Когда строку диктует чувство, 1 страница



Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышит почва и судьба.

С какой целью автор сравнивает художника с летчиком в стихотворении «Ночь»? На какие явления мира поэт обращает особое внимание читателя? Как они связаны друг с другом? Что означают упоминания Млечного Пути, Парижа, Венеры, Марса?

Как в стихотворении «Зимняя ночь» соотносятся внешний и внутренний миры? Какие слова, на ваш взгляд, являются ключевыми для понимания смысла?

Как в поэтическом мире Б. Пастернака соотносится прошлое лирического героя и настоящее? В каких стихотворениях образы времени связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти человека, о поисках им своего места на земле, о связях его существования с миром природы и всей Вселенной?

Выберите и проанализируйте (устно и письменно) одно-два стихотворения, обращая внимание на следующие художественные особенности:

                   - поэтический словарь (лексику);

- художественный мир лирического произведения (пространство и время (как внешнее, так и внутреннее); предметы и понятия; действия, состояния, качественные характеристики;

   - композицию (соотношение определенных частей стихотворения: строф; отдельных стихов; повторяющихся слов, которые определяют состояние и развитие переживаний лирического героя);

Лирическое (-ие) события (-ия) (переход от одного плана изображения духовного мира и переживаний героя к иному, - например, от внешнего и внеличного к внутреннему психологическому; от частного случая к художественному обобщению и т. п.).

 

 

Венному обобщению и т. п.).

Булат Окуджава

Сентиментальный марш

 

               Е. Евтушенко

 

Надежда, я вернусь тогда,

         когда трубач отбой сыграет,

когда трубу к губам приблизит

         и острый локоть отведет.

Надежда, я останусь цел:

         не для меня земля сырая,

а для меня - твои тревоги

         и добрый мир твоих забот.

 

Но если целый век пройдет

         и ты надеяться устанешь,

надежда, если надо мною

         смерть распахнет свои крыла,

ты прикажи, пускай тогда

         трубач израненный привстанет,

чтобы последняя граната

         меня прикончить не смогла.

 

Но если вдруг когда-нибудь

         мне уберечься не удастся,

какое новое сраженье

         ни покачнуло б шар земной,

я все равно паду на той,

         на той далекой, на гражданской,

и комиссары в пыльных шлемах

         склонятся молча надо мной.

 

1957

        

Молитва Франсуа Вийона

 

Пока земля еще вертится,

                пока еще ярок свет,

господи, дай же ты каждому

                чего у него нет:

мудрому дай голову,

              трусливому дай коня,

дай счастливому денег...

                 И не забудь про меня.

 

Пока Земля еще вертится, -

              господи, твоя власть! -

дай рвущемуся к власти

              навластвоваться всласть,

дай передышку щедрому

              хоть до исхода дня.

Каину дай раскаяние...

                И не забудь про меня.

 

Я знаю: ты все умеешь,

              я верую в мудрость твою,

как верит солдат убитый,

               что он проживает в раю,

как верит каждое ухо

               тихим речам твоим,

как веруем и мы сами,

              не ведая, что творим!

 

Господи мой боже,

            зеленоглазый мой!

Пока Земля еще вертится,

                и это ей странно самой,

пока ей еще хватает

             времени и огня,

дай же ты всем понемногу...

               И не забудь про меня.

 

1963

 

 

Белла Ахмадулина

 

* * *

 

По улице моей который год

звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход.

Той темноте за окнами угоден.

 

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

 

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонюсь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

 

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву и поднести к лицу

и ощутить сиротство, как блаженство.

 

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и – мудрая – я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

 

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

Объявит свои детские секреты.

 

И вот тогда – из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

 

1959

 

Евгений Евтушенко

* * *

 

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

 

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самою незаметностью своей.

 

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

 

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

 

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

 

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о нем?

