Характер диалога в рассказах Н.В.Успенского «Работница» и «Сельская аптека». Функции диалога в произведениях писателя.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Физиологические» очерки-рассказы Н.Успенского

 

Вопросы

 

Литература разночинцев. Новая концепция человека и общества как развитие идей крестьянской демократии. Динамика малых жанров. Очерковая аранжировка романов 1850-1860-х гг.

В апреле 1849 г. в Петербурге был разгромлен кружок революционно настроенной молодежи, которым руководил М. В. Буташевич-Петрашевский. Под следствием находилось 123 человека, из них 21, в том числе Ф. М. Достоевский, был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент, уже после совершения всего предсмертного ритуала, разными сроками каторги.

По традиции преследованиям подвергались писатели, публицисты, журналисты. За повести «Противоречия» и «Запутанное дело» сослан в Вятку (1848) М. Е. Салтыков-Щедрин. В 1852 г. за некролог о Гоголе (но главная причина состояла в публикации «Записок охотника») высылается в свое имение Спасское-Лутовиново И. С. Тургенев. В связи с анонимным «пашквилем» по поводу высочайшего манифеста, посвященного европейским событиям, на подозрении у III Отделения находятся Н. А. Некрасов и умирающий от чахотки В. Г. Белинский.

Однако, как и в эпоху николаевского террора, наступившего после восстания на Сенатской площади, в «мрачное семилетие» еще более активизируется духовная жизнь русского общества. Вынужденное молчание, замечает в 1849 г. Н. В. Гоголь, заставляет людей мыслить. Одним из подтверждений глубокой интеллектуально-нравственной жизни русской нации тяжелой семилетней поры является состояние литературного процесса 1848–1855 гг.

С точки зрения жанровой картины это время господства прозы, ее очеркового типа, идущего от «натуральной школы». Основные сочинения 50-х годов – «очерковые книги» самого разного плана: «Записки охотника» Тургенева, «Фрегат «Паллада»» Гончарова, севастопольские и кавказские очерки Толстого, «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, «Очерки народного быта» Н. Успенского, «Очерки из крестьянского быта» Писемского, «Очерки и рассказы» Кокорева.

В середине 50-х годов в печати появляется роман «Рудин» Тургенева. Но в целом становление романного жанра произойдет позже – в самом конце 50-х – начале 60-х годов, когда в течение трех-четырех лет будут опубликованы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ», «Униженные и оскорбленные», «Мещанское счастье», «Отцы и дети» и др. Так начнется величайшая эпоха русского романа, приходящаяся на 1860-1870-е годы.

«Мрачное семилетие» не стало «паузой» в литературном развитии. Это был период поисков новой дороги в литературе, новых художественных принципов изображения действительности и человека. Многие писатели уже отчетливо осознавали недостаточность объяснения человеческого характера исключительно влиянием среды. Человека формирует жизнь во всем ее многообразии. Но для того, чтобы изобразить человека в его связях с миром, требовалось освоение новых литературных жанров, которые и воплощают эти связи.

Новыми в литературе 50-х годов стали мемуарно-автобиографические жанры: трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Семейная хроника» С. Аксакова, «Былое и думы» А. Герцена) и др.

Все более заметно взаимопроникновение социального и психологического начал в изображении характера героя.

К 50-м годам относятся дебюты или «второе рождение» почти всех русских писателей второй половины XIX в. И среди них не только Достоевский, Толстой, Гончаров, Тургенев, но и литераторы второго ряда: А. Левитов, Ф. Решетников, Н. Успенский и др.

