ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ 17 страница
В живом взаимодействии с окружающим миром появляется необходимость преобразовывать орудия труда, способы действия с ними. Преобразуются же орудия целенаправленно, в процессе осознанной человеческой деятельности, общения, взаимного научения. Внутри сферы общения формируются новые цели действия, необходимость в которых вызвана практикой. В таком случае в процессе общения между людьми каждый человек постоянно должен отличать собственно человеческое общение от содержания общения с природой, способы общения от способов действия, поскольку и те и другие включены в его общественную связь, являются формами или аспектами выражаемого им всеобщего.
Универсальным средством общения, универсальным источником выражения всеобщего является словесный естественный язык, однако наряду с ним существуют и другие средства общения — различные чувственно-вещественные естественные языки (жесты, зрительные образы, мелодии и т.д.). Посредством «языка реальной жизни», по словам Маркса, в круг человеческого общения входят способы орудийного
161
действия. Универсальность словесного языка состоит в том, что в нем и через него все многообразие чувственно-вещественных языков становится единым содержанием общения. Называя словесный и чувственно-вещественные языки естественными, обычно имеют в виду, что они не придумываются для выражения некоего наличного отношения (всеобщего), но являются самой материей мысли, воспроизводящей природные и общественные процессы. Всеобщность мысли, понятия, будучи фактом общения, живет в языке, который именно в этом смысле оказывается живым процессом выражения всеобщего, его существованием, явленностью. Естественноязыковое выражение деятельности становится очевидной основой или предпосылкой любой теоретической рефлексии на эту деятельность, на природные и общественные процессы. Суть этой рефлексии состоит в осознава-нии человеческой деятельности в целом, в попытке целенаправленного ее развития.
|
|
Первым актом этой рефлексии служит определение единства общности через многообразие орудийной деятельности в вещественно-природном мире. Для того чтобы это сделать, необходимо достичь универсального выражения для любых способов орудийного действия, т.е. установить дистанцию между всеобщностью способа действия и чувственной данностью вещей, которые изготовляются или употребляются по этому способу. Иначе говоря, задача состояла в том, чтобы найти универсальный метод моделирования способов действия, запечатленных в орудиях труда и тех природных объектах, по отношению к которым эти орудия применялись.
|
|
Таким универсальным методом явился метод математического конструирования, осуществляющийся с помощью искусственного языка — системы символов, специально вводимых для выражения некоего отношения (всеобщего). Если языком первоначальной математики был язык натуральных чисел и геометрических линий, то в настоящее время математика вобрала в себя не только формальную логику, но и любые ис-кусственноязыковые структуры, так что можно сказать, что язык математики и искусственный язык науки в целом совпадают. Поскольку собственно универсальным является всеобщее, постольку искусствен-
162
ноязыковые конструкции, в которых всеобщее выражается, всегда особенны. Универсальность этих конструкций состоит в том, что они в принципе соотносительны друг с другом (являются разными формами выражения всеобщего). Так, математика никогда не обладала полной языковой однородностью, напротив, соотносимость ее разных разделов служила важным источником ее саморазвития.
Первоначально, в античности, математика (искус-ственноязыковое конструирование) представляла собой лишь рефлексию на многообразие наличных орудийных действий, способ мыслительного удержания их единства, а значит, и единства как мира, на который эти действия были направлены, так и общества, направлявшего эти действия. Единство того и другого состояло в словесно формулируемом принципе соотношения между устойчивой всеобщностью способа действия и преходящей единичностью чувственно данных вещей. Иначе говоря, здесь даже не ставилась проблема возникновения новых орудийных способов действия, но делалась попытка сведения многообразия этих способов к единой основе и обсуждался принцип отношения способа действия как такового к многообразию единичных вещей. Этот принцип удержания постоянства орудийного или культурного способа действия в изменчивом мире явился принципом самоопределения общности. Сама же эта устойчивость способа действия определялась как наличие или выраженность всеобщего (мышления) — как бытие. Философская теория, фундаментальными категориями которой как раз и были мышление и бытие, таким образом, представляла собой обоснование энциклопедической целостности знания, его онтологической системности.
