Здание суда в Индии, город Чандигарх (1951-56)



СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛА XIX - XX ВЕКОВ.

Художественная культура 20-го столетия одна из самых сложных для исследования истории всей мировой культуры. Ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, широкого национально-освободительного движения. Происходит утрата традиционных этических и эстетических ценностей. Каждый более или менее оригинальный мастер 20 века стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Прекрасное подменяется безобразным, духовное - бездуховным, подлинное искусство - подражанием или издёвкой.

Именно под влиянием эстетики символизма на рубеже 19-20 веков в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль модерн (франц. «новейший, современный»).

(В различных странах он именовался по-разному: в Англии, Франции – ар-нуво, в Германии югендстиль, в России – модерн).

( P. S.: Символизм – это мир мечты, фантазии и грёз. Символизм в живописи отрицала натуральность и природную (реальную) передачу формы и цвета. Именно содержание, а не цвет и форма являются главными у символистов. Стремление передать не буквальный образ, а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма.)

Отличительными чертами модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре использование железобетонной конструкции), расцвет прикладного искусства (дизайн).

Одна из особенностей модерна в архитектуре в отказе от влияния античного ордера.

( P . S .: Античный ордер – система, которая определяет и утверждает порядок расположения несомых и несущих элементов в архитектурной конструкции. На уроках о Древней Греции вы проходили три классических ордера: дорический, ионический, коринфский).

Функционализм – значительно направление архитектуры в западных странах ХХ века. В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность – девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза (объединение) искусства и техники.

БАУХАУЗ

Баухауз –  Высшая школа строительства и художественного конструирования, давшее искусству 20 века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. (их идеи внесли огромный вклад с современную архитектуру, именно там зарождается функционализм). «Баухаус» был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом в городе Веймар, Германия. Здесь разработали новую систему обучения (занятия шли одновременно в производственных и творческих мастерских). Там создавались недорогие, доступные массовому потребителю предметы быта высокого качества. (Например, стулья и столы с использованием стальных труб).

Современная архитектура многим обязана функционализму 20-х годов новыми типами домов, галерейные коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональное планирование интерьера и т.д.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

(1887 – 1965)

Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере) родился в Швейцарии в семье часовщика-гравёра. Один из самых ярких зодчих XX века не получил специального архитектурного образования! «Университетом» для него стали путешествия (он изучал мировую архитектуру непосредственно у самих арх-ных памятников, начинал с Миланского собора, с Парфенона, делая зарисовки и замеры), библиотеки, музеи, глубокое самообразование и общение с мастерами того времени.

Главной темой творчества архитектора стала разработка принципов строительства современного города и жилища. В 1914 г. он выдвинул идею стандартизированного дома «Дом-Ино». Железобетонная колонна, железобетонные перекрытия, на которых держится этажи и лестница. Теперь стены перестают быть несущими, поэтому внутри здания они играют роль всего лишь перегородок, их можно переносить по своему усмотрению, что обеспечивает значительную экономию внутреннего объема здания, а также материалов. Внутри всё что угодно можно делать: где угодно ставить двери, стены, снаружи может быть любой фасад.

Этот проект считался проектом новой архитектуры, архитектуры модернизма, революционный по тем временам. Зато сейчас очень актуальный. Мы все живем в таком "Дом-Ино".

Вилла «Савой»

В этой вилле мы видим «Пять принципов» Ле Корбюзье:

1. дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними;

2. плоская крыша, используемая в качестве сада;

3. свободная планировка интерьера;

4. сплошные горизонтально протяженные окна непрерывной лентой, что увеличивает функциональность окна и улучшает освещенность.

5. свободное решение фасада (без излишеств, декора).

Ле Корбюзье победил в конкурсе архитекторов в России и получил заказ на проектирование здание Центросоюза (в Москве).

Здание Центросоюза в Москве:

Вместо лестницы - пандусы

Беспрерывный лифт

Ле Корбюзье занимался исследованием пропорций, в результате чего была разработана система «модулор» - универсальный измерительный масштаб, основанный на средних размерах человеческого роста. В соответствие с модулором были рассчитаны пропорции жилого дома («Лучезарный дом» в Марселе, Франция). Дом, поднятый на столбы-опоры, включал в себя двухэтажные квартиры, магазины, отели, бассейн, детский сад, спортзал, тут есть музей, ресторан и даже отель.

Когда случилась Вторая мировая война, возник вопрос, как После Второй мировой войны Франция, как и другие страны, нуждалась в большом количестве жилья, нужно было быстро застроить разрушенные города, ведь людям негде было жить. Проект «жилой единицы» (так архитектор назвал свой проект многоквартирных домов, всего таких домов построено пять) Ле Корбюзье подходил идеально (более 1400 человек живет в этом доме).

Капелла Роншан

Здание суда в Индии, город Чандигарх (1951-56)

 

Ле Корбюзье стареет и строит себе небольшой дом – дачу на берегу Средиземного моря, где продолжает работать до самой смерти.


 

Антонио Гауди (модерн)

(1852-1926)

Вершиной архитектурного стиля модерн в Западной Европе стало творчество Антонио Гауди. Он сумел, использует принципы стиля модерн как декоративного стиля поднять его формы до уровня религиозно осознанной жизни. В этом заключается уникальность Гауди и как человека, и как архитектора.

Инвалид с детства, Гауди рано осознал свое предназначение как творца самого Бога. Это позволило прожить архитектору гораздо дольше, чем ему было возможно физически с его заболеванием. Главными принципами в архитектуре Гауди было отсутствие прямых углов и параллельных линий. Художник ориентировался исключительно на природные формы. Он не конструировал, а ваял как скульптор свои сооружение, наблюдая движение морских волн, спирали раковин, изгибы деревьев и причудливые формы скал. Самым совершенным творением природы он считал куриное яйцо.

Главным сооружением архитектора является церковь Святого Семейства, или по-испански: Саграда-Фамилия. Строительство церкви началось с 1882 года и не завершено до сих пор. Гауди строил его всю жизнь. Гауди успел построить часть проекта фасад Рождества Христова и крипту за этим фасадом. Строительство церкви продолжает японский скульптор. Он трудится над этим проектом уже более 25 лет и старается следовать основным принципам строительства Гауди. По современным расчётам Саграда-Фамилия должна быть завершена в 2030 году.

Гауди остается самым гениальным архитектором конца XIX – начала XX веков работающих в стиле модерн.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!