Основные жанры. Охарактеризуйте жанровой своеобразие таких произведений писателя, как «Чудная» и «Мгновение».

Практическое занятие № 5

 

Вопросы

  1. Биографические основы творчества В. Г. Короленко. Периодизация творчества писателя. Характер автобиографизма и этнографизма.

Короленко, Владимир Галактионович — выдающийся современный беллетрист. Род. 15 июня 1853 г. в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать — дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший разные должности в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полуавтобиографической повести: «В дурном обществе», в образе идеально честного «пана-судьи». Детство и отрочество К. протекли на Волыни, в своеобразной обстановке маленьких городков, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская, и где бурная и долгая историческая жизнь оставила ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Все это, в связи с полупольским происхождением, наложило неизгладимую печать на творчество К. и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями — Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность и украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов.

К. окончил курс в ровенском реальном училище, в 1870 г. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств, и когда в 1871 г. К. поступил в спб. технологический инст., ему пришлось вынести самую тяжелую нужду. В 1872 г., благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в петровско-разумовскую земледельческую акд. В 1874 г., за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из акд. Поселившись в СПб., К. вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца 70-х годов К. подвергается аресту и ряду административных кар, закончившихся тем, что, после нескольких лет ссылки в Вятской губ., он в начале 80-х годов поселен в восточной Сибири, в 300 верстах за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная приключений жизнь бродяг, типы правдоискателей рядом с типами людей почти озверевших — все это художественно отразилось в превосходных очерках К. из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении». Автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых или оригинальных проявлениях.

В середине 80-х гг. К. разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхне-волжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества — и это нашло свое отражение в рассказах К.: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полуэтнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу под загл.: «В голодный год» (СПб., 1893). Эта книга явилась результатом энергической деятельности К. по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губ. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. В 1894 г. К. ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русск. Богат.", 1895, No 1—3), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором. С 1895 г. К. состоит издателем «Русского Богатства» — журнала, к которому он теперь примкнул окончательно. Прежде, его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли».

К. начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой не был замечен. Его первая повесть — «Эпизоды из жизни искателя» появилась в «Слове». Сам автор, очень строгий к себе и вносящий в собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них «Эпизодов». А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х гг. В рассказе нет ничего напускного: это не щеголяние альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. В этом настроении — источник всей дальнейшей деятельности К., отличительная черта которой — глубокая любовь к людям и стремление доискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какой бы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейской грязи они ни скрывались. Удивительное умение отыскать в каждом человеке то, что, в pendant Гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать das ewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в «Сне Макара», которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, К. вторично дебютировал в «Русской Мысли» 1885 г. В почти совсем объякутившемся жителе затерянной под полярным кругом сибирской слободы, официально считающемся христианином, но на самом деле и Бога представляющем себе в якутском образе Великого Тойона, автор успел заметить тлеющую божественную искру и так осветил темную душу дикаря, что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки Макара, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, знающий, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды.

Успех «Сна Макара» был огромный. Превосходный, истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко) — все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление на читающую публику, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы. Одна из характернейших сторон успеха, выпавшего как на долю «Сна Макара», так и других произведений К. — это его всеобщность; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о К. принадлежит критику «Моск. Ведом.", Ю. Николаеву, известному своей ненавистью ко всему «либеральному». Вслед за «Сном Макара» появился рассказ «В дурном обществе» — тоже одно из лучших произведений К. Рассказ написан в романтическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из общего склада души автора. Действие опять происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания — в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Они все преисправно воруют и пьянствуют, но все же сын «пана судьи», случайно сблизившийся с «дурным обществом», ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Образ маленькой страдалицы Маруси, из которой «серый камень», т. е. подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиям новейшей русской литературы, и смерть ее описана с той истинной трогательностью, которая дается только немногим избранникам художественного творчества. По романтическому тону и месту действия к рассказу «В дурном обществе» близко примыкает полесская легенда «Лес шумит». Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающееся умение К. описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Он воскресил совсем было исчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева, пейзаж. Меланхолия чужда К.: из созерцания природы он извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия, рассказам Короленко принадлежат еще «Слепой музыкант» (1887), «Ночью» (1888) и рассказ из еврейской жизни: «Йом-Кипур». «Слепой музыкант» написан с большим искусством, в нем много отдельных хороших страниц, но, в общем, задача автора — дать психологический очерк развития у слепорожденного представлений о внешнем мире — не удалась. Для художества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, для науки — слишком много художества. Поистине благоухающее впечатление производит рассказ «Ночью», почему-то мало известный читающей публике. Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Такой тон создается только с помощью качества, драгоценнейшего для беллетриста — памяти сердца, когда художник воссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств и настроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказе фигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачно справившемуся с тяжелыми родами нового ребеночка, это кажется простым физиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад при таком же «простом» физиологическом акте потерял жену, и жизнь его разбита. Вот почему он не может согласиться, что все это очень «просто». И автор этого не думает. И для него смерть и рождение, как и все человеческое существование — величайшая и чудеснейшая из тайн. Оттого и рассказ весь проникнут веянием чего-то таинственного и неизведанного, к пониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределенными порывами сердца.

