Концептуально-проектировочная часть



Объем раздела – 12–15 стр.

Постановка задачи для разработки проекта ИЛИ (Анализ существующей ситуации объекта проектирования )

Необходимо описать тему и задачу поставленную перед вами, далее – описать конкретную исходную ситуацию, перечислить исходные данные. К исходным данным относится характер проектируемой среды, предназначение, социальная направленность, исходные данные (метраж, планировка и т.д.) вашего объекта проектирования.

Творческий источник

Проектирование всегда основывается на выборе творческого источника, от которой зависит образ будущих объекта. Следовательно, дизайнеру требуется вполне осознанное обращение к предметам и явлениям окружающей его действительности, наблюдение и изучение, анализ и отбор исходного материала для дальнейшей творческой работы.

Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций на основе выбранного источника в графические поиски решений. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно, способность дизайнера к такому мышлению является основой творчества.

В качестве источника может быть выбрано почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.

Творческий подход к трансформации первоисточника – не копирование его, а ассоциативное переосмысление – дает бесконечное богатое поле идей.

Образ всегда возникает на основе некоторой исходной информации, которая выступает при этом в качестве своего рода строительного материала для творческой фантазии, порой подвергаясь на стадии инкубации, вызревания идеи самым неожиданным трансформациям.

Весь культурный багаж личности дизайнера задействован в творческом процессе: случайные факты, наблюдения, обрывки впечатлений входят в этот массив. Однако первостепенную роль играет здесь целенаправленно организованная информация, представляющая предпроектную ситуацию. Это сведения, которые характеризуют заказчика дизайн-проекта, продукт, производимый им, потребителя этого продукта. Описывая, анализируя функциональные, морфологические, физико-механические, визуальные, семиотические характеристики объекта, специфические черты фирмы-производителя, дизайнер получает материал, способный стимулировать его творческое воображение. Этот материал очерчивает возможное содержание, смысловое поле образных конструкций и, соответственно, задает направления для поисков визуальных решений. Он образует своего рода «матрицу возможностей», воспользовавшись которой дизайнер упорядочивает процесс случайного поиска и делает его более эффективным.

В качестве примера приведем перечень основных позиций аналитической работы в случае проектирования рекламного продукта для фирмы, выпускающей промышленные изделия бытового назначения.

1. Определение перечня ключевых слов: наименование изделия – объекта рекламы, наименование фирмы–производителя. Анализ смыслового значения ключевых слов, их этимологии (языкового происхождения). Составление перечня слов–синонимов и родственных понятий. Описание фонетико-звукового образа ключевых слов, слов–синонимов и родственных понятий.

2. Анализ назначения объекта, условий его применения (эксплуатации), способов и приемов использования.

3. Составление потребительского адреса изделия и описание предполагаемого «портрета» потребителя.

4. Описание «среды жизни» объекта.

5. Составление перечня предметов (объектов), к которыми объект рекламы вступает во взаимодействие в процессе эксплуатации.

6. Составление перечня объектов-аналогов по функции, аналогов по форме природного и искусственного (технического) происхождения и выявление их специфических особенностей.

7. Выявление специфических существенных свойств и характеристик изделия:

• физико-механические свойства;

• оптические свойства;

• акустические свойства;

• тактильные (осязаемые) свойства.

8. Определение особенностей структурно-морфологической организации объекта (строения формы, степени ее сложности, свойств формообразующих материалов).

9. Описание визуальных свойств формы объекта:

• объемно-пространственная организация, (статичность, динамичность формы, симметрия, асимметрия, ритмическая организация, зрительная масса, масштабность формы по отношению к человеку и др.),

• пластика формы (геометрическая, скульптурная, органическая),

• цвет, фактура, текстура поверхностей.

Проведенный по предлагаемой схеме предпроектный анализ помогает выявить существенные черты и свойства объекта рекламы, обрисовать пространство его существования в реальности. Все это вместе взятое способно выступить в качестве катализатора возникновения образно-художественных конструкций.

В рассмотренном случае реализуется методическая рекомендация, известная в практике технического изобретательства: искать решение «вокруг» проблемы, включая в работу мысленное периферическое зрение. В итоге, творчески интерпретируя полученный аналитический материал, дизайнер получает возможность шире использовать свой креативный потенциал для разработки выразительного графического образа объекта рекламы.

Концептуальное предложение

Концептуальное предложение – творческая основа всего проекта. В этой части необходимо раскрыть образное содержание темы, объемом не менее 2 страниц печатного текста.

Описать отобранное для разработки стилевое решение и его образное содержание. Определить социальную нацеленность, предназначение и характер среды, влияющую на образно-стилевое решение. Объем примерно 5 страниц печатного текста. Проектно-художественная часть может включать описание этапов работы над проектом с приложением копий графических эскизов.

