Внутренний валовой продукт ведущих стран мира
№ | Страна | Объем ВВП в трлн долл. | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Мировой ВВП | 68,782 | 70,923 | 70,212 | |
Евросоюз в целом | 15,112 | 15,121 | 14,523 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. … 21. 35. | США | 14,562 | 14,613 | 14,251 |
Китай | 7,423 | 8,088 | 8,767 | |
Япония | 4,421 | 4,392 | 4,141 | |
Индия | 3,123 | 3,342 | 3,548 | |
ФРГ | 2,924 | 2,984 | 2,812 | |
Великобритания | 2,247 | 2,262 | 2,165 | |
Россия | 2,176 | 2,298 | 2,103 | |
Франция | 2,152 | 2,158 | 2,143 | |
Бразилия | 1,924 | 2,022 | 2,024 | |
Италия | 1,867 | 1,849 | 1,756 | |
… | ||||
Польша | 646 | 678.8 | 686 | |
Украина | 335 | 342 | 294 |
Истоки и стадиальность российской цивилизации
Для российской цивилизации характерна своеобразная, стадиальная, «прерывная история». Можно выделить следующие стадии ее культурного, социально-экономического и государственного развития, которые отличались по ряду политико-культурных и иных ценностей, приоритетов развития:
Таблица 9
Стадии генезиса российской цивилизации
№ 1. | Стадия | Время |
Праиндо-европейский, праславянский, рунический, языческий период | С 4-го –3 тыс. до н. э. — до крещения Руси | |
2. 3. 4. 5. 6. 7. | Киевская Русь христианского времени | X-XII вв. |
Московское царство | XIII–XVI вв. | |
Петербургская империя (с Петра I) | С XVIII в. | |
Российская империя | XIX — нач. XX в. | |
Социалистический период | 1917–1991 гг. | |
Современная фаза: первый этап — до конца 1999 г.; второй — с 2000 г. по настоящее время | С конца1991 г. |
174
|
|
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Многие исследователи, выделяя основные стадии в историческом генезисе России, отмечают их прерывность и цивилизационное своеобразие. Н.А. Бердяев писал, что русский народ развивался… катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации»7. Под влиянием этих «исторических рывков» политическая культура России приобрела удивительную устойчивость своих базовых характеристик, традиционных черт, которые остаются в силе, несмотря на изменения политических режимов.
Ряд ученых обращает внимание на то, что «Россия знала и пережила шесть цивилизаций»8. Они выделяют: «первую» цивилизацию» (I–X), «вторую» (988–1240 гг.), «третью» (сер. XIII в — 1347), «четвертую» (1547–1700 гг.), «пятую» (1700–1917 гг.), «шестую» (1917–1985 гг.), «седьмую» (c 1985) — «цивилизацию демократической России».
Важно, что начало первой стадии («цивилизации») в развитии Руси-России указанные авторы датируют с I в. н. э. Они справедливо обращают внимание на существование длительного (тысячелетнего!) цивилизацион-ного периода (до принятия христианства на Руси в 988) в российском многофазовом цивилизационном генезисе.
|
|
При анализе генезиса российской цивилизации целесообразно взгляну ть на ее истоки. Самые древние (40 тыс. лет до н. э.), организованные поселения людей, объединявшие до нескольких десятков тысяч человек, археологи обнаружили в Воронежской области; находки в Черниговской области с праславянским орнаментом относятся к XXIII в. до н. э. и т. д.
Важен анализ древнейших истоков российской цивилизации, исторических связей праиндо-европейских народов, взаимовлияния праязыков, культурных ценностей, нашедших отражение в сходных мифах индоевропейской семьи9. А.И. Асов замечал, что «Русь древняя многими корнями связана с великими працивилизациями»10. В праиндо-европейском мифологическом миропонимании был заложен ряд общих идей — о цикличности развития мира, гармонии между Богом и природой, Богом и человеком, природой и человеком и др.11
7 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7.
8 Бегунов Ю.К., Лукашев А.В., Пониделко А.В. 13 теорий демократии. СПб. 2002. С. 146.
