Основные положения о действии силы Шри Ауробиндо



 

Что касается Силы, то позвольте привести несколько основных положений, которые вы не учитываете.

1. Эта Сила есть Сила Божественная, поэтому очевидно, что она может действовать в любых сферах; может вдохновлять поэта, подвигать для действия солдата, врача, ученого, кого угодно.

2. Эта Сила не есть Сила ментальная – она не обязательно должна исходить от Передающего в абсолютно ментально организованном виде, так чтобы каждая деталь была на своем месте, и передаваться Принимающему ментально. Она может проявлять себя как земная Сила, содержа в себе знание о том, что следует сделать, а детали прорабатывая в Принимающем и в самом действии по ходу его развития. Передающий не обязательно должен ментально направлять Силу, ментально внедряться в ум Принимающего и там ментально разрабатывать детали. Он может послать Силу или привести ее в действие, предоставив ей делать дело, а самому заняться другими делами. В нашем мире большинство вещей создается такой глобальной Силой, содержащей в себе все результаты, но в свернутом, скрытом виде, и производящей их в ходе последовательных операций. Семя потенциально содержит в себе всё дерево в целом, ген потенциально содержит в себе живой организм в целом, и т. д., но если вы рассмотрите семя или ген ad infinitum [120] , вы не найдете в них ни дерева, ни живого организма. Точно так же и Сила приводит в действие потенциальные возможности некой эволюции, которая дальше работает автоматически.

3. В случае если человек действует как инструмент Силы, механизм действия становится более сложным, поскольку, сознательно или бессознательно, человек должен принять Силу, а также быть способным выполнить то, что через него осуществляется Силой. Человек – не простая машина, а сложный живой инструмент. Так что, если у него есть способность реагировать, определенные качества и т. д., то он может выполнить задачу в совершенстве, если нет, то выполнить несовершенно или стать для нее препятствием. Вот почему мы говорим и настаиваем на необходимости совершенствовать инструмент. Иначе не нужна была бы ни садхана, ни всё остальное – для любой духовной работы мог бы сгодиться любой, если бы ему втолковали, что нужно в себя впустить некую Силу и ему бы осталось лишь наблюдать, как она действует.

4. Для того чтобы передавать Силу, предназначенную для различных целей, Передающий не должен обязательно быть ходячей энциклопедией, т. е. быть всесторонне и разносторонне образованным. Если нам нужно помочь какому-либо адвокату выиграть процесс, нам вовсе не обязательно быть самим профессиональными юристами, знающими римское, английское и индийское право, и снабжать его аргументами, вопросами и т. д., с тем чтобы, используя его сознательно и ментально, производить следственные действия, допросы и защиту. Такие действия были бы до нелепости усложнены, трудоемки и некомпетентны. Предварительная подготовка конечного результата и способность использовать необходимые средства и действовать в нужном направлении, а также организовать ход событий, которые должны обеспечить появление этого результата, закладываются в поток Силы, когда она посылается к Воспринимающему, так что отсюда следует, что они представляют собой ее неотъемлемую часть, всё остальное – вопрос его личной способности воспринимать, усваивать и т. д. Разумеется, даже самый лучший инструмент всегда несовершенен (если только это не адхара , достигшая совершенства) и может сделать ошибку, неверно что-то понять и т. д. и т. д., но если он достаточно открыт, то Сила сама их исправит и результат всё же будет. Иногда, или даже часто, Сила должна время от времени обновляться или получать приток свежей Силы. В некоторых областях Передающему приходится сознательно прорабатывать отдельные детали. Это всё зависит от слишком многих и разнообразных обстоятельств, чтобы их можно было свести к какому-то единому правилу. Тут могут быть общие рекомендации, но не правила; действие не-ментальной Силы непременно должно быть гибким, не жестким и не связанным правилами. Если же вы хотите свести всё к моделям и формулам, то вы не сможете понять принципы действия духовной (не-ментальной) Силы.

5. Всё, о чём я здесь говорю, относится к духовной Силе. Я не имею в виду супраментальную Силу.

6. Также, пожалуйста, обратите внимание на то, что всё сказанное относится к Силе, направленной на человека или действующей через человека: это не имеет отношения к интуиции, которая представляет собой нечто совершенно иное. Это также не всегда служит препятствием для чистой передачи потока вдохновения во всех его нюансах, посылаемого от одного человека другому, – такое случается, но не обязательно двигаться таким путем, к тому же на планах ниже Сверхразума или супраментализованного Верховного Разума такая передача не может являться обычным процессом.

 

* * *

 

Если бы они у меня были [скрытые способности врачевателя], я развил бы их и открыл бы благотворительную амбулаторию. Тогда зачем нужны были бы А., или В., или С?.. Где логика? Поскольку Мать и я не инженеры, D. не может развить в себе инженерное чутье? Или, поскольку ни я, ни Мать не разбираемся в гуджаратской просодике, Е. не чувствует вдохновения, чтобы закончить поэму?

Господи, что за вопрос! Управлять внутренне в миллион раз легче, чем внешне. Предположим, мне нужно, чтобы генерал Х. одержал победу над генералом Y. в Гвадалагасу (произносите, пожалуйста, правильно). Я направляю ему нужную силу, утром он просыпается и с его знаниями и способностями делает то, что нужно. Но если я, не имеющий необходимых знаний, не имеющий таланта полководца, ни явного, ни скрытого, напишу ему «делай так-то и так-то», он не станет меня слушать, и я не смогу ничего с этим сделать. Здесь действуют разные планы сознания. Вы совершенно отказываетесь проводить грань между ними и между их способами действия, сваливаете в одну кучу и называете это логикой.

Интуиция и откровение относятся к внутреннему плану, они не принадлежат внешнему уму… Вы думаете, я могу внутренним или внешним образом подсказывать вам, какие обороты использовать в ваших стихах, которые вы пишете по-бенгальски? Тем не менее, вы их пишете благодаря вдохновению, которое вам послал я.

 

* * *

 

Вопрос: Когда мы обсуждали испанского генерала, вы употребили слова «правильная Сила». Почему вы сказали «правильная»? Разве есть и неправильная Сила?

 

Ответ: Не помню, что точно я написал, – не могу сказать. Но, конечно, есть и ложная Сила. Есть асурические силы, раджасические силы, какие угодно. Кроме них есть ментальная и витальная Силы, которые также могут оказаться неправильными. Или же можно воспользоваться Силой таким образом, что она не достигнет цели, или не найдет генерала и окажется несоизмеримой с противодействующими силами. (Противодействующие силы также не обязательно должны быть асурическими, они могут оказаться вполне человеколюбивыми и считать, что правы они. Или же могут столкнуться ради забавы две Божественные Силы. Сэр, в игре Сил вероятности бесконечны).

В чем ошибка? Ясно, что Сила, которой воспользовались в каждом конкретном случае, – это Сила, которой было предназначено быть здесь использованной. Если она достигает цели, то выполняет свою основную задачу; если же нет, то также выполняет задачу. «Na tatra śocate budha ḥ» [121] .

 

Каким образом? Силу можно применять без всякой интуиции – интуиция приходит вне тесной связи с Силой, кроме Силы самой интуиции, но это другой предмет. Более того, примененная Сила может происходить из более высокого плана, чем план Интуиции.

 

17.04.1937

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!