К тексту повести Л. Андреева «Иуда Искариот» 14 страница
Барон. Старик - глуп...
Актер. Невежды! Дикари! Мель-по-ме-на! Люди без сердца! Вы увидите – он уйдет! "Обжирайтесь, мрачные умы"... стихотворение Беранжера... да! Он - найдет себе место... где нет... нет...
Барон. Ничего нет, сэр?
Актер. Да! Ничего! "Яма эта... будет мне могилой... умираю, немощный и хилый!" Зачем вы живете? Зачем?
Барон. Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!
Актер. Врешь! Буду орать!
Настя (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!
Барон. Какой смысл, леди?
Сатин. Оставь их. Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...
Клещ. Поманил их куда-то... а сам - дорогу не сказал...
Барон. Старик - шарлатан...
Настя. Врешь! Ты сам - шарлатан!
Барон. Цыц, леди!
Клещ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно - какая тут правда? И без нее – дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!
Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! Я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!
|
|
Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я - согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!
Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...
Настя наливает стакан пива и дает Сатину.
(Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: "Дед! зачем живут люди?.." (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) "А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и вс° - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа - для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут!"
|
|
Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.
"Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!" (Смеется тихо.)
Пауза.
Барон (задумчиво). Мм-да... для лучшего? Это... напоминает наше семейство... Старая фамилия... времен Екатерины дворяне... вояки!.. выходцы из Франции... Служили, поднимались вс° выше... При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль... занимал высокий пост... Богатство... сотни крепостных... лошади... повара...
|
|
Настя. Врешь! Не было этого!
Барон (вскакивая). Что-о? Н-ну... дальше?!
Настя. Не было этого!
Барон (кричит). Дом в Москве! Дом в Петербурге!
Кареты... кареты с гербами!
Клещ берет гармонию, встает и отходит в сторону, откуда наблюдает за сценой.
Настя. Не было!
Барон. Цыц! Я говорю... десятки лакеев!..
Настя (с наслаждением). Н-не было!
Барон. Убью!
Настя (приготовляясь бежать). Не было карет!
Сатин. Брось, Наст°нка! Не зли его...
Барон. Подожди... ты, дрянь! Дед мой...
Настя. Не было деда! Ничего не было!
Сатин хохочет.
Барон (усталый от гнева, садится на скамью). Сатин, скажи ей... шлюхе... Ты - тоже смеешься? Ты... тоже - не веришь? (Кричит с отчаяньем, ударяя кулаками по столу.) Было, черт вас возьми!
Настя (торжествуя). А-а, взвыл? Понял, каково человеку, когда ему не верят?
Клещ (возвращаясь к столу). Я думал - драка будет...
Татарин. А-ах, глупы люди! Очень плохо!
Барон. Я... не могу позволить издеваться надо мной! У меня - доказательства есть... документы, дьявол!
Сатин. Брось их! И забудь о каретах дедушки... в карете прошлого – никуда не уедешь...
Барон. Как она смеет, однако!
|
|
Настя. Ска-ажите! Как смею!..
Сатин. Видишь - смеет! Чем она хуже тебя? Хотя у нее в прошлом, уж наверное, не было не только карет и - дедушки, а даже отца с матерью...
Барон (успокаиваясь). Черт тебя возьми... ты... умеешь рассуждать спокойно... А у меня... кажется, нет характера...
Сатин. Заведи. Вещь - полезная...
Пауза.
Настя! Ты ходишь в больницу?
Настя. Зачем?
Сатин. К Наташе?
Настя. Хватился! Она - давно вышла... вышла и - пропала! Нигде ее нет...
Сатин. Значит - вся вышла...
Клещ. Интересно - кто кого крепче всадит? Васька - Василису, или она его?
Настя. Василиса - вывернется! Она - хитрая. А Ваську - в каторгу пошлют...
Сатин. За убийство в драке - только тюрьма...
Настя. Жаль. В каторгу - лучше бы... Всех бы вас... в каторгу... смести бы вас, как сор... куда-нибудь в яму!
