Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Билет 12

Новаторство Чехова-драматурга. Принципы «новой драмы». Бывшие и нынешние хозяева вишневого сада в комедии А.П.Чехова.

Новаторство:

1. Новый тип названия. Само название пьесы «Вишневый сад»  стало новым в наименовании драматических произведений. Русская литература традиционно выносила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или основную тему. Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система. В «Вишневый сад», как и в других пьесах Чехова отсутствует  

Деление на отрицательных и положительных персонажей — это еще одно проявление новаторства автора.

Новый вид конфликта. Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта. Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни.

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста. Жанрово «Вишневый сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.

Принципы «новой драмы»:

1. Сближение различных литературных родов – проникновение в драматургию лирической стихии. Важно не событие, а переживание этого события.

2. Характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.

3. Разрушается «сквозное действие», ключевое событие, организующее единство классической драмы.

4. Нет абсолютно счастливых и абсолютно несчастных людей, нет положительных и отрицательных героев.

5. Конфликт приглушён, действие развивается неторопливо, часто прерывается лирическими излияниями героев, воспоминаниями. Особое значение придаётся паузам.

6. Герои многоговорят и не пытаются услышать друг друга. Возникает проблема непонимания, слова утрачивают смысл.

7. В пьесах много внесценических персонажей. Они расширяют эпическое пространство.

8. Особое значение приобретает неведомый классической драме подтекст: многое скрыто за обычными словами-репликами, за интонацией или жестами.

9. Нет деления актов на явления – появление очередного героя не вносит в конфликт новых перипетий.

Бывшие хозяева вишневого сада:

Любовь Андреевна Раневская                                Гаев – брат Раневской


Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая.


                                                                                                                                        А.М.Горький

Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Ос­новная ее тема — гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психологии дворянства. Характеры и настроения ухо­дящего с исторической сцены класса воплощены в пьесе в образах Раневской и Гаева. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странны­ми людьми».

Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют, прежде всего, Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал. После продажи вишневого сада она снова уезжает в Париж. В сущности Раневская эгоистична и равнодушна к людям. Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам сознается, что проел свое со­стояние на леденцах. Единственное «занятие» его — бильярд. «Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей. Гаев несколько грубоват.

Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. У них  отсутствуют подлинные, глубокие чувства. И Раневская, и Гаев в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями.

                                            

Нынешний хозяин вишневого сада:

 

Лопахин - единственный в пьесе, кто много и с удовольствием трудится. Заработав большие деньги, не дрожит над ними: постоян­но дает в долг Раневской, зная, что она никогда их не вернет. Он искренне хочет помочь Раневской. Поначалу Лопахин не собирается при­обретать сад, но когда он вместе с Гаевым оказывается на аукционе, то уже не может совладать с собой. В Лопахине сочетается грубость и мягкость, невоспитанность и интеллигентность.

 

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Определяющей темой в лирике Александра Александровича Блока по праву можно считать тему любви. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт доносит сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
    Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).
   Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца). Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

   К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).

 

Адресаты любовной лирики:

Ксения Михайловна Садовская

Знакомство произошло в Германии, куда юноша ездил вместе с матерью. Ее красота и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Они потянулись друг к другу. Но первая любовь остыла так же внезапно, как и началась, остались только пылкие юношеские стихи. Ей он посвятил цикл стихотворений «Через 12 лет».

Любовь Дмитриевна Менделеева

Она была Прекрасной Дамой Блока и в жизни, и в стихах. Ей он посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В него вошло 93 стихотворения о любви. Менделеева предстает перед нами недосягаемой, недоступной. Все 800 стихотворений, посвященные Любови Дмитриевне, сочетают в себе реальное и мистическое. Стихи о «Прекрасной Даме» наполнены какой-то неразгаданной тайной.

 

Наталья Николаевна Волохова

Зимой 1906г. Блок познакомился с актрисой театра Натальей Волоховой.  Ей он посвятил циклы стихов второго тома «Снежная маска» и «Фаина». Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и мучительный роман длился почти 2 года. Если в «Снежной маске» образ женщины выступает еще как яркий символ роковой и трагической страсти, то в «Фаине» уже четко возникает характер «темной женщины», «женщины-змеи».

 

Любовь Андреева-Дельмас

Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Любовь. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Она была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений. В цикле господствуют настроения отчаяние, жажды гибели.

 

Вывод:

• В своей ранней лирике поэт обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, гармония и неразгаданная тайна - все это сочетает в себе Прекрасная Дама.

• Любовь к женщине, перерастая себя, превращается в любовь к Родине - той единственной, которой верен всем сердцем. Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь - к Родине.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!