Молодежные субкультуры: российская специфика



Культура современной молодежи: ценности, нормы, смыслы

Определение молодежи

Молодёжь - в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основными видами деятельности. В более узком, социологическом смысле молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и другие.

В настоящий момент молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27% от общей численности населения страны.

 Как социальная группа, молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. С одной стороны, они в целом представляют собой сформированные личности. В то же время, их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представление о морально-этических ценностях часто не определено окончательно. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых.

Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты  в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово зрелость отодвигается.

Молодежь - стратегический ресурс общества. Огромный творческий и физический потенциал, заложенный в молодежи, является одним из основных источников нынешних и будущих преобразований. Нереализованный потенциал молодежи, нерешенные молодежные проблемы отбрасывают назад не только саму молодежь, но и все общество, становятся проблемой всех, а не только молодых.

Формирование личности

Юношеский возраст - один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

 

Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть и не очень большого, жизненного опыта. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Социализация

Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Каждая культура имеет стандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметь представление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добиться согласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения, систему норм -- образцов правильного или подобающего поведения. Новые поколения воспринимают эти нормы путем бессознательного подражания или сознательного обучения.

Современное общество выдвигает высокие требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. На социальную адаптацию и социализацию молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала уходит длительное время. Значительное количество молодых людей, в первую очередь, студенты и учащиеся, не имеют собственного определенного социального статуса.

Молодой индивид помимо основного занятия часто включен и в структуру неформальных отношений. Примерами могут быть участие в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях. Этот неформальный статус имеет для молодежи существенное значение.

Молодые люди с оптимизмом смотрят в будущее, ожидая успешной самореализации. На сегодняшний день молодежь намного превосходит людей старшего возраста по качеству образования. Для значительной части молодежи жизненный успех воплощается в достижении высокого имущественного статуса.

Ценности молодежи

Ценности молодежи - общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Интересы молодых людей и их культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп.

Молодежь не отягощена  грузом предубеждений и старых ориентиров. С одной стороны, она быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны - она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Роль культурных ценностей в обществе особенно велика, поскольку именно на их основе осуществляется культурное самоопределение молодых людей.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения.

Главными жизненными ценностями молодежи выступают семья, друзья и здоровье, то есть самый близкий социальный микромир, в котором молодые люди чувствуют себя защищено и уверенно.

Одной из самых главных ценностей современной молодежи является общение. Именно в контактах с другими людьми становится возможным проявление личной индивидуальности, самовыражение

К ценностям молодого поколения также можно отнести образование, а следовательно, и профессиональную самореализацию. Становится очень важной возможность заниматься любимым делом, подходящим видом творчества. При ее отсутствии у молодого человека наблюдается упадок сил, стресс, подавленное эмоциональное состояние.

На формирование ценностей молодежи в сфере культуры большое влияние оказывают популярные средства массовой информации, пропагандирующие образцы определенного стиля и образа жизни, модели поведения, мировоззренческие установки. Культурные ценности современной молодежи выступают основанием молодежной субкультуры.

Субкультуры и контркультуры

С вступлением в юношеский возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищут те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы создают свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Им тесно в рамках тех жизненным норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция.

 

Молодежные субкультуры: российская специфика

Актуальность изучения проблем молодёжной культуры, с одной стороны, связана с резким падением культурного уровня, утратой национально-культурной самоидентификации всё более значительной части подрастающих поколений россиян. С другой стороны, это связано с особой исторической и социальной значимостью состояния молодёжной культуры для судеб государства и общества. Именно качественные характеристики культуры молодёжи в значительной степени определяют общественно-государственное развитие России, национальный менталитет, а также место, которое займёт наша страна и российская нация в мировом сообществе.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социо -культурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор —утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде это ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту .Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широкое распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то (1) связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с (2) влиянием западной молодежной моды, (3) феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также (4) воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа молодежных субкультур в России.

 

Субкультура эмо

Эмо (от emotional-- эмоциональный)-- молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола: эмо-бой, эмо-гёрл.

Выражение эмоций -- главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид -- ранимый и депрессивный человек.

Несмотря на то, что эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам.

Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице).

И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком.

 Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми.

Эмо-субкультура, под влиянием западной поп-культуры, появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.

Субкультура готов

 

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов с бледными лицами и темными кругами под глазами весьма показателен в этом отношении. Большинство готов воспринимают смерть как фетиш. Это выражается в прогулках по кладбищам, пристрастию к произведениям, описывающим смерть. Для настоящего гота характерно быть замкнутым, испытывать частые депрессии, меланхолию, мизантропию. Вместе с тем - это эстет, мистик, избегающий стереотипов в поведении и облике, стремящийся к артистичности и творческому самовыражению.

Основные элементы готического имиджа -- преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. Для готов характерно красить волосы в чёрный или реже рыжий цвет.

Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII--XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречается мода металлистов -- использование кожаной одежды, цепей и металлических аксессуаров. Готическая субкультура постоянно критикуется консервативной общественностью. Одно из обвинений -- пропаганда суицида. Но по мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. При этом субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и таким образом, может даже предотвращать суицид.

Субкультура анимешников

Аниме -- японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Отличительные признаки:

- интересы и ценности, такие как аниме, манга, культура и история Японии. - свой сленг.

- одежда и внешний вид. Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Многие делают себе прически как у любимого персонажа.

- наличие неформальных групп и сообществ. Разумеется, это клубы и другие объединения.

- косплей (с английского - костюмированная игра) -- форма воплощения действия, совершаемого на экране. Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!