  1. Мировоззрение В. Г. Короленко. Соотношение и характер взаимодействия принципов романтической и реалистической поэтики. Своеобразие понимания В. Г. Короленко роли природы в жизни человека.

Литературный процесс конца Х1Х-начала XX вв. был явлени ем сложным и противоречивым. Он характеризовался значительными сдвигают в области художественного мышления, напряженными по искалш новых путей обновления действительности, что существенно сказывалось на особенностях художественного метода. Критический реализм трансформировался, переживая значительные изменения.Интерес исследователей к этому периоду развития художест венной мысли вполне закономерен. В ходе уже отшумевших дискус сий и споров доказано, что критический реализм не"умйрал!1 а обновлялся, он "умел, - как говорит Б.Кулешов, - работать на самых острых, рискованных срезах жизни".Глубинные процессы, происходящие в реализме в "переходное)' время, были связаны с определенными историко-литературными фак торагли. ТСлассический реализм преодолевал "социальное прожектер ство" народников и вбирал в себя революционно-романтические тенденции народнической литературы. Он вступил в сложные взаи моотношения с натурализмом, вБщвинувшим идею врайнего объективи зма в искусстве.На протяжении всего своего развития, особенно в конце века, писатели-реалисты отвергали всевозможные проявления "чистого" искусства. Ущербное сознание модернистов было чуждо трезвому, аналитическому мышлению реалистов.Обогащаясь романтическими тенденциями на рубеже двух ве ков, критический реализм подходил к ним избирательно: приег^шя революционную романтику поэтов - народовольцев, писатели-реа листы отвергали абсолютизацию субъективного начала в творче стве декадентов."Обновление" реализма, привнесение в него романтического начала обусловливаяось и новыми задачами, ввдвинутыми эпохой наз ревающих исторических перемен. В литературе обострялся инте рес к становящейся действительности, к личности, активизирующей свои возможности. Романтические тенденции вносили определенную "окрыленность" в классический реализм, рождая новые чувст ва и эмоции в читателе, Разумеется, кадцый из писателей "переходной" эпохи, в творчество которого органически вошло романтическое начало (Гаршин, Короленко, Чехов, Горький), проявлял себя в сатлых разнообразных идейно-эстетических возможностях. Это определя лось и объективно-историческими факторами, и субъективными убездениями писателя, и особенностями его мироощущения. Но од но было важно для всех - ощущение надвигащихся перемен, жаж да подвига, вера в светлое, разумное начало, в торжество доб ра и истины. И если Горький открывал в своих исканиях новое искусство, то Короленко был одним из тех писателей, который подготовил этот художественный феномен эпохи.Творческие искания писателей конца века не возродили ро мантизм нак литературное направление, но активизировали потен циальные возможности романтизма как художественного метода, Осмыслить специфику творческого метода Короленко помога ют его теоретико-литературные взгляды, представлящие целостную : эстетическую концепцию, Стремясь к слиянию двух начал художественного мировоспри ятия, Короленко предвосхищал Горького, который писал: "Слияние романтизма и реализма особенно характерно для нашей большой литературы, оно придает ей ту оригинальность, ту силу, кото рая все более заметно и глубоко влияет на литературу всего мира" .I Горький М. Собр,соч, в 30-ти т,т., т.24. - М.: ГИХЛ, 1953, Короленко понимал, что в эпоху общественных сдвигов нужны такие слова, в которых засверкает сияние будущего, А это родственно романтизму как художественному методу. Но в силу своей известной односторонности романтизм должен влиться в реализм, вобрать в себя его величайшие исторические завоевания. Синтез романтизма и реализма на рубеже двух эпох, считал Короленко, возможен был потому, что реализм в этот период на чал характеризоваться новыми устремлениями, вызванными жизнью. В канун революционных бурь реалистическое: искусства уже не могло ограничиться изображением тех фактов, которые отстоялись, стали достаточно типическими, необходимо было обратиться к иск лючительным, зарождающимся явлениям, вьгражающим положительное начало жизни. Поятому Короленко выдвинул идею обновления реализма. История распорядилась по-своему. Она потребовала не об новленный реализм, а принципиально новый. Основоположником этого нового революционного искусства стал Горький. Вопрос о реализме и романтизме решался Короленко на осно ве нового исторического понимания идеала и героического. Коро ленко искал реальных путей воплощения героического в образе рядового человека, стремился "открыть значение личности на почве значения массы", И если первая задача была реализована гол в художественной практике,то вторая не была решена потому, что требование, вццвинутое Короленко, не имело прочной опоры в идео логии того времени и скорее адресовалась будущему. Разрабатывая категорию "возможной реальности", Короленко расширял границы реализма как художественного метода. Он требовал от писателей такой силы художественного мышления, которая приводит к осоз нанию перспективы развития, "Перспектива" и "логика гипотезы" должны были, по мнению Короленко, активизировать романтические принципы изображе ния жизни. Постановка подобных вопросов, хотя и не до конца решенных Короленко в силу известной ограниченности мировоз зрения имела большое значение для дальнейшего развития лите ратуры.