Река жизни: от А.С. Пушкина до Е.А. Евтушенко. Проблема передачи культурного опыта



Передача культурного опыта всегда была одной из важнейших задач в деятельности писателя. Однако роль книги не исчерпывает накопление, осмысление и донесение до читателя знаний о мире и человеке. Не менее значимо воспитать гармоничную личность, привить общечеловеческие ценности, снабдить пищей для размышления.

На примере произведений литературы рассмотрим, как по-разному решали данную проблему «народные» писатели.

Название одноименного рассказа Ф. Искандера «Жил старик со своею старушкой» автоматически отсылает нас к общеизвестной «Сказке о золотой рыбке» А. Пушкина. Образ главной героини у Искандера прямо противоположен таковому у Пушкина. Ср.: «сварливая баба», «проклятая», «старуха бранится», «бунтует», «вздурилась» – «разумная и довольно деликатная старушка», «не только деликатная, но и находчивая». Итог сказок тоже различен. Если первая остается перед «разбитым корытом», т.е. автор показывает, «как жить не надо», чтобы не увязнуть в собственном эгоизме и корыстолюбии, то вторая «окончательно успокаивается» – автор показывает, как следует жить: в мире и согласии.

Старик в произведении Пушкина справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море. В рассказе Искандера поэтизируется образ старика, который «до самой смерти ходил на костылях», но «продолжал работать», «был «гостеприимным хозяином», «всегда весел».

Истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающим миром; уметь довольствоваться малым, делиться с другими, радоваться, ощущать полноту бытия.

Ф. Искандер противопоставляет старшее и молодое поколение. Противоположность маленькой идиллии старичков – семья их сына и невестки, которые «смеются над ней как над очень уж темной старушкой». «Все невестки одинаковы, подумала старушка, вечно лезут поперек».

У персонажей данных рассказов отсутствуют имена. Не существует разделения на общественную и частную жизнь; это позволяет глубже раскрыть суть проблематики. Все эпизоды становится как бы метафорой бытия.

Повествование отличают знаменитые афоризмы – сочетания личного опыта автора и народной мудрости. Главная мысль рассказа Ф. Искандера: «Вот и мы живы, пока старик – тюк топором! Пых трубкой! А козы никогда не насытятся». Т.е. пока человек борется за жизнь, постоянно занят делом, одержим какой-то идеей, ему никакой дьявол не страшен. В сказке Пушкина все идет своим чередом, пока «Старик ловил неведом рыбу,
старуха пряла свою пряжу».

Образ дерева у Искандера – это отдельный архетип и символ – символ жизни, надежды, развития человека и народа. В «Дереве детства» из чегемской саги говорится о гигантском грецком орехе. «Ми­ролю­бивая мощь де­рева учит нас доб­ро­те и бес­ко­рыс­тию (…) Са­мо по­нятие о пло­донос­ности де­ревь­ев свя­зано с на­шими эго­ис­ти­чес­ки­ми со­об­ра­жени­ями» (1. С. 135). И невестка, и внук думают только о практической стороне вещей, о выгоде. Внук, высоко забравшийся за грецкими орехами, упал и повредил ногу; это символизирует неприятие автором подобного взгляда.

У В. Распутина архетип реки означает саму жизнь во всей ее полноте, ее красоту, тайну, изменчивость, вечность; воплощает собой время: «…течет Ангара, и течет время». Представление о реке как о времени характерно для мифологического мышления.

В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» героиня осознаёт, «что от того, какой Ангара полнится водой, чистой и говорливой, или тяжелой, стоящей неподвижной запрудой, зависит и наполненность ее поселенцев» (3. С. 34). Нарушение всеобщей гармонии, единства человека и природы (постройка ГЭС, перекрытие реки) приводит к фатальным последствиям.

Максим Горький в «Старухе Изергиль» контрастно противопоставляет двух героев – Данко и Ларру. Если первый олицетворяет собой тьму («стал как тень») и эгоистическое начало в человеке («Он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»), то второй – свет («горящее сердце») и жертвенность («Что сделаю я для людей!?»). Данко «лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Деятельный герой, стремящийся принести пользу своему народу, преобразить мир в лучшую сторону – идеал, постулируемый писателем (5. С. 184-205).