|
|
В следующую значительную эпоху — новоевропейскую — теоретическая рефлексия на человеческую деятельность существенно меняется, как меняется и сама деятельность. Орудия деятельности, способы орудийного действия здесь не принимаются просто в своей практической данности, но оказываются результатами конструирования, осознаются как результаты конструирования — как многообразие механических конструкций. Однако эта взаимопревращаемость орудий осуществляется только в пределах орудий: не ста-
|
|
163
вится проблема происхождения орудия из того, что орудием не является, — из суверенно природных тел. Поэтому здесь процесс природы не определяется как принципиально иной, чем процесс культуры, своеобразие природных процессов никак не отделяется от процесса мышления, логического конструирования (или на рационалистический, или на эмпирический манер). Общие принципы механики и лежащей в ее основе математики становятся образцами для истин «естественного света разума» — божественного бытия мысли. Орудийность, разумность тем самым признаются как непосредственно присущие человеку, человеческой общности, а потому и всему миру.
История, историческое имеет смысл только в пределах логики — это процесс логического конструирования. Каким образом размыкается логическая системность, как рождается человеческая инструменталь-ность — на эти вопросы новоевропейская философия не отвечает, в этом состоит ограничивающая ее онтологическая системность. Соотношение между выходящей за рамки любой конечной логической конструкции способностью логического конструирования (бесконечность разума) и конечностью логического правила, определяющего ту или иную конструкцию, составляет содержание диалектического всеобщего в эту эпоху.
Таким образом, если под природой понимать вещественные процессы, а под культурой — процесс человеческого общения, то можно сказать, что на протяжении всей эпохи классической философии вещественные процессы рассматривались лишь постольку, поскольку они уже составляли содержание общения. Не ставилась проблема, каким образом они оказывались содержанием человеческого общения. Эта сня-тость в способах общения системно представленных способов действия свидетельствовала о ретроспективное™ философской теории, ее космологичности (в античности) и метафизичности (в новоевропейскую эпоху). Логическая представленность процесса общения в диалектическом всеобщем оказывается своеобразной теорией памяти, приведенной к своему основанию прошедшей историей, понятийно воспроизведенным прошлым, рефлексией на осуществившуюся деятельность, переводом наличных и бывших спосо-
164
бов действий в содержании общения — во всеобщее. Именно таков диалектический энциклопедизм платонизма и гегелевской философии — двух великих диалектических вершин классической философии.
Ретроспективность или созерцательность философской теории вступила в неразрешимое противоречие с потребностями индустриального производства XIX — XX вв., нуждавшегося не в ретроспективном теоретизировании, но в научном обосновании активной орудийной деятельности. Совокупность математических дисциплин и естественных наук, непосредственно использующих математический инструментарий, освободилась от опеки философии, претендующей на метафизическую, онтологическую системность. Вся эта математическая и основанная на математике сфера науки монополизировала процесс конструирования возможных способов орудийного действия и преобразования имеющихся способов, совершенно не претендуя на обоснование их единства.
Целостность этого типа теоретизирования состояла в попытках построения универсального искусственного языка, а потому в признании в качестве универсального естественного, чувственно-вещественного языка, т.е. целостность теории утверждалась вне сферы универсального словесного общения — вне диалектики словесно выраженного понятия. Позитивистские попытки универсализации искусственного языка были неизменно неудачны, ибо представляли собой недиалектичное возвращение к метафизике (иерархия метатеорий). Единственным критерием действительности возможных орудийных конструкций является в этой форме теоретизирования эксперимент, вводящий логику орудийной связи в историческое русло. Опосредствованность теоретического конструирования через эксперимент детерминирует необходимость технологического воплощения любых теоретических конструкций, а значит, их обязательной ретроспективной логической сводимости друг к другу (принцип инвариантности в современной физико-математической теории [34:291]). В отличие от мыслительного эксперимента, характерного для естествознания XVII — XVIII вв., эксперимент XIX — XX вв. представляет собой обращение к реальному вещественному природному процессу, который определяется
165
как источник действительности теоретически возможных орудийных конструкций (мыслительный эксперимент, напротив, есть сфера возможных преобразований того, что признается логически соответствующим действительности [20:480]).
