Когда мы говорим о патриотизме, то нам, прежде всего, необходимо развивать духовную составляющую нашей культуры.

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ИГРИНСКОМ РАЙОНЕ

 

 

Патриотизм – чувство любви к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням; готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.

 

В последнее время в России наблюдается всплеск патриотизма. С возвращением Крыма, любовь к Родине перестала быть смешной. Можно открыто говорить о своих чувствах и не бояться обструкции. Более того, не любить Родину или же любить, желая её всяческих поражений, как это делают многие небезызвестные деятели, стало немодным. Говоря современным языком, патриотизм сегодня в тренде. Но так ли это на самом деле? И каков он «сегодняшний» патриотизм?

 

Если патриотизм не является чувством любви к Родине, то это не истинный, а ложный патриотизм.

Так, существует «официальный или казённый патриотизм». Можно, зевая, проводить мероприятия, возлагать цветы, писать стихи в стенгазету, но особенность «казённого патриотизма» в том, что он никоим образом не связан с чувством.

 

Существует «патриотизм по привычке». Это может быть привычка к месту, дому, людям вокруг, к пейзажу за окном, к обычаям и ритуалам, к жизненному распорядку. К тому, что на Новый год и Рождество должно быть много снегу, а на Крещение - жестокие морозу, что перед Пасхой цветёт верба, а в августе собирают грибы и яблоки. Лишаясь знакомой обстановки, человек тоскует и по тому даже, чего не замечал в прошлом. Часто с «патриотизмом по привычке» можно встретиться в эмигрантской среде, где слезливо вспоминаются берёзки, чёрный хлеб с гречкой и «в России вечера».

 

Всплески «патриотизма по расчёту» приходятся на периоды подъёма страны. Иногда его вполне можно принять за подлинный патриотизм, но во времена упадка любовь к своей стране сменяется стыдливостью и неприязнью. Отечественное отвергается, заграничное возвеличивается. В России такие патриоты своим нытьём и злопыхательством доводят окружающих до отчаяния, при этом отказываясь понимать, что периоды упадка и подъёма время от времени переживает любая страна. И что упадок - это не значит конец всему. Зато в лучшие для страны времена эти патриоты делаются агрессивно-воинственными бахвалами и грозят всему миру. Такой патриотизм оказывается утолением каких-то собственных комплексов - ведь отождествление с сильным государством даёт ощущение своей причастности к силе. В лучшую пору «патриоты по расчёту» составляют массовку и кричат на каждом углу «широка страна моя родная». Но они крайне ненадёжны в критическую минуту. Сердца их склонны к изменам и переменам, и в пору оскудения они превращаются в нытиков и распространителей сказок о землях обетованных. Очень часто можно слышать сегодня: «Моя Родина СССР» или: «Я родом из России, которую мы потеряли», или: «Эрэфия мне не Родина». Всё это очень напоминает рассказы о граде Китеже, но применительно к патриотизму - что это, как не «патриотизм по расчёту»?

 

Родина - это музыка духа

Другое дело, что чувство Родины и любовь к ней могут так и не появится у человека за всю его жизнь. Нельзя, однако, вменять человеку в вину, что он не любит Родину.

Кому не дано понять, что такое Родина, не дано проникнуться общим для многих поколений духовным укладом, принять и полюбить этот уклад, осознать себя частью большого целого, тот склонен убеждать себя и окружающих, что жизнь одна и прожить её нужно со всеми удобствами. «Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа. Это единство закрепляется своеобразием национально-духовного акта. Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории… и эта музыка духа своеобразна у каждого народа, и эта музыка духа есть Родина. И каждый человек узнает свою Родину потому, что его личная музыка духа откликается на её всенародную музыку; - и, узнав, он врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора. Вот почему мы утверждаем, что Родина есть нечто от Духа Божия: национально воспринятый, взращенный в земные дела вработанный дар Духа Святого. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. Её надо творчески и достойно блюсти в себе. Её нельзя отдать в порабощение или в попрание другим народам. За неё стоит бороться и умереть» (русский философ Иван Ильин).