9 Индо-европейская семья включает ряд ветвей: славянскую, индийскую, иранскую, бал
тийскую, германскую, романскую, кельтскую; примыкающие — греческую, албанскую, ар
мянскую; вымершие — хеттскую и тохарскую (Синьцзянь).
|
|
10 Ряд русских слов, при учете их санскритских корней, приобретает дополнительное значе
ние. Так, солнце на санскрите означалось, как «РА». Отсюда: возглас «Ура» — у солнца, над
тьмой; «Урал» — стоящий у солнца. «Род» (на санскр. — божество); далее: родина, народ,
родник. «Рок» — луч, светящий каждому человеку, семье, роду и народу. Соответственно:
урок, нарок (наречение имени), пророк, изрок (сглаз), оброк, рокот (глас рока). «Га» — гла
гол, означающий движение. Отсюда: «но-га» — движение в пространстве, дорога, телега.
«Космос» — «ниспадающие с неба потоки света»; космомысленный — человек, владеющий
высшими знаниями и др.
11 См.: Иванов А.М. Рассветы и сумерки арийских богов. М., 2007. С. 44.
175
Национальная идея России
Интересна философская система праславян, воспринимающая (понимающая) бытие как триединство яви (реального мира), прави (порядка, законов Сварога) и нави (мира по обе стороны яви, где обитают Боги и Души Пращуров)12. Возможен перевод названия «Россия» c cанскрита («русья») и его толкование, как «светлая», «святая»13 или «страна светлых вод», речная страна»14. Упоминание о стране «Рош» («Рос»), относимой к району Среднего Приднепровья (VII в. до н. э.), есть и в Библии (Книга Бытия. Гл. 2).
|
|
Значима находка Аркаима на Южном Урале. Архитектура Аркаима представляет одну из древнейших индоевропейских цивилизаций. Она современна Крито-Микенской цивилизации, среднему царству Египта15.
Интерес представляет анализ «Велесовой книги» — возможной летописи языческих древнерусских жрецов, в которой отражена история многих европейских и азиатских народов (от II-го тыс. до н. э. до IX в н. э.). В »Ве-лесовой книге» говорится о существовании рунической16, дохристианской письменности у древнейших русских племен, продвинувшихся от Дуная, Киева до Великого Новгорода17.
В «Повести временных лет» перечисляются многочисленные племена, говорящие на славянском языке: поляне, древляне, полочане, дреговичи, северяне, бужане (жившие по Бугу) и др.18 Понятно, что они говорили на нем издавна, а не с момента крещения Руси.
Прокопий Кесарийский в своей книге «Война с готами» писал в VI в. н. э., что « славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим…И некогда даже имя у славян и антов было общим. У тех и у других один язык»19.
12 Велесова книга / Пер. и комм. В. и Ю. Гнатюк. М., 2006. С. 15.
13 Ахуджа А., Гусева Н. Тайные истоки видимых рек / Время искать. М., 1990; Филиппов В.
Куда исчезли древляне и кривичи, или почему вологодский говор в переводе на санскрит не
нуждается // Известия, 1996. 18 апр.
14 Го л о в к о в А . Русь — название территории среднего поднепровья, известное с VII в. до
н. э. и означающее «речная страна» /НГ-НАУКА. № 5. 1999. С. 4.
15 Аркаим являлся городищем, храмом и астрономической обсерваторией. Он имел форму
круга, наружным диаметром около 160 метров. Окружал его 2-х метровый обводной ров
с водой. Внешняя стена при высоте 5,5 м имела пятиметровую ширину. Венчает Аркаим
центральная площадь, примерно 25 на 27 м. Все жилища, примыкавшие к внешней стене,
как дольки лимона, имели выходы на главную улицу. Всего было обнаружено 35 жилищ
внешнего круга. Он строился по заранее спроектированному плану как единый сложный
комплекс, точно сориентированный на астрономические объекты.
16 Руна — нечто промежуточное между графикой буквы и иероглифом; руна (от древн.
исландского «run») — скрытое, секретное знание, тайна, шепот, руна.
17 Чудинов В.А. Русские Руны. М., 2006 и др.
18 См.: Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI —нач. XII в. /
Сост. и ред. Д.С. Лихачев и Л.А. Дмитриева. М., 1978. С. 26–30.
176 |
Прокопий из Кесарии. Война с готами / Пер. с греч. С.П. Кондратьева. М, 1950. C. 297–298.
