (она вообще легко сходилась с простыми людьми — малярами, штукатурами). Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?» Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму. «Я покупаю», — не раздумывая сказала Е. С. «Это можно, — отвечают ей, — да как его поднять?» — «Делайте что угодно, я за всё заплачу… Нужны будут мостки, делайте мостки от сарая к самой могиле… Нужны десять рабочих — пусть будут десять рабочих…»

Камень перевезли, и глубоко ушёл он в землю над урной Булгакова. Стёсанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, — он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу перевернули — основанием наружу.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!