Сатин (удивленно). Что ты? Сбесилась?
Барон. Вот я ей в ухо дам... за дерзости!
Настя. Попробуй! Тронь!
Барон. Я - попробую!
Сатин. Брось! Не тронь... не обижай человека! У меня из головы вон не идет... этот старик! (Хохочет.) Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому...
Барон (Насте). Ты должна понимать, что я - не чета тебе! Ты... мразь!
Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты... ты мной живешь, как червь - яблоком!
Дружный взрыв хохота мужчин.
Клещ. Ах... дура! Яблочко!
Барон. Нельзя... сердиться... вот идиотка!
Настя. Смеетесь? Врете! Вам - не смешно!
Актер (мрачно). Катай их!
Настя. Кабы я... могла! я бы вас (берет со стола чашку и бросает на пол) - вот как!
Татарин. Зачем посуда бить? Э-э... болванка!..
Барон (вставая). Нет, я ее сейчас... научу манерам!
Настя (убегая). Черт вас возьми!
Сатин (вслед ей). Эй! Полно! Кого ты пугаешь? В чем дело, наконец?
Настя. Волки! (Убегает.) Чтоб вам издохнуть! Волки!
Актер (мрачно). Аминь!
Татарин. У-у! Злой баба - русский баба! Дерзкий... вольна! Татарка - нет! Татарка - закон знает!
Клещ. Трепку ей надо дать...
Барон. М-мерзавка!
Клещ (пробуя гармонию). Готова! А хозяина ее - все нет... Горит парнишка...
Сатин. Теперь - выпей!
Клещ. Спасибо! Да и на боковую пора...
Сатин. Привыкаешь к нам?
Клещ (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего... Везде - люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего!
Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и - молится.
Барон (указывая Сатину на Татарина). Гляди!
Сатин. Оставь! Он - хороший парень... не мешай! (Хохочет.) Я сегодня - добрый... черт знает почему!..
Барон. Ты всегда добрый, когда выпьешь... И умный...
Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..
Барон (качая головой). Ты - рассуждаешь... Это - хорошо... это, должно быть, греет сердце... У меня - нет этого... я - не умею! (Оглядывается и - тихо, осторожно.) Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому – что же дальше?
Сатин (уходит). Пустяки! Кого бояться человеку?
Барон. Знаешь... с той поры, как я помню себя... у меня в башке стоит какой-то туман. Никогда и ничего не понимал я. Мне... как-то неловко... мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, - надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это... И вс°... как во сне... а? Это... смешно?
Сатин. Не очень... Скорее - глупо...
Барон. Да... и я думаю, что глупо... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?
Сатин (смеясь). Вероятно... Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так... хорошо!
Барон. Эта... Настька!.. Убежала... куда? Пойду, посмотрю... где она? Все-таки... она... (Уходит.)
Пауза.
Актер. Татарин!
Пауза.
Князь!
Татарин поворачивает голову.
За меня... помолись...
Татарин. Чего?
Актер (тише). Помолись... за меня!..
Татарин (помолчав). Сам молись...
Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и - почти бежит - в сени). Ушел!
Сатин. Эй ты, сикамбр! Куда? (Свистит.)
Входят - Медведев в женской ватной кофте и Бубнов; оба - выпивши, но не очень. В одной руке Бубнова - связка кренделей, в другой - несколько штук воблы, под мышкой - бутылка водки, в кармане пиджака - другая.
Медведев. Верблюд - он вроде... осла! Только без ушей...
Бубнов. Брось! Ты сам - вроде осла.
Медведев. Ушей вовсе нет у верблюда... он - ноздрей слышит...
Бубнов (Сатину). Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам! Возьми бутылку, у меня все руки заняты!
Сатин. А ты - положи крендели на стол - одна рука освободится...
Бубнов. Верно. Ах ты... Бутарь, гляди! Вот он, а? Умница!
Медведев. Жулики - все умные... я знаю! Им без ума - невозможно. Хороший человек, он - и глупый хорош, а плохой - обязательно должен иметь ум. Но насчет верблюда ты - неверно... он - животная ездовая... рогов у него нет... и зубов нет...