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Изучение мифов дохристианской Руси дает представление не только об их ценностях, но и о взаимосвязи их с социально-властными отношениями. До принятия христианства у славян ведущими считались Триглав: Сварог (дед Богов), Род (мл. брат Сварога) и Перун-Громовержец), Далее: Даждьбог или Хорс (Солнце-царь, дающий), Стрибог (воздух), Ярило или Семарьгл (весна, возрождение), Макошь или Богородица (влажные земные недра). Иногда почитались пары Богов: Перун/Велес (бог животного мира), Перун/ Ярило и т. д. Были, разумеется, и другие более «специализированные» Боги: Житнич, Зернич, Овсенич, Ветрич и т. д.
Пять Богов Киевского капища (Пантеон создан князем Владимиром в Киеве, в княжеском теремном дворе в 980 г. и разрушен по его же приказу в 988) соответствовали основным социальным стратам традиционного общества. Так, Перун — представлял собой «верхнее» Небо с дождевыми водами (символ правителя); Даждьбог — расположенное под небом Солнце (соправители князя); Стрибог — пространство между небесным путем Солнца и землей (дружинники); Ярило — животный мир (торгово-ремесленный и земледельческий посад); Макошь — землю (смерды) 20. После принятия христианства, языческие мифы запрещались или инкорпорировались в новый религиозно-мифологический, политический и культурный порядок.
Черты цивилизационного и культурного развития России
Политико-культурный генотип россиян во многом определялся тем, что в России сформировался особый «мобилизационный тип развития», для которого было характерно использование в различные исторические периоды чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм: либо для сохранения существования самой российской цивилизации, либо для обеспечения «догоняющего развития», на которое Россия была обречена после трехсотлетнего татаро-монгольского ига и других нашествий. В результате функционирование общества во многом было «подчинено задачам достижения этой главной цели. Умение выдерживать сверхнапряжение стало отличительной чертой русского национального характера. Это умение оказывалось спасительным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений и репрессий.
Многие исследователи отмечают в русском характере преобладание нравственного начала, внимание к смысложизненным проблемам.
Экстенсивная экономика с относительно слабым рынком, территориальная рассредоточенность населения, постоянная военная готовность требовали для мобилизации ресурсов сильной государственной власти. Отличительная характеристика политической культуры большинства россиян — это понимание или «осознание» особого значения государственно-20 Прозоров Л.В. Боги и касты языческой Руси. М., 2006. С. 263.
177
Национальная идея России
сти, роли государства, как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, самого существования многих наций и народов. Чувство патриотизма русского и многих других народов имеет глубокие корни, органически связано с важной ролью государства в этом процессе. Политический фактор русского этнического самосознания — это, прежде всего, фактор, связанный с историей русской государственности. В отличие от Западной Европы, где общество и государство строились снизу вверх и централизованная власть явилась как высшая надстройка над сформировавшимся обществом, сложившимся средним слоем землевладельцев, в России имело место государство иного типа — государство, формирующее общество. Российское государство есть государство по преимуществу территориальное (в отличие от западного nation-state), а ранее еще и династическое. В силу всего этого — характерная черта российской политической культуры — доминирующий архетип державности.
Соответственно, многие россияне болезненно реагируют на общее ослабление (или неэффективность) роли государства в общественной жизни страны. Россия неоднократно воссоздавалась как централизованное государство. Это заложено в ее генетическом коде, в традициях, в менталитете людей.
В российской цивилизации остро соперничают центробежные и центростремительные тенденции; предпосылки возникновения ее новых этапов не всегда подчинены соответствующим основаниям. Неразгаданная тайна России, о которой писал Тютчев, и которую Н.А. Бердяев связывал с антиномичностью и противоречивостью «души России» — все это есть отражение сложности, динамичности, противоречивости самого становления цивилизационного архетипа (на основе интеграции, синтеза множества различных и часто трудно совместимых этнических архетипов.
Следует обратить внимание на особую роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых у россиян воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. Это и общность, артельность, коллективизм, специфический для русского национального характера, его культуры политики. В противоположность западному базовое русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «Мы», а не «Я» или — лучше — «Я» через «Мы».