Эксперимент есть процесс, соотнесенный с логикой теоретической конструкции. Причем преемственность истории определяется исключительно логически ретроспективно (как общая система преобразований, связывающая новую теорию с совокупностью предыдущих). Иная ситуация складывается тогда, когда в рамках данного типа теоретизирования природный процесс определяется не только как историческое, соотнесенное с логикой орудийных способов действия, но как словесно выразимая суверенная реальность, а значит, как предмет общекультурного общения. В этом случае данный тип теоретизирования, где всеобщее редуцировано до значения способа действия, включает в себя формулирование принципа историзма. Этот принцип историзма представлен здесь в форме дополнительности несводимых друг к другу особенных оснований (орудийных способов действия). Именно таков смысл принципа неопределенности Гейзенберга [23:117-118].
Было предпринято и предпринимается до сих пор множество попыток распространения принципа неопределенности Гейзенберга, а также вообще метода физико-математического конструирования на все области научного знания. В этих экстраполяциях предполагается, что орудийно воспроизведенные природные процессы исчерпывают содержание человеческого общения, собственно человеческой истории. Однако ни о какой подобной исчерпанности здесь не может быть и речи. Прежде всего в данном типе теоретизирования отсутствует какая-либо возможность определения направленности процесса в общем виде, а значит, теоретического рассмотрения субъекта истории. В ретроспективном инварианте история полностью снимается в логике, так что ни о какой преемственности также не может быть и речи. По сути дела, в данном случае говорится о принципе самодвижения неживого мира (физического в широком смысле слова), т.е. такого, в котором самодвижение не очевидно, где представление о нем есть результат теоретической рекон-
166
струкции. Поэтому-то процесс как таковой здесь может быть запечатлен лишь в неразрешимой противоречивости орудийных средств воспроизведения процесса. Этот технологический, орудийный или физический принцип историзма не включает в себя не только преемственность человеческого общения, где каждый человек оказывается учителем и учеником, активно воспроизводя и развивая отношения деятельного общения, но и процессы живой природы, где отдельные существа суверенно-историчны, воспроизводя себе подобных и преобразуясь в борьбе за существование.
Рассмотрим теперь, в чем состоит своеобразие культурологического историзма как типа логического воспроизведения процесса. Утверждение того, что медиаторами процесса культуры или процесса общения являются люди, совсем не очевидно, но сделалось важным достижением теоретической мысли, преодолевшей дотеоретические (мифологические) представления о тех или иных персонификациях человеческой общности в целом. При этом сами люди оказываются и природной предпосылкой отношения общения (вступающие в культурное общение новые поколения людей), и особенной представленностью данного отношения, т.е. культурой как таковой во всеоружии своего знания. Культура как процесс есть разрешение противоречия между культурой как актуальным знанием и природой приобщающихся к знанию в процессе обучения индивидов, т.е. процесс воспроизведения отношения общения. Этот процесс возможен лишь в том случае, если в самом знании содержится основание связи между исходными противоположностями — культурой и природой, т.е. приобщенного к знанию общественного человека и приобщающегося к знанию человека — исходно лишь телесного существа. При этом знание становится неким самодовлеющим результатом и образцом, самообоснованным в своей целостности лишь тогда, когда оно выступает в качестве цели приобщения к этому знанию.
В таком случае живой процесс общения со стороны обучающего состоит в построении подобной целостной системы знания, т.е. в разработке ответов на все возможные вопросы (вопросы в устах обучающего всегда риторичны). В то время как живое общение
167
обучающегося вопросительно, он постигает системность знания, аналитически разлагая его целостность. Теоретическое воспроизведение процесса культуры оказывается моментом его целенаправленного осуществления, поэтому противоречие здесь формулируется имманентно-диалектично как принцип научения или конструирования будущего.
Иначе говоря, в процессе культуры, осуществляемом самими источниками всеобщего — людьми как субъектами предметной деятельности, достигается преемственность всеобщего как такового — идеальности понятия. Вот почему теоретическая представленность этого процесса оказывается движением словесно выраженного понятия — диалектическим конструированием. Диалектическая логика — это логика самого процесса общения, научения. В ней способы действия целиком и полностью стали способами общения, способами конструирования не вещей природного мира, но людей. Однако в процессе этого конструирования, возвращаясь к началам теоретического знания, человек подвергает критическому пересмотру устоявшиеся выводы конкретных наук, намечает проблемы их дальнейшего развития в соответствии с общими диалектическими принципами саморазвития или воспроизведения общности в процессе научения.