Бубнов. Где - народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай... я - угощаю! Кто в углу?
Сатин. Скоро ты пропьешься? Чучело!
Бубнов. Я - скоро! В этот раз капитал я накопил - коротенький... Зоб! Где Зоб?
Клещ (подходя к столу). Нет его...
Бубнов. У-у-ррр! Барбос! Бррю, брлю, брлю! Индюк! Не лай, не ворчи! Пей, гуляй, нос не вешай... Я - всех угощаю! Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богатый... я бы... бесплатный трактир устроил! Ей-богу! С музыкой и чтобы хор певцов... Приходи, пей, ешь, слушай песни... отводи душу! Бедняк-человек... айда ко мне в бесплатный трактир! Сатин! Я бы... тебя бы... бери половину всех моих капиталов! Вот как!
Сатин. Ты мне сейчас отдай все...
Бубнов. Весь капитал? Сейчас? На! Вот - рубль... вот еще... двугривенный... пятаки... семишники... все!
Сатин. Ну и ладно! У меня - целее будет... Сыграю я на них... Медведев. Я - свидетель... отданы деньги на сохранение... числом - сколько?
Бубнов. Ты? Ты - верблюд... Нам свидетелей не надо...
Алешка (входит босый). Братцы! Я ноги промочил!
Бубнов. Иди - промочи горло... Только и всего! Милый ты... поешь ты и играешь, очень это хорошо! А - пьешь - напрасно! Это, брат, вредно... пить - вредно!..
Алешка. По тебе вижу! Ты - только пьяный и похож на человека... Клещ! Гармошку - починил? (Поет, приплясывая.) Эх, кабы мое рыло Не красиво было - Так меня бы кума моя Вовсе не любила!
Озяб я, братцы! Х-холод но!
Медведев. Мм... а если спросить - кто такая кума?
Бубнов. Отстань! Ты, брат, теперь - тю-тю! Ты уж не бутошник... кончено! И не бутошник, и не дядя...
Алешка. А просто - теткин муж!
Бубнов. Одна твоя племянница - в тюрьме, другая - помирает...
Медведев (гордо). Врешь! Она - не помирает, она у меня без вести пропала!
Сатин хохочет.
Бубнов. Все равно, брат! Человек без племянниц - не дядя!
Алешка. Ваше превосходительство! Отставной козы барабанщик! У кумы – есть деньги, У меня - ни гроша! Зато я веселый мальчик, Зато я - хороший! Холодно!
Входит Кривой Зоб; потом - до конца акта - еще несколько фигур мужчин и женщин. Они раздеваются, укладываются на нары, ворчат.
Кривой Зоб. Бубнов! Ты чего сбежал?
Бубнов. Иди сюда! Садись... запоем мы, брат! Любимую мою... а?
Татарин. Ночь - спать надо! Песня петь днем надо!
Сатин. Ну, ничего, князь! Ты - иди сюда!
Татарин. Как - ничего? Шум будет... когда песня поют, шум бывает...
Бубнов (идя к нему). Князь! Что - рука? Отрезали тебе руку?
Татарин. Зачем? Погодим... может - не надо резать... Рука - не железный, резать - недолго...
Кривой Зоб. Яман твое дело, Асанка! Без руки ты - никуда не годишься! Наш брат по рукам да по спине ценится... Нет руки - и человека нет! Табак твое дело!.. Иди водку пить... больше никаких!
Квашня (входит). Ах, жители вы мои милые! На дворе-то, на дворе-то! Холод, слякоть... Бутошник мой здесь? Бутарь!
Медведев. Я!
Квашня. Опять мою кофту таскаешь? И как будто ты... немножко того, а? Ты что же это?
Медведев. По случаю именин... Бубнов... и - холодно... слякоть!
Квашня. Ты гляди у меня... слякоть! Не балуй... Иди-ка спать...
