СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ                                                                 ПЕРСОНАЖИ



А. Пахарь, во время пожара спасал из горевшей избы картиночки,    1. Ермил Гирин

а его жена – иконы; накопленные деньги, 35 рублей,                2. Гриша Добросклонов

«слились в комок», за них ему выдали 11 рублей.                     3. Дед Савелий

Б. Выходец из крестьян, был писарем, затем его избрали                4. Яким Нагой

бурмистром, за семь лет правления «мирской копеечки

под ноготь не зажал»; держал мельницу; встав на сторону

крестьян во время бунта, оказался в остроге.

В. Отбывал каторгу за то, что «в землю немца Фогеля

Христьяна Христианыча живого закопал».

В6 Установите соответствие между героем произведения и приведенной характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА                                                                         ПЕРСОНАЖ

А. Имел он все, что надобно для счастья:                                                     1. Павлуша Веретенников

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами, ни страхом:                                  2. Дед Савелий

Строгой правдою, умом и добротой.

Б. …Старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,                                                                        3. Яким Нагой

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось.

В. С большущей сивой гривою,                                                                4. Ермил Гирин

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал.

С1 К стилю каких жанров фольклора обращается Некрасов, создавая образ Матрены Тимофеевны?

С2 В главе «Крестьянка» Н.А.Некрасов отразил судьбу русской женщины. Кто еще из русских писателей создал в своем творчестве полнокровные женские судьбы и в чем они сопоставимы с судьбами героини Некрасова?

Александр Александрович Блок

Поэма «Двенадцать» (1918)

Особенности композиции

Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция).

 

ГЛАВЫ СМЫСЛОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ
  1 и 12 главы   Из хаоса только один путь – к Богу
  2 и 11 главы Герои, «апостолы новой веры», приведут мир к беснованию ( сравнить: Ф.М Достоевский роман «Бесы»)
  3 и 10 главы Цель нового пути приводит к духовной слепоте ( «Не видать уже друг друга за четыре за шага»), а слепые , зовущие мир к новой вере, неизбежно приводят его к пропасти.  
  4 и 9 главы            Зарождение конфликта: · ждет разрешения противоречие в отношениях героев : Катька-Ванька- Петруха, · так же своего часа ждет и старый мир, стоящий на перекрестке. Один «безмолвный вопрос» объединяет обе главы ожиданием выбора героев на разных уровнях. Своеволие или воля? Своеволие – это бунт богоборчества или, что страшнее, богоотречения. · Воля – выбор возможных решений..
    5 и 8 главы Поругание любви происходит уже в сознании героини Катьки ( «с юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла») , и это провокация к агрессии и предпосылка к случайному убийству. Духовный раскол Катьки приносит ей, как искупление, нелепую смерть, дабы блуд не прогрессиро-вал, дабы душа не разложилась окончательно до полного омертвения. И имя ей Блок дает символично: имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение.
  6 и 7 главы СЕРДЦЕВИНА поэмы,  в которой случайно, но вполне закономерно происходит убийство человека (Катьки), открывающее путь или к ПРОЗРЕНИЮ и покаянию , или к еще более тяжким преступлениям. Решает все духовный выбор человека.

Организующий мотив поэмы «Двенадцать» –

Мотив пути


                     реальное шествие двенадцати                            символическое движение

                     красногвардейцев по улицам                              истории, метафора смены   

                     зимнего Петрограда                                             поколений

Основные образы-символы в поэме

 

Вечер, ночь Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет.   
Снег Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними. 
Ветер, вьюга Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата. 
Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки.
Двенадцать Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек.  
Ванька Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа.
Катька Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение.
Петруха Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра. 
Мировой пожар Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира).
Паршивый пес (пес голодный) Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.)
Исус Христос Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути.
Музыка Центральный символический образ поэмы, по Блоку, музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным.

Тест

А.Блок

«Двенадцать»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!