Таким образом, в диалектико-логическом конструировании нет никакой мистики. По своему исходному содержанию оно состоит из той совокупности способов орудийного действия, с помощью которых человеческое общество деятельно связано с миром. Однако эти способы действия полностью сняты в способах общения, которыми и являются категории диалектики. Процесс научения или процесс воспроизводства отношения общения* — вот реальная основа диалек-тико-логического конструирования, в котором и состоит культурологический принцип историзма.
Диалектическое всеобщее, составляющее основание этого принципа, существенным образом отличается от диалектики классической философии. Последняя, как это было показано выше, ретроспективно воспроизводила генетическую связь орудийных спосо-
* Именно так называл К.Маркс инварианту человеческой истории. См.: [81, т.З:70-78].
168
бов действия — прошедшую историю. Это воспроизведение осуществлялось с позиции мистифицированной истории разума. Диалектика процесса культуры — это диалектика диалектического материализма, апеллирующего к реальному процессу человеческого общения (научения) и окончательно изгоняющего какую-либо мистику из философской теории. Это — диалектика формирования будущих людей, а не созерцательного обозрения наличного знания, диалектика перспективная, а не ретроспективная. Исходной ее проблемой выступает не соотношение всеобщего (мышления) и его бытийного выражения (как в классической философии), но соотношение вещественных природных процессов и процесса культуры — процесса общения. В этом последнем соотношении не утверждается догматически в своих правах всеобщее, но ставится проблема его происхождения, существования. Эта диалектика не прибегает к абсолюту некоего единого бытия, но раскрывает конкретное деятельное содержание отношения общения или культуры.
Разберем несколько подробнее, каким образом может быть определен принцип историзма в процессах живой природы, где самодвижение представлено непосредственно чувственно. Дисциплинарно ближе всего этому историзму соответствует совокупность биологических наук. Попробуем выяснить суть этого типа историзма с помощью анализа некоторых проблем теоретической биологии. Назвав свой основной труд «Происхождение видов», Дарвин противопоставил прежней типологии разновидностей живого проблему происхождения вида как всеобщей определенности. Он отвергает тем самым антично-созерцательное обнаружение всеобщего в индивидуальном (живых существах), но утверждает новоевропейское функциональное, а потому прежде всего механистическое определение всеобщего как действенного отношения индивидов, которое, однако, затем фиксируется в них, опосредствуя их последующую связь с окружающим миром. Механическая интерпретация отношения требует математически однозначного определения исходных элементов (индивидов). Такая однозначность достигается благодаря признанию этих индивидов видоспецифическими.
169
Иначе говоря, речь идет не о происхождении живого, не о формировании видовой целостности из какой-либо другой, но о происхождении видов из самих же видов, представленных исходно в качестве борющихся за существование индивидов. Определение видоспецифичности индивидов совпадает с аристотелевской внутренней целесообразностью: все многообразие органов и функций организма имманентно единству его жизнедеятельности. Тогда процесс формирования того или иного органа, той или иной функции организма совпадает с процессом формирования самого организма в целом в его видовой определенности. Поэтому в процессе формирования функции речь всегда идет о выживании: если организм подчиняет среду себе, опосредствует ее, то это значит, что у него вырабатывается новая органная функция — он становится новым организмом. Если в этом противостоянии побеждают противостоящие организму силы, то организм погибает. Это непосредственное противостояние организма иному миру в процессе приспособления к нему является борьбой за существование, которая лежит в основе естественного отбора [42:315].
Если борьба за существование образует предысторию любой из органных функций, то чем более сложен их набор у организма, тем больший путь в истории органического мира прошли предки этого организма [97:181]. Отсюда вытекают принципы монофи-лии и дивергенции. Действительно, борьба за существование приводит к появлению новых органных функций (признаков), а значит, к расхождению признаков. Поэтому любое их наличное разнообразие предполагает процесс их формирования из некоторого исходного минимума*. Однако вывод о дивергенции и монофилии, фактически не подтверждаемый, представляет собой экстраполяцию на весь ряд живых существ теоретико-экспериментального метода конструирования, который сводится к разложению некоей всеобщей формы на элементы и выяснению экспериментально проверяемого взаимоотношения этих элементов. Сведение множества наличных видов к не-
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!