Медведев (уходит в кухню). Спать - я могу... я хочу... пора!
Сатин. Ты чего... больно строга с ним?
Квашня. Нельзя, дружок, иначе... Подобного мужчину надо в строгости держать. Я его в сожители взяла, - думала, польза мне от него будет... как он - человек военный, а вы - люди буйные... мое же дело - бабье... А он - пить! Это мне ни к чему!
Сатин. Плохо ты выбрала помощника...
Квашня. Нет - лучше-то... Ты со мной жить не захочешь... ты вон какой! А и станешь жить со мной - не больше недели сроку... проиграешь меня в карты со всей моей требухой!
Сатин (хохочет). Это верно, хозяйка! Проиграю...
Квашня. То-то! Алешка!
Алешка. Вот он - я!
Квашня. Ты - что про меня болтаешь?
Алешка. Я? Вс°! Вс°, по совести. Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости - десять пудов, а мозгу - золотника нету!
Квашня. Ну, это ты врешь! Мозг у меня даже очень есть... Нет, ты зачем говоришь, что я бутошника моего бью?
Алешка. Я думал, ты его била, когда за волосы таскала...
Квашня, (смеясь). Дурак! А ты - будто не видишь. Зачем сор из избы выносить?.. И, опять же, обидно ему... Он от твоего разговору пить начал...
Алешка. Стало быть, правду говорят, что и курица пьет!
Сатин, Клещ - хохочут.
Квашня. У, зубоскал! И что ты за человек, Алешка?
Алешка. Самый первый сорт человек! На все руки! Куда глаз мой глянет, туда меня и тянет!
Бубнов (около нар Татарина). Идем! Все равно - спать не дадим! Петь будем... всю ночь! Зоб!
Кривой Зоб. Петь? Можно...
Алешка. А я - подыграю!
Сатин. Послушаем!
Татарин (улыбаясь). Ну, шайтан Бубна... подноси вина! Пить будим, гулять будим, смерть пришол - помирать будим!
Бубнов. Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы!
Много ли человеку надо? Вот я - выпил и - рад! Зоб!.. Затягивай... любимую! Запою... заплачу!..
Кривой Зоб (запевает). Со-олнце всходит и захо-оди-ит...
Бубнов (подхватывая). А-а в тюрьме моей темно-о!
Дверь быстро отворяется.
Барон (стоя на пороге, кричит). Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился!
Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.
Сатин (негромко). Эх... испортил песню... дур-рак!
Занавес
1902
Вопросы и задания
Ко всей пьесе
1. В каких местах действия разворачиваются события «На дне»? Перечислите их. Какую закономерность вы заметили в последовательности изображения основных мест действия?
2. В чем, на ваш взгляд, состоит конфликт пьесы? Как вы понимаете его суть? Назовите основные «конфликтные точки» (события, обостряющие основное противоречие драмы), помогающие понять смысл всего произведения.
3. Что означают диалоги героев о судьбе и выборе человека? Кто является инициатором этих диалогов?
4. Какое значение имеет в пьесе появление Луки? С какой целью он ведет диалоги с ночлежниками?
5. Сколько в пьесе вставных текстов? Какую функцию они выполняют?
6. Почему погибает Актер? Кто из персонажей виновен в смерти Актера?
7. Какую роль в развитии конфликта отводится Сатину?
8. Почему пьеса называется «На дне»?
К первому действию
1. Представьте, что вы кинорежиссер, экранизирующий «На дне». Как бы вы сняли пространство, изображенное в ремарке первого действия? Сопоставьте описание пространство в этом действии с описанием пространства в ремарке четвертого действия.
2. Какое значение в развитии конфликта имеет первое действие?
3. О чем и как говорят обитатели ночлежки? Выделите темы разговоров, охарактеризуйте речевую манеру говорящих. Какие слова и понятия связывают их высказывания друг с другом? Чем отличаются позиции этих персонажей друг от друга? На основе проделанной работы подумайте, какие мотивы (повторяющиеся слова) являются ключевыми в развитии первого действия?
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!