Читатель, с одной стороны, тоскует по гармоничному миру, с другой – узнает реалистические детали истинной жизни, в которой есть место и лукавству, и непониманию. Это произведение и о современности (что дает чувство правды), и о детстве человечества – наивном светлом мире (что дает чувство гармонии, о которой тоскует автор).

Василий Белов в произведении «Лад» подчеркивает неразрывную связь человека с окружающим миром, схожесть протекающих в них явлений. Подобно тому, как природа пробуждается вместе с первыми весенними лучами, новорожденный – со своим первым криком. По мере взросления он проходит различные стадии развития, в каждой из которых ему следует овладеть необходимыми навыками, по максимуму использовать прожитые годы, месяцы и дни.

Жизнь человека немыслима без труда. Благодаря ему мы развиваемся, взрослеем, преображаемся. Василий Иванович замечает, что в крестьянской семье каждому возрасту соответствовал свой вид активной деятельности, работа «по силе», которая занимала основную долю времени; не оставалось времени для частых ссор и бесполезных раздумий.

Счастье человека немыслимо вне гармоничных отношений со своим родным краем. Семья, подворье, деревня, волость, край - все это, как матрешка, складывается одно в другое, превращаясь в великую страну. Благополучие этой страны зависит, в первую очередь, от нравственного уровня общества. Василий Белов считает, что этот уровень можно оценить по двум критериям: по отношению к детям и старикам и по отношению к смерти. Чем терпимее относится общество к своим самым незащищенным слоям, тем выше считается его уровень развития.

Смерть и рождение – естественные процессы, отношение к ним должно быть мудрым и спокойным. Особенность народной эстетики определяется своевременностью всего, что неминуемо свершается в течение жизни человека.

«Им [молодежи] так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас» (6. С.15).

Евгений Евтушенко в стихотворении «Пришли иные времена» говорит о скоротечности человеческой жизни, в которой переплетаются между собой все процессы, в ней ничто не исчезает бесследно, а только трансформируется; в этом заключается ее специфика и «волшебство».

 

«Украли всех твоих врагов.

Украли легкий стук шагов.

Украли чей-то шепот.

Остался только опыт. (…)

Любая юность — воровство.

И в этом — жизни волшебство:

ничто в ней не уходит,

а просто переходит» (7. С.144).

 

Для того, чтобы построить достойное будущее, необходимо хорошо знать свое прошлое. Во все времена молодежь отвечает за развитие своего народа, несет на себе груз предыдущих поколений. Основой построения лучшего общества являются устойчивые моральные принципы, выработанные предками.

Рассмотренные произведения проникнуты жизнеутверждающим пафосом, воспевают гуманистические ценности, ставят своей целью воспитание развитой, мыслящей, достойной личности, способной не только рационально, но и интуитивно познавать мир.

Писатели показывают героев с трагической судьбой, но не трагическим характером; они реконструируют национальные мифы, показывая, как во все времена высокие моральные установки играли важную роль в развитии человека и общества.

Проблема передачи культурного опыта по праву считается одной из главных в творчестве любого писателя. Именно он несет ответственность за сохранение в слове накопленных народом знаний, за донесение их до молодого поколения, а также за гармоничное развитие и воспитание молодежи.

 

Литература:

1. Искандер Ф. А. Собрание сочинений / Ф.А. Искандер. – М.: Время, 2008.

2. Пушкин А. С. Сказка о золотой рыбке / А.С. ПушкиН. – М.: Терра, 1998.

3. Распутин В.Г. Повести. 2-е изд. / В.Г. Распутин – М.: Мол. гвардия, 1978.

4. Кучерская М. Фазиль Искандер: очеловечивание человека / М. Кучерская. – М.: Российская газета, 2004.

5. Горький М. Старуха Изергиль / И. Горький. – М.: Современник, 1977.

6. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике / В.И. Белов. – М.: Мол. гвардия, 1982.

7. Евтушенко Е. А. Присяга простору / Е. А. Евтушенко / под ред. Л. И. Иоффе. – Иркутск, 1978.

 

 

Хохлова Анастасия Вячеславовна,

Частное общеобразовательное учреждение «Лицей № 36 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ученица 11А класса

Научный руководитель:

Хохлова Ольга Михайловна, к.ф.н., доцент


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!