Период с 1846 по 1853 год дал небывалое явление в истории литературы. Ведущие журналы вообще перестают печатать стихи. По этому поводу очень точно сказал А. И. Герцен, что после смерти Лермонтова и Кольцова «русская поэзия онемела». Однако постепенно отношение к поэзии меняется, о чем свидетельствует содержание некрасовского «Современника». Здесь начинает печататься цикл статей под общим названием «Русские второстепенные поэты», реабилитирующие поэзию. Одна из причин преодоления «равнодушия» к поэзии в 50-е годы состояла в интересе литературы этого времени к индивидуальной психологии, к человеческим переживаниям. Уже набирают силу такие поэты, как Н. Некрасов, И. Никитин, Н. Огарев, А. Майков, Я. Полонский, А. Толстой, А. Фет. Выделяются на литературном фоне поэтессы Е. Ростопчина, К. Павлова, Ю. Жадовская, разрабатывающие в поэзии мотивы женского любовного чувства. Заметным явлением становится антологическая поэзия Н. Щербины.

В 50-е годы в течение всего лишь нескольких лет был создан ряд первоклассных драматических произведений Островского. Тургенева, Сухово-Кобылина, Писемского, Салтыкова-Щедрина, Мея.

Социологическое начало физиологического очерка. Очерк как аналитически обоснованная образная картина действительности. Характер соотношения аналитического и образного в физиологическом очерке. Всестороннее исследование и эмоциональная оценка проблемной или конфликтной ситуации.

Творческий путь Н.В.Успенского. Аналитическое и образное начало в физиологических очерках. Образ крестьянина в произведениях Н.В.Успенского. Характер типизации в творчестве писателя.

Годы пребывания будущего писателя в Тульской духовной семинарии (1848—1856) способствовали углублению его конфликта со средой, из которой он вышел.

Решение Н. Успенского уйти из семинарии и определиться в Медико-хирургическую академию связано с влиянием на него материалистической публицистики, провозглашавшей огромное значение естественных наук. В повести Решетникова «Ставленник», рисующей быт семинарии, показано, что уход семинаристов из духовного звания, с целью поступить в университет или Медико-хирургическую академию, воспринимался как вольнодумство и что решались на подобный шаг наиболее «развитые» семинаристы.

Однако уровень теоретической подготовки Н. Успенского был всё же невысок. Попав в Петербург и поступив в 1856 году в Медико-хирургическую академию, Н. Успенский не сумел найти среди студентов товарищей, общение с которыми способствовало бы его идейному росту. Не увлекла его и медицина.

Темные стороны петербургской жизни особенно резко бросились в глаза материально необеспеченному юноше, восторженно идеализировавшему Петербург в своих мечтах. Разочаровали его и порядки в академии. Характеризуя положение студентов академии в рассказе «Сельская аптека», Н. Успенский писал: «Им <студентам> нет возможности следить самим за медициной: они ощупью и неохотно бредут за профессорами... Между тем, эти же студенты, благоприятно поставленные к науке, могли бы подвигаться вперед... Им не дают возможности самим делать наблюдения, не дают на это никаких средств (вы верите, что студенты могут делать открытия); на половину из них не видали, да и не увидят азотной кислоты на факте, химической соли какой-нибудь... Всё в шкапах и для показу...» (Ac., I, 541).

В 1858 году Н. Успенский оставил Медико-хирургическую академию. В том же году он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который был им оставлен менее чем через год.

В мае — июне 1857 года в журнале «Сын отечества» появляются первые очерки Н. Успенского «Старуха» и «Крестины». Эти очерки, чрезвычайно характерные для литературной манеры писателя, прошли незамеченными. Напечатанные в конце журнала мелким шрифтом, никак не связанные с остальным печатавшимся здесь материалом и всем направлением журнала, они затерялись в нем.

Очерк «Хорошее житье» Н. Успенский пытался напечатать в «Отечественных записках», однако произведение Н. Успенского, реалистическими красками рисующее быт современной деревни, не могло импонировать теоретикам «чистого искусства» и либеральным критикам, возглавлявшим редакцию и критический отдел «Отечественных записок». Редактор «Отечественных записок» Дудышкин нашел рассказ «слишком» народным и отказался напечатать его.