 

«Патриотика» в школе и культуре - на бумаге всё гладко

Одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности педагогических коллективов Игринского района является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. В основу этой деятельности заложен целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа в этом направлении в этом году строится с учетом знаменательных дат, ключевое из которых в 2015 году - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Особый след в памяти всех детей, педагогов и граждан Игринского района в 2014 году оставил проект «Бессмертный полк», организатором которого была Игринская СОШ №4. В течение года учащиеся вместе с родителями вели поиск «Мои родственники участники Великой Отечественной войны». Результатом работы стало шествие и построение «Бессмертного полка» 9 мая в нескольких муниципальных образованиях «Игринского района». В 2015 году в день празднования 70-летия Победы проект получит дальнейшее развитие и соберет еще большее количество участников.

Особой темой в патриотическом воспитании стало обсуждение с учащимися ситуации по присоединению Крыма к России. В образовательных учреждениях прошли открытые уроки с участием депутатов Государственного Совета УР, глав муниципальных образований, представителей администрации МО «Игринский район» по темам: «Обсуждение итогов референдума в Крыму», «О внеочередном Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию», «Внешняя политика России», «Крым в 18 веке», «Обсуждение современной ситуации», «Гражданская война на Украине. Возможные сценарии».

В Игринском районе развивается система работы школьных музеев, играющих огромную роль в патриотическом воспитании у подрастающего поколения.

В общеобразовательных учреждениях Игринского района функционируют 5 паспортизированных школьных краеведческих музеев в Игринской СОШ № 1, Игринской СОШ № 2, Чутырской СОШ, Сепской СОШ, Новозятцинская СОШ.

       Работают 4 музейные комнаты на базе Игринской СОШ № 3, МОУ Игринская СОШ № 4, МОУ Зуринская СОШ, МОУ Факельская СОШ.

       Музеи реализуют образовательные программы: «Историко-краеведческая», «Юные историки-краеведы», «Туристско-краеведческая».

Кадетское образование – реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности на благо общества.

В Игринской СОШ №5 с 2011 года сформированы три кадетских класса, в которых наряду с общеобразовательными предметами ребята получают общую физическую подготовку, занимаются туризмом, легкой атлетикой, хореографией, тэквандо, огневой подготовкой, изучают основы этикета. Управлением образования в 2012 г. создана муниципальная экспериментальная площадка на базе МБОУ Игринская СОШ №5 «Духовно-нравственное развитие и воспитание на основе традиционной православной культуры и казачества», а Министерством по делам молодежи Удмуртской Республики школе присвоен статус республиканской экспериментальной площадки «Казачий кадетский класс».

В 2014 году году кадеты впервые приняли участие в IX Всероссийском военно-патриотическом слете кадетских классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге. Кадеты показали достойную подготовку на уровне других школ. 3 место в военизированной эстафете и стрельбе, имеются личные призовые места в интеллектуальных конкурсах.

Патриотическое воспитание проблема комплексная и решить ее можно, постепенно включая в этот процесс всех членов социума, организуя межведомственное взаимодействие. Управление культуры, отдел физкультуры и спорта, МЦ «Лига», Управление по делам семьи, материнства и детства, Комиссия по делам несовершеннолетних, ОВД Игринского района, Уполномоченный по правам ребенка в Игринском районе, казачьи общества станица «Игринская» и станица «Иоанно-Богословская», община Русской Православной церкви, общественные организации - это активные сотрудники в области воспитания детей. При их участии в руководстве в районе действуют 2 культурно-образовательных центра, информационно-просветительский центр «Православная культура», клуб «Детское право». Реализуются новые проекты «Мир на ладони», способствующий социализации детей-сирот Факельского детского дома, программы специализированных профильных казачьих смен в МБОУ Игринская СОШ №1, СОШ №5. Проводятся совместные акции и мероприятия: обширная молодежная антинаркотическая акция «Страна, у которой есть будущее», благотворительная акция «Весенняя неделя добра», гражданско-патриотическая акция «Повяжи Георгиевскую ленту», военно-патриотическая игра «Боевой рейд», конкурс-фестиваль «Рождественская звезда» и другие.

