Архитектура строгого классицизма в России.



Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля.

Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный И.Е.Старовым - одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д.Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам Д.Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.

Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в объемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса, развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.

1. Самохвалов К.Л. Архитектура Петербурга. – СПб.: Питер, 2002.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.

 

 

Русская усадьба XVIII века. Дворцово-парковые ансамбли в окрестностях Петербурга и Москвы.

В период царствования Петра I (1672-1725 гг.) в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей. Именно в это время были созданы знаменитые садово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне, Царском селе, Ораниенбауме. Регулярные сады в Петербурге и его окрестностях сначала строили иностранцы: французский архитектор Ж.Б.Леблон, Д.А.Трезини, Н.Микетти. Впоследствии в России появились талантливые отечественные паркостроители И.К.Коробов, П.М.Еропкин, В.В.Растрелли, А.В.Квасов и другие.

В начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге.

Ансамбль Летнего сада и дворца - самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы И. Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон и др.

Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в. - с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга.

В сельской же местности усадьба была центром целого экономического района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Формирование этого комплекса происходит во второй половине XVII-XVIII веках.

Архитектурно тип русской усадьбы закрепляется в начале XVIII века. Именно тогда создаются первые образцовые проекты, предназначенные, впрочем, более к использованию во вновь строящемся Петербурге. Их авторы - А.Леблон, Д.Трезини - намечали небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за домом, выходивший обычно к реке.

Чуть позже, с середины XVIII века вокруг Петербурга возникают загородные дворцы знати. Строились они в разное время, отразились в их планировке разные принципы, но основа планировки оставалась одной. Дворец делил обширное пространство сада на две части, террасами спускавшийся к морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Так, уже с самого начала в русской усадьбе соединялись черты различные типов парков. Типичной загородной резиденцией начала XVIII века был Петергоф, 2-ой половины XVIII века - Царское Село. Потому Петергоф, все же, более регулярен, чем Царское Село.

Центром типичной помещичьей усадьбы XVIII века был усадебный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву «П». Внутри находился парадный двор (курдонер) оформленный на «французский» манер. У самого усадебного дома устраивали два фасада - парадный и парковый. Парковый фасад выходил в обширный парк, распланированный «по-английски». Таковы московские усадьбы графов Шереметевых (Кусково и Останкино) и князей Юсуповых (Архангельское). Часто барский дом ставился на высоком холме над речкой. Рядом стремились расположить церковь.

Русские усадьбы отличает еще большая свобода и естественность чем «английские» парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Кроме того, русские усадебные парки и сады отличает особенная лиричность. Это достигается их небольшими размерами и строго выдержанной соразмерностью всех парковых построек человеку. Гроты, беседки, скамьи только подчеркивают эту соразмерность.

1. Самохвалов К.Л. Архитектура петровского периода. – СПбю: Питер, 2000.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 760; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!