Только в некрасовском журнале «Современник», объединявшем демократические силы русской литературы, беллетристика Н. Успенского впервые обрела свое подлинное звучание. Некрасов и Чернышевский оценили особенности дарования Н. Успенского и создали ему все условия для творчества. Очерки Н. Успенского печатались на видном месте в журнале. Некрасов материально обеспечил молодого писателя. В 1858—1861 годах в «Современнике» печатаются рассказы и очерки: «Хорошее житье», «Поросенок», «Грушка», «Змей», «Ночь под светлый день», «Сельская аптека», «Деревенская газета», «Вечер», «Обоз», «На пути», «Проезжий».

Рассказы Н. Успенского появились в «Современнике» за несколько лет до того, как в литературу вошли русские писатели-демократы шестидесятники: Помяловский, Решетников, Слепцов, Левитов, Г. Успенский.

Быт русского общества пореформенной эпохи — главная тема творчества Н. Успенского. Лишь в немногих рассказах писателя изображен предреформенный период. Произведения Н. Успенского пронизаны настроениями эпохи, когда рост крестьянских восстаний заставил помещиков почувствовать непрочность своей власти и пойти на частичные уступки. Развитие капитализма в России приводило к расслоению деревни, обогащению кулака-мироеда и усилению его влияния, разрушению патриархальных форм жизни.

Н. Успенский писал в 1867 году: «цепь, которая связывала прежде помещиков с крестьянами, навсегда разорвана» («Записки сельского хозяина»;II, 197). Писатель видел, что землевладельцы «проникнуты унынием» перед лицом новых событий и ломки представлявшихся им вечными «устоев» жизни: «... наступили „новые времена“..., всё пошло вверх дном: один порядок сменяется другим, что ни день, то новое событие. Ничего нет верного, арочного! Рушились прежние вековые формы!..» («Новое время»; IV, 3).

Н. Успенский давал понять читателям, что темные стороны народного быта коренятся в вековом угнетении народа, в его нищете и бесправии. Так, в повести «Издалека и вблизи» Н. Успенский нарисовал бесправное положение крестьянина, которого эксплуатируют и грабят помещики, приказчики, чиновники, торговцы, кабатчики, кулаки, попы под покровительством властей, всецело охраняющих интересы господствующих классов. «Кающемуся дворянину» Новоселову старый помещик Карпов объясняет, что «опроститься», стать крестьянином, барину невозможно, ибо крестьянин — человек совершенно бесправный, стоящий по сути дела вне закона.

Один из лучших рассказов Н. Успенского «Обоз», высоко оцененный Чернышевским, яркими красками рисует темноту крестьян, их неспособность разгадать маневры обманывающего их хозяина постоялого двора. Однако тут же писатель дает понять, что несообразительность крестьян объясняется тем, что их обманывают постоянно все, с кем они имеют дело, и что они, даже если бы и могли разобраться, в чем состоит обман, не могли бы ему противостоять. В рассказ включается короткий, но чрезвычайно выразительный эпизод, на первый взгляд с сюжетом не связанный, но освещающий весь его внутренний смысл: ночью один из мужиков рассказывает другим историю крестьянина-извозчика, у которого проезжий барин-самодур застрелил лошадь. Мужик разорился, а барин, конечно, не понес никакой ответственности. Н. Успенский видит «долготерпение» народа, но не восхищается им подобно славянофилам. Оно ужасает его. Выразителен конец рассказа:

«Недели через три тот же обоз порожний ехал обратно... Мужики все изменились за дорогу; у одного был подбит глаз, у другого висела огромная шишка на щеке. В обозе везлись сломанные сани, за обозом бежало несколько незапряженных хромых лошадей в одних хомутах; одна лошадь лежала в санях, накрытая веретьем» (Ac., I, 300).

«Бестолковость» в жизнь крестьянства вносят и помещики, и новый эксплуататор — «чумазый». В рассказах «Хорошее житье», «Федор Петрович» и др. Н. Успенский показывает, как разоряют и притесняют народ кулаки, кабатчики, торговцы, как они усиливают бессмыслицу жизни, гнетущую крестьян, закрывают перед народом все пути к просвещению, самосознанию.