Взгляды Короленко на реализм и романтизгд были тесно свя заны с другими положениями его эстетической системы и сцемен тированы с ней идее й активности искусства. Последователь ре волюционно-демократической 1ЛЫСЛИ, Короленко понимая искусст во как верное раскрытие жизненных связей и отношений с позиций высоких общественно-эстетических идеалов. Он утверждал, что литература - это не просто отражение жизни, литература при звана разлагать старое и из его облошюв созидать новое, от рицать и утвервдать. Жизнь, - говорил Короленко, - это движе ние и борьба, поэтому задача искусства в том и состоит, что бы активно вмешиваться в жизненный материал, Короленко придавал чрезвычайно важное значение категории идейности, называя идею душой художественного произведения и утверждая необходимость ее слияния с образом. Только в этом случае, по мнению писателя, форма может согласоваться с мыслью, а мысль с формой. В этом Короленко видел высшее достоинство художественного: произведения как творения ис1^сства.Короленко не мог стать родоначальником пролетарской ли тературы в силу причин объективного и субъективного характера, но его роль "в великой работе строения новой России", как го ворил Горький, была огромна. Для Короленко-писателя б ш ш характерны социально-заост ренное, критическое отношение к действительности и романти чески возвышенная вера в будущее, мечта о гармоническом обществе, основанном на началах разума, красоты человеческих отношений. Поэтому Короленко как писатель-реалист старался всячески активизировать возможности романтизма. Романтический настрой был ощутим уже в раннем творчест ве Короленко, и проявлял он себя по-разному,т.к. "синтез" реализма и романтизма допускал преобладания того или другого начала. Внутренняя энергия его произведений 80-х годов выра жалась как романтическая вера в нарастающую силу народного негодования, как вера в героическое, в его историческую пер спективу.В произведениях этого периода ("Чудная", "Яшка", "Соко лннец", "Ат-Даван", "Сон Макара", "Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуцы", "Лес шумит", "Слепой музыкант") звучал протест против бесправия человека утверждался героизм отдельной личности как выражение героизма народа, остро зву чал мотив "исканий" интеллигенции и народа, осмысливалась проблема человеческого счастья. Короленко широко использовал иносказательно-выразительные средства языка., интонационно синтетические особенности художественной речи, которые наиболее адекватны романтическому пафосу. Он органически соединял реалистическое изображение жизни с романтическими приемами воссоздания характеров, когда на первый план выдвигается их исключительность, сила и необычность ощущений и поступков. Писатель понимал, что реальная жизнь не открывала пока желаемых перппектив, поэтому он считал, что в искусстве недостато чен принцип верности действительности. Он должен восполняться субъективной идеей художника, опиращегося на "возможную ре альность". Романтические "дополнения" в реализме Короленко появлялись не только потому, что писатель не видел конкретных исторических путей достижения идеала, но и потому, что он глу боко верил в необходимость активизировать романтизм в условиях назревающих общественных перемен.90-е годы ХИ в, вошли в историю России как начало "по лосы подготовки народной революции". Обострение социальных противоречий, оживление общественной жизни страны, распро странение марксизма, перенесение центра международного рабо чего движения в Россию - все это не могло не отразиться и на характере литературы. Критический реализм продолжал свое развитие, обогащаясь новышт качествами: его социальная ак тивность подготавливала социалистический реализм, а страст ная устремленность в будущее рождала романтику нового типа, Короленко понимал, что перед реалистическим искусством стоят широкие социально-нравственные задачи и продолжал бо роться за их реализацию. Его прогнозирование дальнейшего развития реализма было крупнейшим завоеванием художественной мысли конца века. В 90-900-е годы Короленко, как и прежде, остается пре имущественно реалистом, обогащая психологическое течение кри тического реализма элементами романтизма. Активное отношение к жизни, вера в возможность ее преобразования, зазвучали в этот период в произведениях Короленко