 

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

 

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать…

 

1960

 

* * *

 

Идут белые снеги,

как по нитке скользя…

Жить и жить бы на свете,

да, наверно, нельзя.

 

Чьи-то души, бесследно

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

 

Идут белые снеги…

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

 

Я не верую в чудо.

Я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

 

И я думаю, грешный, -

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

 

А любил я Россию

всею кровью, хребтом –

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

 

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

 

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно –

Для России я жил.

 

И надеждою маюсь

(полный тайных тревог),

что хоть самую малость

я России помог.

 

Пусть оан позабудет

про меня без труда,

только пусть она будет

навсегда, навсегда.

 

Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня.

 

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои и чужие

заметая следы…

 

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

 

1965

Андрей Вознесенский

Прощание с Политехническим

   Большой аудитории посвящаю

 

В Политехнический!

Б Политехнический!

По снегу фары шипят яичницей.

Милиционеры свистят панически.

Кому там хнычется?!

В Политехнический!

 

Ура, студенческая шарага!

А ну, шарахни

по совмещанам свои затрещины!

Как нам мещане мешали встретиться!

 

Ура вам, дура

в серьгах-будильниках!

Ваш рот, как дуло,

разинут бдительно.

Ваш стул трещит от перегрева.

Умойтесь! Туалет - налево.

 

Ура, галерка! Как шашлыки,

дымятся джемперы, пиджаки.

Тысячерукий, как бог языческий,

Твое Величество -

        Политехнический!

Ура, эстрада! Но гасят бра.

И что-то траурно звучит "ура".

 

12 скоро. Пора уматывать.

Как ваши лица струятся матово.

В них проступают, как сквозь экраны,

все ваши радости, досады, раны.

 

Вы, третья с краю,

с копной на лбу,

я вас не знаю.

      Я вас люблю!

 

Чему смеетесь? Над чем всплакнете?

И что черкнете, косясь, в блокнотик?

Что с вами, синий свитерок?

В глазах тревожный ветерок...

 

Придут другие - еще лиричнее,

но это будут не вы -

            другие.

Мои ботинки черны, как гири.

Мы расстаемся, Политехнический!

 

Нам жить недолго. Суть не в овациях,

Мы растворяемся в людских количествах

в твоих просторах,

Политехнический.

Невыносимо нам расставаться.

 

Я ненавидел тебя вначале.

Как ты расстреливал меня молчанием!

Я шел как смертник в притихшем зале.

Политехнический, мы враждовали!

 

Ах, как я сыпался! Как шла на помощь

записка искоркой электрической...

Политехнический,

        ты это помнишь?

Мы расстаемся, Политехнический.

 

Ты на кого-то меня сменяешь,

но, понимаешь,

пообещай мне, не будь чудовищем,

забудь

со стоющим!

 

Ты ворожи ему, храни разиню.

Политехнический -

        моя Россия!-

ты очень бережен и добр, как бог,

лишь Маяковского не уберег...

 

Поэты падают,

дают финты

меж сплетен, патоки

и суеты,

но где б я ни был - в земле, на Ганге,-

ко мне прислушивается

          магически

гудящей

раковиною

      гиганта

ухо

Политехнического!

1962

* * *

                                           А. Деменьтьеву

 

Увижу ли, как лес сквозит,

или осоку с озерцами,

не созерцанье – сосердцанье

меня к природе пригвоздит.

 

Вечерний свет ударит ниц,

и на мгновение, не дольше,

на темной туче восемь птиц

блеснут, как гвозди на подошве.

 

Пускай останутся в словах

вонзившиеся эти утки,

как у Есенина в ногтях

осталась известь штукатурки.

 

Как он цеплялся за косяк,

пока сознанье не потухло!

 

1974

Ностальгия по настоящему

 

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию –

ностальгию по настоящему.

 

Будто послушник к Госполду,

ну а доступ лишь к настоятелю –

так и я умоляю доступа

без посредников к настоящему.

