В каком состоянии находится семейная педагогика в настоящее время? Какие проблемы она исследует?



ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Сущность и содержание курса «Семейная педагогика»

ВВЕДЕНИЕ

Практические задания (см. ТКР 1)

Педагогика – это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения.

Слайд  Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, на тех или иных возрастных этапах; в условиях профессиональной подготовки; при интеллектуальной недостаточности и др.

Современная педагогическая наука признала факт приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка, что выразилось во внимании к семье как объекту исследования, а также к проблемам семейного воспитания. Изучение и максимальное использование педагогического потенциала семьи, помощь родителям со стороны педагогов-профессионалов в воспитании детей являются требованием времени.

Однако наука о воспитании ребенка в семье не преподается в школе, этому не учат в вузах (кроме педагогических), вопросы семейного воспитания в целом слабо

разработаны в науке.

«Семейная педагогика» изучается будущими специалистами дошкольного образования. Насущной она будет и для общего образования каждого человека, так как социальный характер жизнедеятельности людей ставит всех в положение родителей, воспитателей.

 Слайд Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, то есть по тому социальному институту – семье, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения.

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

- Когда возникла семейная педагогика? Кто является её основоположником?

- Семейная педагогика – это народная педагогика, и, следовательно, основоположником её является народ.

Семейное воспитание на протяжении многих тысячелетий было по существу единственной формой воспитания детей в обществе.

Слайд  В рабовладельческом и феодальном обществах воспитание детей осуществлялось главным образом в семье; школ и других воспитательных учреждений было мало и они обслуживали преимущественно детей из привилегированных классов.

В России и Беларуси семейное воспитание детей трудового народа было единственной формой воспитания вплоть до начала 20 в.

Веками накапливавшийся опыт семейного воспитания стихийно складывался в определённые педагогические взгляды, идеи и мысли, закреплявшиеся в произведениях устного народного творчества, которые передавались из уст в уста от одного поколения к другому и которые в процессе этой передачи шлифовались до степени концентрированной народной мудрости многих и многих поколений. Важнейшей формой такой концентрации педагогической мысли народа были пословицы и поговорки – самый древний жанр народно-поэтического творчества. Отличаясь краткостью и афористичностью, пословицы и поговорки вместе с тем содержат в себе чрезвычайно глубокий смысл, за что их справедливо называют народной философией.

- Какие поговорки связанные с воспитанием вам знакомы?

 Слайд - Продолжите:

* Яйца курицу не учат.

* Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

* Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

* Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

* От плохого семени не жди доброго племени.

* От осины не растут апельсины

* Не учили, когда поперёк лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»

Народная (семейная) педагогика – важнейший источник педагогики научной. Из неё черпали мысли и идеи известные и выдающиеся педагоги всех времён.

Слайд  В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики.

 СлайдТеории семейного воспитания берут своё начало в античной педагогике. Основоположниками этих теорий были Платон (428-348 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э), Плутарх ( ок. 45- ок.127), Квинтилиан (42-118).

Древнегреческие философы не писали специальных трудов по педагогике. Свои педагогические воззрения они изложили главным образом в трактатах, посвященным вопросам о государстве и отчасти вопросам о нравственности.

 Главной проблемой была проблема о соотношении семейного и школьного, общественного воспитания подрастающего поколения.

Платон и Аристотель решали эту проблему в пользу общественного, государственного воспитания. Они полагали, что в деле семейной жизни и воспитания всё должно быть предписано государством. Личность, с их точки зрения, должна всецело принадлежать государству, она не имеет права на жизнь по своему вкусу и желанию, на воспитание детей по своему усмотрению. Всё определяет и узаконивает государство, в том числе и семейно-брачные отношения.

Уже само количество браков должно определяться государством. Государство, закон определяет такие условия брачного союза: возраст, вступающих в брак, срок для деторождения, число детей и т.д.

Древнегреческие философы выступали за воспитание лишь здоровых, крепких детей, родившихся от хороших родителей. Дети же слабые, с физическими недостатками должны скрываться в неизвестном месте.

Первый педагогический трактат написал древнегреческий писатель и историк Плутарх. Назывался он «О воспитании детей». В нем даются конкретные практические советы по ряду вопросов семейного воспитания.

