Ломоносов «Способ к сложению российских стихов»

Русская поэзия 18 века: традиции и реформы.

Мировоззренческие основания классицизма.

18 век – век философии. В Европе Средневековье заканчивается ужасными событиями – кровью, злом (падение Римской империи, великое переселение народов, крестовые походы, столетняя война). Люди оглядываются и задают себе вопрос: почему все это произошло?

Эпоха рационализма, т.е. идеализация Разума (отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества).

Главный вопрос: почему в мире так много зла, почему он так неустроен?
Ответ: мир прекрасен и гармоничен, так как создан высшим Разумом. Но человек слад, склонен к заблуждениям, греховен, порочен, и, следовательно, нужно просветить разум человека.

Так возникает философия Просвещения.

Главная идея эпохи П. – создание идеального государства (утопическая мечта того времени): (Ж. Руссо)

1) Естественный человек и естественное право – естественный человек никого не убивал, владел исконными, данными Богом, правами (права на свободу и равенство).

2) Общественный договор – первобытные люди объединялись в гос-во. Им нужно было заключить договор между собой. Народ – хозяин гос-ва. Власть – слуги народа. Народ защищен, но в обмен идет в армию, например.

3) Гарантия соблюдения договора: народ имеет право смещать и судить нарушителей общественного договора (и чиновников, и царей).

Т.О. возникает новый стиль – Классицизм.


Основные черты Классицизма.

Мольер, Бомарше – комедии. Расин, Корнель – трагедии. Монтеверди – опера.

Гл. идея – идея государства во всем. Раньше слово было боговдохновеным. Теперь государство является авторитетом. (А затем будет сама поэзия).

В поисках образца люди обращаются к Античности (к классике). А. популярна в Европе, т.к. близка каждому и никогда не прерывалась. Её изучали в школах, университетах.

Общий язык – латынь. Язык культуры (богослужение и наука).

Русский классицизм

Версия о европейском заимствовании несостоятельна. Почему?
1) Классицизм – основание русской литературы. В Европе не было такой философии. А в России была. То есть русская литература возникала в соответствии с теоретическими правилами.

2) Литературное поле.
В Европе уже была литература – развивалась и на латыни, и на своих языках.
В России лит. поле (контекст развития литр-ры – критика, издания, книгопечатание, лит.язык, стихосложение) было пустым.

 

«Отцы-основатели русской лит-ры» (Живов): М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, А.Д.Кантемир.

Равнение на Петра Первого, то есть реформация русской культуры.

Реформы К.:

1) Реформа стихосложения.
Силлабика – одинаковое кол-во слогов создает рифму.

Силлабо-тоника – ритм создается за счет чередования определенного кол-ва слогов с ударениями.

2) Реформа языка. Не было учебников Р.Я. (только по церковнослв.). Следовательно, произошел распад на всех уровнях языка.

Гл. идея – ориентация на церковнославянский язык.

Трактат Ломоносова «О пользе книг церковных в Российском языке» 1747год (теория трёх стилей), где он советует читать книги на церковнославянском, так как наше прошлое – церковнославянская книжность (русская античность), она лучше, чем латынь, которая понятна не всем.
Ломоносов берет нормы и правила из церковнославянского языка.

1755 год – «Российская грамматика» (описание структуры русского языка).

3) Создание мотивно-образного ряда литературы. Явление «трансплантации» (Д.С.Лихачев) – перевод на язык русской ментальности и культуры. Брали только то, что было востребовано и то, что можно было перевести на русскую «почву», изменить до неузнаваемости. Например, furor poeticus (русский человек не мог понять слов латыни: надо было ввести русскую формулу) – поэтический восторг Ломоносова и Державина.

Строгое жанровое разделение на высокие (ода, трагедия, эпопея), средние (трагедии, эклоги, дружеские письма, сатиры) и низкие (комедия, басня).

Ода европейская – Ода на латыни – латынь – языческая образность.

Ода русская – псалмы (переложение псалмов у Тредиаковского) – церковнославянский язык – христианская образность.

 

(Из лекций Ляпиной) 18 век:

1) Реформа Тредиаковского-Ломоносова

2) Формирование нового представления о лирике, соизмеримого с современным нашим пониманием (Баевский)

1735: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Тредиаковского, где был предложен стопный принцип организации текста (стопы одного текста должны быть единообразны).

13сложники с хореическими и ямбическими вкраплениями.

1739: «Письмо о правилах российского стихотворства» Ломоносова: традиции следовать не нужно – нужно ее перекроить на свой лад. Противостояние ямба (Ломоносов) и хорея(Тредиаковский) по морам с ориентацией на немецкую поэзию, которая уже к тому моменту стала силлабо-тонической.

Ломоносов «Способ к сложению российских стихов»

Главный противник реформы – Антиох Кантемир, раскрепостивший силлабо-тоническую систему.

Классицизм: в основе деятельности человека – разум. На него опирается и вкус. Гармония. Вне традиций нет пути к совершенству. Поэтому возникает жанровая иерархия. Стих продолжает ценится больше прозы: ясность, точность, гармония. Разнообразие форм не является достоинством.

Жанры по Ломоносову: высокие (ода, трагедия, эпопея), средние (трагедии, эклоги, дружеские письма, сатиры) и низкие (комедия, басня).

Развитие ямба – александрийский стих, четырехстопный ямб, вольный ямб.

Это время стилевого мышления. Тредиаковский – теория. Ломоносов – практика. Сумароков – ученики (Херасков, Майков, Богданович).

Державин: размывание традиций классицизма, на границе.

Концепция Баевского: Тредиаковский – законодатель лирики. В 1730 году он возвращается из Европы, переводит роман Поля Тальмана «Езда в остров любви», издает в России (проза+стихи). Включает под обложку романа подборку своих стихотворений: лирика природы, пейзажная, любовная лирика, патриотическая лирика).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!