 

Будто сделал я что-то чуждое,

или даже не я – другие.

Упаду на поляну – чувствую

по живой земле ностальгию.

 

Нас с тобой никто не расколет,

но когда тебя обнимаю –

обнимаю с такою тоскою,

будто кто тебя отнимает.

 

Когда слышу тирады подленькие

оступившегося товарища,

я ищу не подобья – подлинника,

по нему грущу, настоящему.

 

Одиночества не искупит

в сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

задыхаюсь по настоящему.

 

Все из пластика – даже рубища,

надоело жить очерково.

Нас с тобою не будет в будущем,

а церковка…

 

И когда мне хохочет в рожу

идиотствующая мафия,

Говорю: «Идиоты – в прошлом.

В настоящем – рост понимания».

 

Хлещет черная вода из крана,

хлещет ржавая, настоявшаяся,

хлещет красная вода из крана,

я дождусь – пойдет настоящая.

 

Что прошло, то прошло. К лучшему.

Но прикусываю, как тайну

Ностальгию по настоящему,

что настанет. Да не застану.

 

1975

Николай Рубцов

Звезда полей

 

Звезда полей во мгле заледенелой.

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою.

 

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

 

1964

Арсений Тарковский

 

Жизнь, жизнь

 

I

Предчувствиям не верю и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
II
Живите в доме — и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом, —
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподнимаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

III

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас, в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.

1965

* * *

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло,
Только этого мало.

1967

Олег Чухонцев

 

* * *

… и дверь впотьмах привычную толкнул –

а там и свет чужой, и странный гул –

куда я? Где? – и с дикою догадкой

застолье оглядел невдалеке,

попятился – и щелкнуло в замке.

И вот стою. И ручка под лопаткой.

 

А рядом шум, и гости за столом.

И подошел отец, сказал: «Пойдем.

Сюда, куда пришел, не опоздаешь.

Здесь все свои. – И место указал.

- Но ты же умер! – я ему сказал.

- А он: - Не говори, чего не знаешь.

 

 Он сел, и я окинул стол с вином,

где круглый лук сочился в заливном

и маслянился мозговой горошек,

и мысль пронзила: это скорбный сход,

когда я увидал блины и мед

и холодец из поросячьих ножек.

 

Они сидели как одна семья,

в одних летах отцы и сыновья,

и я узнал их, внове узнавая,

и вздрогнул, и стакан застыл в руке:

я мать свою увидел в уголке,

она мне улыбнулась как живая.

 

В углу, с железной миской как всегда,

она сидела, странно молода,

и улыбалась про себя, но пятна

в подглазьях проступали все ясней,

как будто жить грозило ей – а ей

так не хотелось уходить обратно.

 

И я сказал: - Не ты со мной сейчас,

не вы со мной, но помысел о вас.

Но я приду – и ты, отец, вернешься

под этот свет, и ты вернешься, мать!

- Не говори, чего не можешь знать, -

услышал я, - узнаешь – содрогнешься.

 

И встали все, подняв на посошок.

И я хотел подняться, но не мог.

Хотел, хотел – но двери распахнулись

как в лифте, распахнулись и сошлись,

и то ли вниз куда-то, то ли ввысь,

быстрей, быстрей – и слезы навернулись.

 

И всех как смыло. Всех до одного.

Глаза поднял – а рядом никого,

ни матери с отцом, ни поминанья,

лишь я один, да жизнь моя при мне,

да острый холодок на самом дне –

сознанье смерти или смерть сознанья.

И прожитому я подвел черту,

жизнь разделив на эту и на ту,

и полужизни опыт подытожил:

та жизнь была беспечна и легка,

легка, беспечна, молода, горька,

а этой жизни я еще не прожил.

1975

Владимир Высоцкий

Кони привередливые

 

 Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю

 Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.

 Что-то воздуху мне мало - ветер пью, туман глотаю, -


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!