Первый совет Плутарха сводится к тому, что заботу о воспитании детей нужно проявлять рано, ещё до их рождения.

Второй совет касается здоровья детей. Плутарх советует супругам, желающим иметь хороших и здоровых детей, воздерживаться от вина или, по крайней мере, пить его умеренно.

Плутарх призывал соблюдать меру в воспитании и обучении детей. К сожалению, констатировал он, некоторые родители, стремящиеся скорее развить ум ребёнка, обременяют его чрезмерной умственной работой, усиленными занятиями. В результате же у детей пропадает охота и любовь к этим занятиям и упражнения далее ведутся уже только против воли.

Плутарх призывал родителей соблюдать меру и в применении наказаний и поощрений детей.

Советы Плутарха относились только к воспитанию детей богатых. Бедные люди, согласно Плутарху, должны попытаться дать своим детям хорошее воспитание, то, которое соответствует их силам.

Современником Плутарха в древнем Риме был Квинтилиан. Он автор знаменитого педагогического сочинения «О воспитании оратора».

Квинтилиан советовал родителям приступать к обучению ребёнка как можно раньше, задолго до поступления в школу: « Ни одного времени в жизни человеческой не следует опускать без внимания».

Для правильного воспитания оратора желательно, чтобы родители были люди просвещённые и искусные в речи. Сверстники будущего оратора также должны обладать хорошей речью. Квинтилиан советует родителям удалить от детей всё дурное и неправильное.

Будущий оратор должен воспитываться всё же не дома, а в школе, потому что семья имеет много темных сторон в нравственном отношении: среда испорченных рабов, изнеживание детей, домашние пиры, любовные сцены – всё это неблагоприятные условия для нравственного развития.

Квинтилиан выступал против физических наказаний ребёнка. Они, по его утверждению, приносят лишь вред. Воспитание посредством физических наказаний есть рабское воспитание.

 Слайд Дальнейшее развитие семейной педагогики связано с такими известными именами западноевропейских философов, педагогов, просветителей, как Т. Мор (1478 – 1535), Т. Кампанелла (1568 – 1639), Я.А. Коменский (1592 – 1670), Дж. Локк (1632 – 1704), Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778), К. Гельвеций (1715-1771), Д. Дидро (1713 – 1784), И. Песталоцци (1746 – 1827), К. Маркс (1818 –1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895).

Англия, Т. Мор в своей книге «Утопия»: На острове Утопия весьма строго и ответственно относятся к заключению брака. Тяжело наказываются те молодые люди, которые вступили в добрачные половые связи: они лишаются права на вступление в брак. Тяжёлым позором ложится на плечи родителей безумная, легкая половая связь детей. Она свидетельствует о том, что родители небрежно выполнили лежащую на них обязанность. Утопийцы так строго относятся к заключению брака потому, что «если не удерживать старательно людей от беспорядочного сожительства, то в их супружеской жизни редко возможно полное единение, а между тем об этом надо заботиться, так как всю жизнь придётся проводить с одним человеком и, кроме того, переносить все возникающие отсюда тягости».

Воспитание детей на острове Утопия осуществляется в семье, хотя имеются и школы. Основная задача воспитания – подготовить подрастающее поколение к тому или иному ремеслу. Большинство обучается отцовскому ремеслу, ибо это большинство, по утверждению Мора, имеет склонность к ремеслу отца от природы. Однако можно овладеть и другим ремеслом, если к нему есть влечение. В этом случае путём усыновления ребёнка переводят в какое-либо семейство, к ремеслу которого он питает любовь. При этом не только отец, но и власти заботятся о том, чтобы передать его справедливому и благородному отцу семейства.

На острове Утопия все дети учатся, и все вместе, помогая друг другу. Вообще, значительная часть народа, мужчины и женщины, проводят в учении со своими детьми те часы, когда они свободны от работы. Науки любят все, потому что научены этому с детства.

Утопийцы старательно следят за тем, чтобы младшие были повсюду бок о бок со старшими, иначе дети, порученные детям же, будут проводить в шалостях то время, когда они должны проникаться от старших добродетелью.

Мужья жён наставляют на путь, родители детей, и так снизу доверху утопического государства, которое держится и существует за счёт этого.

