Европейская школа и университет



Начальное образование в Европе. Карл Великий, хотя сам, по свидетельству его биогра­фа Эйнхарда, так и не смог научиться писать, постоянно заботил­ся о развитии образования в государстве. Около 787 г. был издан «Капитулярий о науках», обязывающий создавать школы во всех епархиях, при каждом монастыре. В них должны были учиться не только клирики, но и дети мирян. Наряду с этим была проведена реформа письма, составлялись учебники по различным школь­ным дисциплинам. Виды школ:

Ø Монастырские

Ø Приходские

Ø При кафедральных соборах

Ø Частные

Ø Гильдейские (готовили будущ. Управленцев)

Ø Муниципальные (тоже управленцев)

Скрипторий – где переписывались труды отцов церкви и священников.

Средневековые университеты. Начало XIв. в Италии большие потоки студентов, желавшие знать о правовой системе. Равенна, Милан, Верона – наиболее популярные города. Г. Болонья – юридическая школа. В начале XIIв. в ней трудился ученый Ирнерий – «Единый сборник римского права». Г. Салерна – медицинское образование. Монах Константин Африканский – на латинский язык переводит арабские тексты по медицине – компендиум, просуществовал до конца XVв. 1150 – Парижский университет (1200 – статус университета – Филипп Август). 1257 – духовник короля Р. Де Сорбон основал коллегию (колледж впоследствии) – общежития, в которых жили студенты. Университет в Англии – конец XIв. – Оксфорд, начало XIIв. – Кембридж. 1348 – Пражский университет (Карл IV). Университет в городе Гейденбург, Кельн, Эффорт. 1229 – Тулуза, на юге Франции. Иногда горожане противились созданию университетов, опасаясь беспредела студентов и отвлечения горожан от коммерции (не выплачивали налоги).

Специфика обучения в университетах. Стиль обучения в европейских университетах – диспут с преподавателями. Тема обучения – теология. Главный вопрос универсионализма (происзождение универсалей). «Схоластика» - школьная философия, приучала оперировать знаниями, углубляться в науку, постигать новые знания.

Схоластика и направления внутри нее. XI век — время рождения схоластики как широкого интеллек­туального движения. Название это произведено от латинского слова schola (школа) и в прямом смысле означает «школьная фи­лософия», что скорее указывает на место ее рождения, чем на содержание. Схоластика — философия, вырастающая из теоло­гии и неразрывно с ней связанная, но не тождественная ей. Сущ­ность ее — осмысление догматических посылок христианства с рационалистических позиций и с помощью логического инстру­ментария. Этим обусловлено то, что центральное место в схолас­тике заняла борьба вокруг проблемы универсалий — общих поня­тий. В ее интерпретации обозначились три основных направле­ния: реализм, номинализм и концептуализм. Реалисты утверждали, что универсалии существуют извечно, пребывая в божественном разуме. Соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Номиналисты же, полагали, что общие понятия извлека­ются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. Промежуточную позицию занимали концептуалисты, рассматри­вавшие общие понятия как нечто, существующее в вещах. Этот, казалось бы, отвлеченный философский спор имел весьма кон­кретные выходы в богословие, и не случайно церковь осуждала номинализм, приводивший иногда к ереси, и поддерживала уме­ренный реализм. В XII в. из противоборства различных направлений в схоласти­ке выросло открытое сопротивление авторитету церкви. Его вы­разителем был Петр Абеляр (1079—1142), которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Ученик номина­листа Росцелина Компьенского, Абеляр еще в юности разгромил в диспуте популярного тогда философа-реалиста Гильома из Шампо, не оставив камня на камне от его аргументов. Вокруг Абеляра стали собираться самые любознательные и самые дерзкие студен­ты, он прославился как блестящий педагог и непобедимый в фи­лософских диспутах оратор. Абеляр рационализировал отноше­ние веры и разума, поставив обязательным предварительным ус­ловием веры понимание. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр развил методы диалектики, чем значительно продвинул схолас­тику вперед. Абеляр был сторонником концептуализма. Однако хотя в философском смысле он не всегда делал самые радикаль­ные выводы, его часто обуревало желание довести до логического конца истолкование христианских догматов, что приводило его иногда к еретическим утверждениям. Противником Абеляра был Бернард Клервоский, стяжавший себе еще при жизни славу святого, один из наиболее ярких представи­телей средневековой мистики. В XII в. мистицизм получил широкое распространение, сделался мощным течением в рамках схоласти­ки. В нем выражалось экзальтированное тяготение к Богу-иску­пителю, пределом мистической медитации было слияние челове­ка с творцом. Философствующая мистика Бернарда Клервоского и других философских школ нашла отклик и в светской литерату­ре, в различных ересях мистического толка. Однако сущность столкновения между Абеляром и Бернардом Клервоским не столь­ко в несходстве их философских позиций, сколько в том, что Абе­ляр воплощал в себе оппозицию авторитету церкви, а Бернард выступал как ее защитник и крупнейший деятель, как апологет церковной организации и дисциплины. В результате взгляды Абе­ляра были осуждены на церковных соборах в 1121 и в 1140 гг., а сам он закончил жизнь в монастыре.