Н. Успенский видел рост капитализма, расслоение деревни и понял, какие бедствия несет капитализм народу. В ряде рассказов он изобразил жизнь фабричных рабочих, голодающих, эксплуатируемых и совершенно бесправных («Странницы» и, др.).

Устами своего героя-купца Н. Успенский характеризует особенности исторического момента:

«Воля всем понаделала хлопот..., теперь больше платежей, а денег нет..., крестьяне разорены, помещики ничего не поделают...А купцы пользуются ото всех» («Производительные силы»; II, 364).

Писатель наблюдает процесс обогащения кулака, торговца. Он показывает, как кулаки скупают помещичьи земли и делаются хозяевами в деревне.

Кулак-кабатчик распоряжается крестьянской общиной, спаивает и развращает всю деревню, разоряет крестьян («Хорошее житье»); ростовщик-целовальник — главное лицо в деревне: «... вся Ямовка запуталась в долгах у Федора Петровича, как муха в сетях паука, так что стоило только целовальнику появиться на дворе должника, чтобы обратать любую скотину» («Федор Петрович»; II, 67). Целовальник в селе «считается выше всякого помещика. Мужики без его совета ничего не предпринимают..., а между тем он их всех до нитки обобрал: скупил хлеб, скотину, лес, луга...» («Книжный магазин»; IV, 335).

В рассказе «Федор Петрович» содержится знаменательный эпизод. Помещики-либералы собрались на банкет. «Предлагаю тост за освобождение крестьян из крепостной зависимости! Да здравствует свобода, озарившая радостью не только чертоги вельмож, но и бедную хижину земледельца!» — восклицает либеральный помещик (II, 91). «В то время, когда в доме Захара Ильича провозглашались тосты..., два закадычных друга: яблоновский приказчик и целовальник» осматривают помещичий лес, собираясь его купить по дешевке (II, 91). «Друзья поехали межкой в гору, и вскоре пред ними выглянул густой ямовский лес. Сидевший на дубу против заходившего солнца ворон поднялся вверх и закричал, как бы предвещая что-то недоброе» (II, 93).

Вместе с тем Н. Успенский не преуменьшал значения помещиков как господствующего в стране класса. Он показывал, что помещики усваивают капиталистические способы эксплуатации крестьянства, перенимают приемы буржуазных дельцов. Крупные землевладельцы заправляют делами целых губерний не хуже, чем при крепостном праве, и прилагают усилия к тому, чтобы по возможности дольше сохранить пережитки крепостнических отношений в деревне (см., например, цикл Н. Успенского «Старое по старому»).

Острый наблюдатель действительности, страстно ненавидевший ее темные стороны, Н. Успенский упорно и непреклонно боролся со всякого рода иллюзиями, со всякого рода попытками замазать противоречия, реально существующие в обществе. Он критически относился к правительственным реформам и едко высмеивал либеральных апологетов этих реформ. Целый ряд рассказов Н. Успенского посвящен разоблачению реформ, показу того, в каком положении оказалось крестьянство после реформы. В рассказах «Федор Петрович», «Старое по старому», «Егорка пастух» и др. писатель показывает, что новые установления и законы проведены в интересах господствующих классов, в первую голову — помещиков и буржуазии.

Помещиков, и либеральных и консервативных, Н. Успенский постоянно изображает как сознательных и последовательных врагов крестьянства, материально заинтересованных в закабалении народа (см., например, «Старое по старому», «Федор Петрович» и другие рассказы).

Н. Успенский показывает, что возникшие после реформы учреждения — земство и суд — служат орудием угнетения и подавления крестьян. Деятельность мировых посредников метко охарактеризована в рассказе «Федор Петрович». Помещики устраивают для них обеды со спичами; они понимают, что мировые посредники «верный оплот, охраняющий законами... выгоды» дворянства (II, 90).

Характер диалога в рассказах Н.В.Успенского «Работница» и «Сельская аптека». Функции диалога в произведениях писателя.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1001; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!