Метод (methodos - путь исследования, познания, теория, учение) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод и методика в дизайне – порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, "ноу-хау", уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели.

Особенностью метода и методологии в дизайне является направленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает, что метод и методика дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.

Методика предпроектного анализа. В дизайне становление нового отнюдь не является событием непредсказуемым, неуправляемым, случайным. Теория и практика дизайна разработали специальную технологию проектного поиска новых решений, рационализирующую и ускоряющую этот процесс. Технология эта носит название – предпроектный анализ и имеет универсальный характер, т.к. действительна для проектных задач самого разного класса и типа. Суть методики предпроектного анализа в средовом дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Техника этого этапа:

- изучение аналогов,

- обзор литературных данных и реальных прототипов,

- выяснение их положительных и отрицательных качеств,

- формулировка прямых задач дальнейшей работы.

Проектировщик ставит себе задачу восприятия задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур.

Сравнение предложений, рассматривающие отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты общего решения, и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные.

Приемы, используемые в проектной деятельности

Метод "инверсии" (перестановки слагаемых) позволяет преодолевать тупиковые ситуации в проектировании за счет изменения угла зрения на объект работы (магазин рассматривается не с позиций продавца или покупателя, а с точки зрения службы контроля, ремонтника, вора); за счет смены творческой установки (главное не прочность конструкции, а простота ее изготовления) и т.д. Свежий взгляд на предмет, подсказав не замечавшийся ранее вариант решения той же задачи, "растормозит" воображение, позволит увидеть в уже отвергнутом предложении неиспользованные резервы.

Те же задачи, но несколько иначе, решает прием "проектирование в воображаемых условиях", когда реальные обстоятельства работы объекта условно подменяются неожиданными решениями ("а если под водой") или даже фантастическими ("кухня для ангела"). Хорошо зарекомендовали себя приемы разложения проектной задачи на самостоятельные фрагментарные действия с последующим сведением отдельных результатов в единую цепочку подкрепляющих друг друга предложений. Но тут важно не допустить случайных проработок, чему помогает составление "дерева целей" – упорядоченной программы проектных мероприятий, раскладывающих их совокупность в соответствии с разумной очередностью работ, важностью для свойств конечного продукта и т.д.

Другие способы направлены на привлечение к творческому процессу максимально широкого арсенала знаний и умений, накопленных человеческой проектной культурой. Таковы разные варианты эвристических аналогий (т.е. нацеленных на изобретение, открытие):

- "прямые" заимствования форм из далеких проектным задачам сфер (так сделала многие свои открытия современная бионика, "почти" копирующая в технических объектах принципы и конструкции, подсмотренные у природы);

- "субъективные", когда автор воображает себя неким условно выбранным персонажем, например Карлсоном из известной детской книжки; "символические" (приписывающие одному явлению необычные для него свойства – "деревянный велосипед", "жидкий огонь" и т.п.);

- "фантастические", когда придумываются явления и вещи, как бы в принципе невозможные ("хорошо бы, чтобы дорога была только там, где едет машина"). Все эти ассоциации и предположения, ломая стереотипы проектного мышления, подталкивают дизайнера к применению "чужих" приемов и принципов к его проблемам, делают "невообразимое" возможным, как это произошло с "несущими дорогу с собой" гусеничными механизмами.

Сходным действием обладают приемы, основанные на воображении: - мысленно "склеивающее" нечто целое из не совмещающихся частей; акцентирование, выделение в целом какой-то одной черты, с последующим ее развитием до любого мыслимого предела; – "опережающее отражение" – доведенный до крайней точки, до абсурда прогноз возможных вариантов развития объекта или ситуации. Отталкиваясь от известного, эти приемы, выпячивая его отдельные моменты, преобразуют привычное в новое, нужное автору.

Метод "интерпретации", толкующий задачу, стоящую перед проектировщиком, в неожиданном для него ключе – в другом стиле, в чужой манере ("работа в маске мастера" – если бы тот же проект сделал Ле Корбюзье). Появление порожденных этими методами нетривиальных приемов пространственной или функциональной организации средовых слагаемых всегда так или иначе отражается на композиционных особенностях объектов и систем среды. Одни – порождают неожиданные формы элементов композиции, "отстраняя", обостряя ее, другие образуют новые сочетания предметных и пространственных составляющих композиционного целого, третьи позволяют в другом ракурсе увидеть этапы и динамические особенности развития средового процесса. Но в любом случае эти находки подсказывают новые версии образного решения среды, в т.ч. абсолютно нетрадиционные, непривычные зрителю, и потому не всегда для него приемлемые.

Реальные методики обычно содержат в себе в той или иной степени элементы всех рассмотренных типов, каждый из которых чем-то дополняет другие. Одной из важнейших составляющих предпроектного анализа является разработка дизайн-концепции – основы композиционной структуры среды.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!