Университет как городская корпорация. Корпорация – наличие прав и привилегий, закрепленных законодательно; наличие боевого духа, стремление к автономии от власти. Университетская корпорация – носители умственного труда; большие перспективы; университарии – члены корпорации, постоянно поддерживающие духовным посредством гулянки. Университетское образование было общим для всего христианского мира. Привилегии университетской корпорации:

Ø университарии освобождаются от податей и дорожных пошлин;

Ø студенты и преподаватели иногородние снимали жилье, бывали случаи завышения цен. Университет держал цены на жилье и продукты на определенном уровне.

1229 – большая часть Парижского университета объявила забастовку светским властям, в течение 2 лет не преподавалось образование. 1231 – Людовик Святой подтвердил привилегии и расширил их (полученные еще в 1200).

Ø право на самокомплектование. Присвоить ученую степень мог член корпорации. Традиция избирать лектора и другие должности.

1278 – Болония признала своим сеньором папу и проводила его политику. Мэтры получали оплату от студентов и от светской власти. Студенты жили на то, что зарабатывали в скрипториях, которые постоянно переходили из монастырей в университеты. Появляется скоропись. Посвящение в студенты: в истории как церемония очищения студентов от незнания, простодушия. Студента моют, раскаявшийся студент признается в деревенской неотесанности и обещает встать на путь великого образования. От половины до 2/3 студентов – выходцы из городской среды. Образование велось на латинском языке (на тот момент – мировой язык). 4 основных факультета:

Ø факультет искусств, свободных искусств. Тривиум – трехпутье – грамматика, логика, риторика. Квадривиум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка; принимались с 15 лет, длилось 6 лет;

Ø правоведческий;

Ø медицинский;

Ø богословский (теологический).

Образование от 7 до 9 лет. По окончании студенты претендуют на звание доктора. Утром лекции, вторая половина дня – комментирование лекций. Навык ведения полемики, выраженный в диспутах. Велись раз в неделю, посетить мог каждый желающий. Экзамены: в Болонии из 2 частей: перед коллегией и перед публикой. Должны были прокомментировать вопрос, попавшийся ему, затем жюри принимает решение о присуждении степени. Публичный диспут, куда могли прийти студенты и задавать вопросы. Знак отличия при степени – лицензия, раскрытая книга, золотое кольцо, студенческая шапка или берет.

Культура вагантов. Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты — ваганты. В среде вагантов сильны были оппозиционные настроения против церкви и существующих по­рядков, характерные и для городских низов в целом. Ваганты со­здали своеобразную поэзию на латинском языке. Остроумные, бичующие пороки общества и прославляющие радость жизни стихи и песни вагантов знала и распевала вся Европа от Толедо до Пра­ги, от Палермо до Лондона. В этих песнях особенно доставалось церкви и ее служителям. Учащимися церковных школ были бродячие школяры — ваганты, или голиарды, происходив­шие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!