еще сильнее. В роман тическом пафосе некоторых рассказов писателя уже угадывались горьковские интонации гимна Человеку, рожденного для того, чтобы преобразовать мир. Продолжая в 90-е годы разработку народных типов, Короленко теперь обращает особое внимание на пробуждение дремлющих сил народа, на нарастание народного саглосознания, Образ человека из народа угадывался писателем в его потенциальных, идеальных возможностях. По мнению Короленко, героизм отдельной личности должен был стать героизмом коллектива, массы - так писатель предвосхищал грядущую битву народа за свое освобождение. Во втором сибирском цикле рассказов Короленко ("Государевы ямщики", "Река изтрает", "Марусина заимка", "Мороз") социальная мысль писателя активизируется, автор-рассказчик ("проходящий") глубже проникается идеей несправедливости су ществующего общественного бытия, образ человека из народа приобретает более четкие реалистические очертания. Но писа тель по-прежнему скорее угадывал потенциальные, идеальные воз можности своего героя, скорее предвидел горизонты его истори ческой миссии. Изобразить челове!^ из народа в его обществен но-полезной деятельности Короленко еще не мог.В произведениях Короленко этих лет особое значение приобретают поэтические символы, развернутые сравнения, образ ные параллели, аллегории. Они органически входят в художест венную ткань и порой приобретают не подчиненное, а вполне самостоятельное значение как иносказательное рассуждение о впол не определенных жизненных явлениях. В одних случаях, романти ческая идея включается писателем в условно-сиглволический кон текст, в других - она выражается через реалистическую концеп цию бытия.1{ак и в 80-е годы, Короленко продолжают волновать поис1Ш высоких нравственных критериев, определяющих смысл человечес кого существования. Поэтому и в эти годы он создает произве дения ("Тени", "Парадокс", "Ночью", "Огоньки") глубоко насы щенные философско-нравственной проблематикой, в которых с боль шой художественной силой провоэглашаются начала разумного бы тия: истина, счастье, свобода, красота.На рубеже двух эпох романтические тенденции в творчестве Короленко интенсифицируются. Это было связано с общими зако номерностями развития критического реализма и глубокими сдвигами, которые происходили в нем.Вопрост о романтизме в реалистическом методе Короленко не может рассматриваться однозначно. Характер сосуществова ния этих двух начал художественного ^шросозерцания проявлял ся в довольно сложном, диалектически обусловленном взаимодействии.В одних произведениях Короленко выступал как реалист, нацеливая читателей на объективно-достоверное повествование о лщях и событиях ("Чудная", "Яшка", "Соколинец", "Марусина заимка", "Государевы ямщики"). Романтический пафос здесь был обусловлен неиссякаемой верой писателя в нарастающую силу на родного прозрения и негодования.В других случаях романтические принципы отражения жиз ни становились ведущим, антивизировались ("Слепой музыкант", "Мороз", "Парадокс", "Ночью"). Это приводило к усилению субъ ективно-лирического, экспрессивного начала, способного под черкнуть исключительность характеров и ситуаций. И в этих произведениях писателя, связанных с общей концепцией его ми роощущения, все бШ'-О: направлено на утверлэдение героического как "возможной реальности", на провозглашение разума и спра ведшшости i^K основы гармонического развития общества. Художе ственный метод писателя в таких произведениях можно было бы определить как "романтический реализм" (термин У.Р.Фохта).Наконец, в творчестве Короленко мы встречаем повести и и рассказы, которые следовало бы отнести к "чисто" романти чеошш ("Огоньки", "Тени", "Лес шумит", "Сказание о Флоре, Агрилпе и Менахеме, сыне йегуды", "^/Ьтновение"), разумеется, учитывая при этом относительность такого определения, так как в "чистом" виде, говорил В.И.Ленин, ни одно явление в природе и обществе не существует. В этих произведениях Коро ленко широко использованы развернутые аллегории, легенды, притчи, мифы. Как правЕИо, повести и рассказы такого типа ха рактеризует иносказательно-обобщенный смысл, заклю^чающий в се бе "мировую формулу" бытия, Подытоживая все сказанное, отметим, что творчество Коро ленко, направленное на утверждение передовых идеалов эпохи, на выражение мысли о моральной ценности искусства, способно го стать преобразующей силой, удивительно созьучно нашей сов ременности. Именно такое искусство может сегодня обеспечить активную роль художественной 10гльтуры в формировании нового человека. Требования высокой идейной направленности как глав ного критерия искусства прозвучали с трибун ХХУ и ХХУ1 съез дов, этим требованием пронизаны все партийные документы, на чиная с Ленинского проекта резолюции "О пролетарской куль туре".Художественный опыт XX века полностью подтвердил прогнозирование Короленко, предвидевшего будущее - искусство наши.

