История раскола Русской православной церкви в картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887)



В.И. Суриков – великий русский художник, мастер масштабных исторических полотен. Ему принадлежат такие картины как «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899) (1. С. 5). Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Суриковы упоминаются в летописях как завоеватели Сибири под предводительством Ермака и основатели Красноярска. Художник очень гордился предками и своей малой родиной. В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.

 Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске) (2. С. 12). После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств. 11 декабря 1868 года Суриков с обозом П.И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор» (3. С. 21).

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова) (4. С. 12). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль (5. С. 22). 4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени. Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск. Василий Иванович часто ездил в Красноярск, где проводил лето.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ) (6. С. 23). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена.

В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни» (7. С. 34). Картина была завершена в 1881 году. П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове» (8. С. 53). У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой» (9. С. 12), в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» (10. С. 23) изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.

Вернувшись в Москву, Суриков начал писать «Боярыню Морозову» (1887) (11. С. 56). Замысел этой работы зрел в его душе долгие годы. Ещё в детстве он слышал рассказ о неистовой раскольнице боярыне Морозовой, которая, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, за что была подвергнута страшным мучениям и заточена в земляную тюрьму в Боровске. Много лет художник собирал материал для картины, делал эскизы, искал подходящие лица. Труднее всего оказалось найти образ самой Морозовой. Толпу, как всегда состоящую из отдельных, очень выразительных и характерных персонажей, Суриков написал раньше, а вот главную героиню подбирал очень долго. Нужно было добиться того, чтобы её лицо доминировало над всеми остальными, выделялось. Но какой бы образ ни вписывался на пустое центральное место, толпа его эмоционально затмевала. Василий Иванович увидел мятежную раскольницу в приехавшей с Урала старообрядке. «И как вставил её в картину – она всех победила» (12. С. 34). Лицо боярыни Морозовой выделяется необычайной бледностью и тёмными тенями, в широко раскрытых глазах – непримиримая воля и вера в свою правоту. Пальцы правой, вскинутой вверх руки, сложены в старообрядческое двуперстие. Единственный, кто из толпы посмел ей ответить аналогичным жестом, сидящий прямо на снегу босой юродивый в лохмотьях и веригах. Ещё один рядом с ним провожает и оплакивает свою «благодетельницу нищенку» (13. С. 12).

Все женщины на картине открыто сострадают мученице, только несколько мужчин насмехаются над некогда богатой и знатной боярыней, которая теперь, как простую крестьянку, везут в розвальнях. Дети же ведут себя непосредственно, в их лицах сконцентрированы эмоции всей толпы. Старший, стоящий слева подросток, погружён в себя и смотрит глубоким, застывшим взглядом. Он потрясён трагической судьбой этой мужественной женщины. Мальчишки справа только что весело смеялись, ведь для них любое сборище – развлечение. Тот, которому за возницей пока не видно боярыню, всё ещё беззаботно хохочет, но ближний к зрителю ребёнок уже ошеломлён прекрасным и одновременно ужасающим своим фанатизмом лицом Морозовой. Улыбка ещё теплится в уголках его рта, но во взгляде уже видны потрясение и первое детское прозрение, очень ярко переданные художником. Неспроста именно это лицо Суриков сделал центром композиции – оно символизирует будущее. Мальчик никогда не забудет увиденного зрелища и расскажет о нём потомкам.

Рядом с розвальнями, в которых везут мятежную боярыню, идёт княгиня Евдокия Урусова в сопровождении конвоиров. Она смотрит на сестру, как на святую, не видя ничего, кроме её лица. Это самый трагический образ в полотне. Княгиня Урусова также отказалась от богатства и знатности, прошла такой же путь раскольницы и мученицы (впоследствии она добровольно приняла смерть за старую веру) (14. С. 23), но толпа, поглощённая боярыней Морозовой, не замечает аналогичного подвига княгини. Евдокия Урусова словно олицетворяет собой всех безымянных раскольников, идущих на муки и смерть, гибнущих в сырых земляных тюрьмах и сгорающих заживо.

 Картина «Боярыня Морозова» Сурикова навеяна чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. В.И. Суриков изобразил печальный, но непобедимый образ главной героини полотна боярыни Морозовой. В композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель, закованную в кандалы. Её руки повязаны цепью. С поднятой рукой вверх она выкрикивает толпе народа прощальные слова. Фанатично преданная старой вере Морозова ни за что ее не продаст. И народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию как свою.

Образом боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Картина «Боярыня Морозова» исполнена в привычных для Сурикова колоритных тонах, играя на контрасте человеческих судеб, отразив среди одетых и обутых горожан босого, одетого в грязное и убогое одеяние юродивого – типичного персонажа средневековой Руси, который тоже с сочувствием провожает боярыню в «последний путь» (15. С. 32). Справа от Боярыни Морозовой ее провожает – как было сказано выше – ее сестра, княгиня Урусова, покрытая в белый платок с вышивкой. Провожая несчастную она явно намерена повторить подобный поступок...

На картине изображено много русского народа. Среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, злорадно посмеивающиеся ей в след, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве. Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по городам и селам. Имя боярыни Морозовой было у всех на устах, и каждый ее понимал по-своему. Эта глубоко историческая русская картина Сурикова: в ней униженную раскольницу боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины. Боярыня Морозова дает возможность зрителю картины прочувствовать весь трагизм данного действия, ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа.

 Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве, размер 304 на 587,5 см. По своей трагической выразительности, точности линейной композиции и формы, яркости её колористического совершенства и исторической достоверности «Боярыня Морозова» – непревзойдённый шедевр Сурикова. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

 

Литература:

1. Турунов А.Н. В.И. Суриков и его картины / А.Н. Турунов. – М.: Полиграфкнига, 1948. – 86 с., ил.                                                                                                                        2.Евдокимов Иван. Суриков / Иван Евдокимов. – М.., 1940 г.                                            3. Суриков В.И. Письма / В.И. Суриков. – М., 1948. – 225 с.                                                                                                4.Суриков В.И. Третьяковская галерея. Суриков в Третьяковской галерее / В.И. Суриков – М., 1950 г.                                                                                                                        5.Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике / В.И. Суриков. – Л.: Изобразит. искусство, 1977. -267 с.                                                                                           

6.Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: Суриков, Врубель, Петров-Водкин. Изобразительное искусство / С.Г. Капланова. – М., 1981 г.

7. М.Волошин М.А. Суриков / М.А. Волошин – М., 1985 г.                                                8.Островский Г.С. Рассказ о русской живописи / Г.С. Островский. – М.: Изобразит. искусство, 1987. – 359 с.                                                                                          

9.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. В 3 кн. / Н.И. Костомаров. – М.: Книга, 1990 г.                                                                                                10.Кеменов В.С. Русские живописцы XIX в. / В.С. Кеменов – М., 1991 г.               11.Машковцев Н.Г. В.И. Суриков. / Н.Г. Машковцев – М., 1994 г.                              12.Алленов М. М. Картинная галерея. Василий Суриков. Альбом. / М.М. Алленов – М., 1998 г.                                                                                                                                 13.Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. / С.А. Щербатов – М., 2000 г. 14.Пикулева Г.И. Василий Суриков. Русская живопись-персоналии, XIX-XX вв. / Г.И. Пикулева. – М., 2008 г.                                                                                                   15.Великие художники. В 86 т. Т. 26. Василий Иванович Суриков. - М.: Директ-Медиа, 2010.- 48 с.

 

Уланов А.А., студент I курса ИГУ,

исторический факультет


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!