В сфере культуры патриотическая составляющая находит свое отражение в следующих мероприятиях: ежегодные фестивали духовно-патриотической песни, композиторов - любителей Игринского района, военно-патриотической песни «Огни Победы», «Путь к истокам», «Казачий фестиваль». Огромную работу проводит Игринский краеведческий музей. Это и исследовательская работа, отражающая поиск земляков-фронтовиков всех войн в которых они принимали участие - от Первой мировой до локальных конфликтов, с последующим выпуском уникальных сборников «Солдаты необъявленной войны». К 2015 году вышло уже 2 таких сборника, плюс к этому проведение экскурсий к памятникам Великой Отечественной войны (маршрут «Истоки славы»), совместные массовые мероприятия с местным отделением Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство» и многое другое.

 

 

Когда мы говорим о патриотизме, то нам, прежде всего, необходимо развивать духовную составляющую нашей культуры.

 

 

Для того чтобы гордиться гражданством России сейчас, требуется определенная сила воли. К сожалению, большинству людей необходимы прямые стимулы, они живут на другом уровне восприятия. Для того чтобы любить свою Родину – вне зависимости, голодно тебе живется или сытно – нужно иметь определенный уровень духовности. Увы, дано это далеко не всем, да и не все к этому стремятся. На самом деле, когда мы говорим о патриотизме, то нам, прежде всего, необходимо развивать духовную составляющую нашей культуры. Мы же все это отложили в самый долгий ящик. А ведь именно развитие духовной составляющей может поставить все на свои места в головах многих сограждан. Нет, людьми не будут манипулировать: они сами поймут, что в мире есть еще и другие ценности, кроме шмоток, машин и коттеджей. При этом одно не исключает другого.

 

Важнейшее достижение русской и российской культуры – именно ее духовность. Ничего подобного тому, что существует в рамках культуры Русского православия, в культуре, которая произрастает на этой почве, в мире нет. В Православии есть корни и для бескорыстной любви к Родине, и для терпения и самопожертвования – которые, в итоге, принесут и материальные плоды.

22 января 2014 года в Игринской центральной районной библиотеке имени Кедра Митрея состоялась общественно-православная научно-практическая конференция «Патриотизм и национальная традиция» - заключительное мероприятие II Рождественских чтений в Игринском районе. А. Г. Чирков, руководитель секции, начальник управления культуры администрации МО «Игринский район», констатировал: «Наши выступления свидетельствуют о том, что опыт православного просвещения и воспитания в духе истинных патриотических ценностей в районе богат, он будет расширяться вместе с взаимодействием всех структур».

 В числе предложений резолюции этих чтений были следующие:

- продолжить сотрудничество Русской Православной церкви и учреждений образования, культуры, молодежной сферы по вопросам гражданско-патриотического воспитания, в том числе в рамках подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

- включить в муниципальную программу патриотического воспитания граждан раздел «Взаимодействие с Русской Православной церковью».

Участники чтений считают, что реализация предложенных рекомендаций будет способствовать решению важных государственно-политических задач: сохранения института семьи, нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования деятельной личности гражданина-патриота, охраны здоровья молодежи, установления высоко этичных межличностных отношений, продолжения культурных традиций, сплочения нации и укрепления государства.

 

Приоритеты Родины

Однако немалая загвоздка в том, что подразумевают под словом «родина» жители (а зачастую управленцы от образования и культуры) удмуртских поселений? Жители иных весей, но все же на территории национальных республики? Что для них ближе после родного воршуда - Россия или «финно-угорский мир»? Иначе: как расставить приоритеты в «часах» патриотического воспитания - уделить внимание «родному очагу удмурта» или «матушке России»?

Ответы на эти вопросы кроются в практическом применении у нас на местах, включая в частности, Игринский район, так называемой модели трехуровневого культурно-образовательного пространства. 