  1. Жанровое своеобразие прозы В. Г. Короленко.

Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Мировоззрение Короленко формировалось в бурные и мятежные шестидесятые годы, с их реформами во многих областях общественной жизни и государственной системы, с пробудившимся свободомыслием и активной деятельностью "мужицких демократов". 1863 год вошел в историю как навеки памятный год польского восстания, одним из вождей которого был белорус Кастусь Калиновский. Эти события произвели глубокое впечатление на Короленко, жившего в той части Российской империи, где это восстание было особенно бурным.

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом "Эпизоды из жизни искателя". Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного "сектантства" в среде интеллигенции. Пафос рассказа - в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. "Ищите!" - к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести "Прохор и студенты" На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

С философской аллегорией перекликается повесть "Слепой музыкант", в основном созданная в 1886 году и впоследствии неоднократно подвергавшаяся авторской доработке. "Основной психологический мотив этюда, - писал Короленко, - составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение". Поясняя идею повести (или этюда, как он именовал ее), писатель в другом месте сделал признание, что в этом произведении отразилось романтическое настроение его поколения в юности, и в этом своеобразный и живой колорит. В повести раскрыта душевная драма слепого, который через высокое и одухотворенное искусство понял и "увидел" мир. Под стремлением слепого музыканта "к свету" нетрудно было разглядеть глубоко социальное стремление угнетенных достичь таких общественных порядков, при которых было бы соблюдено их естественное право на счастье. Счастье героя повести как отдельной личности стало возможным только в результате сближения с народом, в готовности и способности служить ему своим талантом.

Сила Короленко - в критике и обличении всех сторон самодержавно-политического строя в России. В пореформенной действительности он обнаруживал явные следы "крепостнической традиции", показывал проявления всевластья помещиков над крестьянами и произвол чиновников, равнодушие властей к положению народа, задавленного и подверженного голоду, недоеданию и высокой смертности из-за нехватки питания и периодических неурожаев. Об этом Короленко поведал в книге очерков "В голодный год" (1892), которая в свое время глубоко потрясла всю Россию правдивым изображением трагедии современной писателю деревни.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.

Основные жанры. Охарактеризуйте жанровой своеобразие таких произведений писателя, как «Чудная» и «Мгновение».

  1. Эволюция повествовательной манеры В. Г. Короленко. «Композиция рассказывания» (термин Б.В.Томашевского) В. Г. Короленко.

Тексты

  1. Короленко, В. Г. Мгновение.
  2. Короленко, В. Г. Река играет.
  3. Короленко, В. Г. Чудная.

Литература

  1. Глинка, А. С. (=Волжский) Поэзия и правда человечности в творчестве Вл.Г.Короленко // Волжский. Из мира литературных исканий: сб.статей. Пб.: изд.Д.Е.Жуковский, 1906. – С.21–69. – URL : http://az.lib.ru/g/glinka_a_s/text_1903_korolenko_oldorfo.shtml
  2. Иванова, О. И. Влияние якутской действительности на поэтику произведений В. Г. Короленко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. – № 2. – С.94–98. – URL : file:///C:/Documents%20and%20Settings/ye.nikkareva/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/the-influence-of-the-yakut-reality-on-the-poetics-of-v-korolenkos-works.pdf
  3. Лион, П. В. Г. Короленко: телеология очерка-новеллы. – URL : http :// screen . ru / vadvad / Vadvad / pl . htm
  4. Покатилова, Н. В. Поэтика рассказов В. Г. Короленко // Вестник Якутского государственного университета. – 2006. – Т.3. - № 3. – С. 96–99. – URL : http://cyberleninka.ru/article/n/poetika-rasskazov-v-g-korolenko

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!