Нельзя забывать о закрепленной в памяти трех поколений социалистической ориентации общественного развития, в результате чего в современном обществе распространилось острое восприятие проблем справедливости и порядка, а также сформировался синдром социальной незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Важной чертой культуры России является ее религиозная доминанта и (или) традиция. Православная церковь и православие сыграли важную роль в формировании этнического самосознания русского народа, которое шло параллельно со становлением русской государственности. Пользуясь
178
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
поддержкой государства, церковь оказывала сильное влияние на духовную жизнь русского народа, в т. ч. и на его этническое самосознание. Термины «крещеный», «православный», «русский» становились в известном смысле синонимами. Учитывая особое взаимодействие российского государства и церкви, А. Тойнби определял особенность политической культуры «восточно-христианской цивилизации», как стремление к созданию и сочетанию универсального государства и универсальной церкви. Традиционной чертой культуры и цивилизации России является позитивное историческое взаимодействие православия и ислама, толерантное отношение верующих, принадлежащих, к различным религиозным конфессиям.
Отличительной чертой российской культуры являются идеи и традиции соборности. Соборность — это принцип единогласного, консенсусного и сословно-представительского принятия решений «снизу до верху»; идея гармонии, симфонического единства светской и духовной власти, гармонического единства людей, общность их судьбы и жизни, традиции взаимопомощи и коллективизма.
В российской истории, наряду с авторитарной, бюрократической, существует и другая — демократическая традиция, в т.ч. и самоуправления. Она имеет глубокие корни и несет сильный отпечаток патриархальных отношений. Классическим примером служат Новгородская, Псковская и Вятская вечевые республики, просуществовавшие до их присоединения к Московскому государству в XV в. Вдали от крепостничества и деспотизма власти формировалась казацкая вольница. Российское государство управлялось не только центральной администрацией. Когда нужен был общий совет, выборы, решение общегосударственных проблем — созывались земские сборы. Гражданское общество в России было всегда, но нередко — «под государством» или весьма зависимым от него.
Важной чертой политической и духовной культуры России является ее многонациональный, полиэтнический характер. История России и ее государственности не укладывается в узкие рамки «имперской модели», сложившейся на опыте западных моделей — британской, французской, германской, португальской, США и др. Так называемая Российская империя складывалась как единое сословно-феодальное полиэтническое централизованное государство преимущественно мирным путем, без разделения на метрополию и колонии, без ограничения прав ни по национальному, ни по территориальному признакам, в рамках единого «мира-экономики», весьма толерантное в конфессиональном отношении, никогда не проводившего насильственной политики ассимиляции неруссских народов. Н.А. Бердяев: «Россия провиденциально империалистична, но лишена империалистического пафоса, в этом ее своеобразие»21.
21 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 102.
179
Национальная идея России
Россия интегрировалась в единую целостность не только политически, но и культурно-исторически, т. е. через выработку и утверждение единой системы соционормативной регуляции. Культурно-историческим соционор-мативным ядром выступала русская культура, русский язык. Иначе говоря, Российское государство складывалось одновременно и как государство (как империя), и как самобытная цивилизационная общность, цивилизация.
В истории России преобладали элементы взаимодействия, взаимопомощи, населявших ее народов, что, собственно, и дает возможность говорить о «россиянах», как исторической общности людей. Преамбула Конституции Российской Федерации начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле». Иначе говоря, все проживающие на территории Российской Федерации нации и народы рассматриваются как некая, сложившаяся историческая целостность.
Несмотря на обозначившийся процесс определенной переориентации русской идентичности, как и других национальных идентичностей с государственно-гражданской на этнонациональную, в целом русская социокультурная среда чужда дискриминации по национальному признаку. По-прежнему нормально воспринимаются межнациональные браки. Более 90% русских рассматривают Россию как общий дом многих народов, которые должны обладать равными правами.
В России сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами самодержавно-патриархального образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, слабой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения, за исключением ключевых периодов развития страны.
Общество сознает, что к острым проблемам России относятся: недостаточный профессиональный и морально-этический уровень правящей элиты, слабость ее креативной и инновациируещей составляющей, неэффективность систем политико-административного и местного самоуправления, коррумпированность властных структур.
Перед российским обществом стоит важная задача умелого использования общечеловеческих, в том числе и либеральных ценностей (при эффективной роли государственного регулирования политики, культуры и экономики в интересах всего российского общества), не отказываясь от российских традиций и рационально используя их в современных условиях.
Миссия и национальная идея России в глобализирующемся мире XXI века состоит в воссоздании российского цивилизационного пространства, связывающего цивилизации Запада и Востока, формировании высокоразвитого, конкурентноспособного, рационально и демократически управляемого, гуманистически ориентированного, благополучного общества свободных и счастливых людей.
180
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Таблица 10
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!