Эта модель, описанная в 90-е годы кандидатом педагогических наук протоиереем Евгения Шестуном зарекомендовала себя и нашла свое практическое применение в рамках деятельности единственного в Удмуртии информационно-просветительского центра «Православная культура». «Опираясь на многовековой опыт жизнеустроения многонационального народа России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:1. Национальное образование и воспитание. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры («национальное бытие»);2. Народное, или государственное, и цивилизационное образование и воспитание. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры («народное единение»); 3. Мировое, или глобалистическое, образование и воспитание. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество («давосская культура»). Для нас важен механизм органического единения этих трех элементов в образовательном пространстве современной России - механизм, позволяющий во всей полноте воплотить в жизни народа такие конституционные нормы, как утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества».

Исходя из аналитического обзора процессов, происходящих на уровне управлений образования и культуры Игринского района, проводимых сотрудниками игринского информационно-методического центра (МБУК ИРИМЦ)и игринского краевдческого музея (МБУК ИР «Краеведческий музе»), приведем следующие выводы в контексте данной модели.

Анализ ситуации в культурно-образовательном пространстве Игринского района говорит о системных изъянах. Методические работники образовательной и культурной сфер Игринского района согласны в своих выводах о том, что им не хватает единых «отправных» точек для создания критериев эффективности и систематизации патриотической работы. Так каждая сторона духовно-нравственной культуры (как основообразующей в патриотизме) в их деятельности либо практически замыкается, акцентирует внимание только на себе (правое воспитание, основы религиозных культур, культурно-массовая деятельность), либо претендует на неподобающее ей главенствующее место (приоритет этнического воспитания в детских садах и правового в школах в ущерб цивилизационному). В целом это подтверждает общие тенденции современности: в современной системе образования мы также наблюдаем уход от полноты решения поставленных проблем, и это касается не только России, но и большинства развитых стран. Обычно преобладают два подхода: уход в сторону национального образования или принятие за основу цели и содержания образования глобалистических тенденций. И тот и другой подходы порождают социальное напряжение в обществе, противопоставляя или уравнивая национальную культуру, культуру цивилизации, в лоне которой создавалось и крепло государство, и формирующуюся культуру мирового сообщества.

Таким образом, что формирующаяся личность школьников не вовлечена в целостное восприятие себя как носителя одновременно этнической, цивилизационной и мировой культур. А значит и патриотические чувства в них развиваются в неполноценном виде. При этом важно отметить, что народное, или государственное, и цивилизационное воспитание и образование осуществляется в государственной системе образования, или, как мы привыкли говорить, в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук и изучение нравственных норм и ценностей, культуры, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

Таким образом, мы пришли к выводу, что процессы патриотического воспитания, как и формирование духовно-нравственной культуры в целом, должны строиться из понимания цивилизационного приоритета в воспитании. Методические рекомендации должны строиться не на абстрактных представлениях о духовно-нравственном (что происходит в культурно-образовательных реалиях Игринсого района, как, впрочем в большинстве своём и в России), и не на «общечеловеческих ценностях». Этот процесс должен строиться на цивилизационном и личностно-ориентированном подходах, исходя из стратегии универсализации, на принципе вселенских ценностей, в парадигме духовной миссии России. (Духовную миссию России, лучший преподаватель МГУ 2010 г., декан Факультета глобальных процессов МГУ определяет следующим образом «Миссия России – духовное противостояние Западу, устроение жизни общества таким образом, чтобы обезопасить его от Богоборческого влияния суетного мира и западных лжеучений. Миссия России – предложить миру альтернативную идею бытия, освобождающую от служения «золотому тельцу» (цитата из её лекции «Миссия России в глобализирующемся мире» на курсах повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры» 13.01.2008 г.)

 

 

***

 

 

В октябре 2012 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». А в декабре того же года в ежегодном Послании к Федеральному Собранию президент сказал, что гражданская ответственность и патриотизм являются консолидирующей базой российской политики, а патриот – это тот, кто не только с уважением и любовью относится к своей истории, но и служит обществу и стране.

Следующее внятное слово, следующий отчетливый шаг - за каждым из нас, от местных чиновников, учителей, работников культуры до так называемых «обывателей». За зримой консолидацией общества на патриотических началах, исходящих от силы любви к Родине.

 

 

научный сотрудник Игринского краеведческого музея Миронов Павел

2015 г.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!