ДЖ. Локк. Школа, по его мнению, - это учреждение, где собрана «пёстрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Дети, собранные в школе, дурно влияют друг на друга, способствуют развитию и укреплению друг в друге только вредных, антиобщественных качеств. Кроме того, невежественность учителя, непосильное обременение его большим количеством учащихся и общая некультурность школьной обстановки (понятно, что речь идет о современной Локку школе) создают такое положение, при котором детская школьная среда становится отрицательным воспитательным фактором.

Однако Локк не отрицает школьного воспитания. Такое воспитание он предлагает только «детям рабочего люда». Школы для бедных детей, рабочие школы предназначаются «для прядения и вязания или для каких-либо других процессов шерстяной мануфактуры….

Дети из аристократических семей должны воспитываться дома. Задачей семейного воспитания, согласно Локку, является воспитание джентльмена, т.е. человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», отличающегося «утонченностью обращения». «Я уверен, - писал он, - что отец, воспитывающий своего сына дома, имеет возможность больше держать его в своём обществе и поощрять его в том, что он считает полезным, и лучше сберечь его от дурного влияния слуг и людей низшего сорта, чем это возможно при воспитании вне дома» (45,113).

Свои педагогические взгляды о домашнем воспитании джентльмена Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693).

Сторонником семейного воспитания был и французский философ, просветитель Ж.-Ж. Руссо. В своём педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) он резко критиковал государственную феодально-сословную систему воспитания и утверждал, что воспитывать детей должны сами родители. Вместе с тем в этом же романе он искусственно устранил родителей Эмиля, объявив его «сиротой» и поручив его заботам приглашенного воспитателя. Тем самым Руссо пытался оградить Эмиля от воспитательного влияния вредной среды, чтобы сделать своего героя в будущем создателем новой семьи нового, свободного общества.

 Слайд Основоположники марксизма обосновывали необходимость общественного воспитания в социалистическом обществе. Под общественным воспитанием они понимали не только обучение и воспитание молодого поколения в государственных учреждениях и за счет общественных средств, но и широкое участие в воспитательной работе всех членов общества. С победой социализма, утверждали они, «общество будет одинаково заботится обо всех детях» (51, 78).

Защищая общественное воспитание, Маркс и Энгельс не отрицали роли семьи в воспитании детей. По их мнению, в социалистическом обществе семейное воспитание будет тесно сочетаться с общественным, что обществу будет небезразлично, как поставлено воспитание детей в семье.

 Слайд Наибольший вклад в развитие белорусской семейной педагогики внёс А.Е. Богданович (1862-1940), педагог, этнограф, фольклорист и отец белорусского поэта М.А. Богдановича.

А.Е.Богданович впервые в дореволюционной Беларуси сделал попытку проанализировать и обобщить идеи и традиции белорусской народной (семейной) педагогики. В своей статье «Педагогические воззрения белорусского народа» (1886) он высоко оценивает воспитательный опыт народа и его педагогическую мудрость. Народ, утверждает Богданович, хорошо «сознаёт, какое влияние оказывает воспитание на всю жизнь человека», сознаёт «значение воспитания как фактора, влияющего на развитие ума и нравственности воли и характера, обусловливающих поведение личности» (2, 235).

Основой народной педагогики во все века было трудовое воспитание. «Все должны работать – вот основное положение в крестьянских воззрениях на труд», - отмечал Богданович (там же).

Анализируя педагогические взгляды белорусского народа на воспитание, Богданович приходит к выводу, что народ всегда считал главным воспитателем родителей, именно они ответственны за поступки детей. Ребёнок подражает родителям и окружающим людям, поэтому пример родителей и «окружающего общества», по народным воззрениям, является одним из важнейших педагогических факторов, методов воспитания.

ВЫВОД очевиден. Семейная педагогика как отрасль педагогической науки развивалась достаточно медленно. В России и Беларуси основы её закладываются лишь к концу 19 века, процесс же становления как науки самостоятельной завершается к середине 20 века. В течение последнего столетия для развития семейной педагогики сделано гораздо больше, чем за весь предшествующий ему исторический период. Никогда ранее не издавалось столько литературы для родителей как именно в последнее столетие 20 века, и только в этом столетии появляются первые научные работы по проблемам семейного воспитания.

Становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения.

 Слайд Объект семейной педагогики – состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.

Предмет семейной педагогики – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

В каком состоянии находится семейная педагогика в настоящее время? Какие проблемы она исследует?

- Современная белорусская семья находится в достаточно трудном, кризисном положении, обусловленном нестабильностью в обществе и политике, изменениями в социальной сфере, кризисом в экономике. К основным её характеристикам можно отнести следующие:

1) беднота (большая часть населения Беларуси находится за чертой или на грани бедности);

2) неполнота (более десяти процентов семей неполные) - растёт количество «матерей-кукушек», «отцов-невидимок»,

3) растёт количество разводов (более половины вступающих в брак разводятся);

4) ухудшаются отношения между родителями и детьми на почве идеологических воззрений;

5) неподготовленность молодёжи к семейной жизни;

6) низкий уровень педагогической культуры родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей: более 60% семей имеют неблагоприятный воспитательный фон.

В этих условиях решение проблем семьи и семейного воспитания приобретает исключительно важное значение.

 

- Большинство родителей не знает семейной педагогики (их этому никто не учил) и, тем не менее, нельзя сказать, что они плохо воспитывают своих детей. Так, может быть, знание этой науки не так уж и необходимо?

- Во-первых, нет ни одного родителя, который был бы абсолютно невежественен в области воспитания подрастающего поколения. Все взрослые люди когда-то были детьми. Их когда-то воспитывали их родители. Этот народный опыт воспитания детей, народная педагогика передаётся из поколения в поколение и, как правило, родители воспитывают своих детей так, как в свое время воспитывали их самих их отцы и матери.

- Во-вторых, передаётся не только положительный, но и отрицательный опыт воспитания детей. Разобраться в том и другом не так просто. Можно утверждать, что все родители, независимо от того, какой педагогический опыт они унаследовали, убеждены в том, что их опыт и есть самый лучший. Достаточно вспомнить сакраментальную фразу многих взрослых людей: «Меня так воспитали мои родители, и за это я им благодарен».

- В третьих, в течение многих веков вплоть до настоящего времени воспитание детей в семье носило и носит в основном стихийный характер. Только немногие родители в своей воспитательной деятельности руководствуются какими-то научными педагогическими идеями и теориями, определёнными педагогическими правилами, большинство же из них, как уже отмечалось, воспитывают детей так, как их самих воспитывали или вовсе не думают о воспитании детей, полагая, что всё само собою образуется, уповая на образование, которое сделает всё, что надо. Просветление наступает лишь тогда, когда случается несчастье, как это произошло с одним из героев пьесы А. Афиногенова "Машенька" профессором истории Окаёмовым В.И. В конце пьесы он произносит следующий монолог:

- Да-а, сорок лет я читаю лекции. И сегодня пойду. Только сегодня я буду говорить не о пергаментах. Почти три четверти века я хожу по земле. Пятьдесят лет я изучал пергаменты и свитки… А теперь другая наука волнует и привлекает меня – нетронутая, нераскрытая…, потому что она даже и не считалась наукой, … наука о родителях. Да-с … Вот я, профессор, интеллигент, всегда считавший себя прекрасным отцом, я испортил жизнь сыну, как самый неграмотный невежда. Я стучал кулаком по дорогому роялю и всю жизнь был убеждён, что играю на нём… Откуда взялось у меня подобное самомнение? Свои пергаменты я изучал годами – это было моей профессией. Но никогда до сего дня не задумывался я над тем, что быть отцом или матерью – это тоже профессия, да-да, вторая профессия каждого, у кого есть дети. И эта вторая профессия, есть искусство воспитания нового поколения граждан. Я знаю, усмехнутся, но я скажу, я, как гражданин, скажу и заставлю слушателей моих задуматься, они ведь сами родители или будут ими. Вот-с. И пусть они не ссылаются, что общество детей воспитывает, Государство. Мы слишком часто сваливаем всё на государство. Это же гораздо легче, чем думать и заботиться самому…(7,63).

- В-четвёртых, утверждение о том, что родители, не зная семейной педагогики, хорошо воспитывают своих детей, весьма спорное. Даже если допустить, что это так, то и в этом случае будет резонно заметить, что воспитывать молодое поколение можно ещё лучше. Любую деятельность, в том числе и воспитательную, осуществлять лучше, эффективнее возможно лишь на научной основе. Для родителей такой основой является семейная педагогика.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!