Интерпретация произведения или его фрагмента.

Возможные темы сочинений: Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений? Спор поколений — вечный или временный? Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде? Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей? Какое влияние старшие могут оказать на своих детей? В чем заключается конфликт между поколениями? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Как изменился конфликт отцов и детей со временем? Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Почему конфликт отцов и детей вечен? Что такое преемственность поколений? Почему отцы всегда поучают детей? Почему разные поколения не понимают друг друга? Почему нужно уважать старших? К чему ведет конфликт отцов и детей? Как помирить отцов и детей? Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"? Смысл названия романа "Отцы и дети" Дети и детство в русской литературе Современные проблемы детей Любовь и дети Роль семьи в жизни человека «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский). «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон). Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский). «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан). «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин). «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий). «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан). КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ Вступление и заключение  Вступление -Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос темы сочинения, этого будет достаточно. -Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированны темой. -Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. -Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать  Заключение В заключении можно: - подвести итог всего рассуждения - использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения - дать краткий и точный ответ на вопрос темы. Объем заключения: не более 15% от всего сочинения. !!! Важно 1) Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения.  2) Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок. План итогового сочинения.  1. Вступление 2. Тезис  3. Связка 4. Аргумент №1  5. Микровывод 6. Связка 7. Аргумент №2 8. Микровывод  9. Заключение Вступление. Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.) Тезис. Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения. - Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.  - Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. - Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить. Связка. Теперь подробнее о связке.  Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении. Микровывод. После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону. Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации. Из каких частей может состоять этот анализ: Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении, как убедительно доказать тезис? 1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.  2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.»  -Тезис: музыка - это вид искусства, понятный всем). 3) Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям. 4) Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.  Виды аргументов 1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований) -Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения. (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы); -Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и другие важные смысловые детали;  -Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения. 2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ. - нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках); План анализа литературного героя здесь. 3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)  - важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении); 4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; -пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы); Типичные ошибки при написании итогового сочинения, как их избежать? От каких недочетов следует избавиться. (по рекомендациям экспертов ФИПИ) 1) Отсутствие связок между содержательными частями сочинения:вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. 2) Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.  3) Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения. 4) Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью. 5) Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения. 6) Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будете доказывать. 7) Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть пр 8) Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис. 9) Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.  10) Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев. 11) Неумение оперировать абстрактными понятиями. 12) Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом. Рассуждения к вступлению и вопросы по теме. Вступление Ключевые слова: Природа... Война... Дружба... и т.д. Общие рассуждения по теме 1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей. 2. Каждый из нас сталкивался с ... 3. С давних времен человек размышлял о ... 4. Как часто мы слышим о ... 5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. 6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ... 7. Приём «Цитата». «...,» - писал известный ... . В этих словах звучит .... Действительно, ... 8. Приём «Ключевое слово», а) Определить тему текста, б) Выделить ключевое понятие, в) Раскрыть смысл этого понятия. 9. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером. Вопросы по теме 1. Что же самое главное ...? 2. Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? 3. Невольно задаешься вопросом: зачем....? 4. Почему же нужно ...? 5. Как мы должны относиться к ...? 6. Задумаемся:должны ли мы...7

Назад

Примеры вступления.

1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О ... размышляет в своей статье ... .

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что ... . Другие подчёркивают ... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье...

4. «...»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ....

5. Люди часто размышляют о том, что .... (О том, что ..., люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что .... Кто-то....

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с .... (Риторические вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья ... .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают ... (Определить проблему в виде вопроса).

9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье .... Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Назад

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Назад

Обращение к произведению.

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...

2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении... (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор, название).

7. Вспомним героя повести... (автор, название).

8. Обратимся к роману... (автор, название).

9. Лирический герой стихотворения ... (автор, название) тоже размышляет об этом.

Назад

Интерпретация произведения или его фрагмента.

1. Автор повествует о...

2. Автор описывает...

3. Автор подчеркивает...

4. Поэт показывает...

5. Писатель размышляет о...

6. Писатель обращает наше внимание на...

7. Он ставит нам в пример...

8. Он осуждает...

9. Он акцентирует внимание читателя на...

10. Он утверждает...

Назад

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что...

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

2. Невольно напрашивается вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... 5.

6. Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...

7. (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что ....

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что...

9. Итак, можно сделать вывод, что...

10. В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

 

Хотим предложить вам несколько клише для итогового сочинения:

 

Для вступления

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...

· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...

· Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …

· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

 

Для перехода к основной части

· В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

· Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

· Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

· Обратимся к произведениям художественной литературы

· За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

· Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

 

Для тезисов

· Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).

· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)

 

Для аргументов

 

Обращение к произведению

· Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

· Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

· Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).

· Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

· Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

· Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

· Вспомним героя повести… (автор, название).

· Обратимся к роману… (автор, название).

· Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

 

Интерпретация произведения или его фрагмента:

· Автор повествует о…

· Автор описывает…

· Поэт показывает…

· Писатель размышляет о…

· Писатель обращает наше внимание…

· Писатель заостряет наше внимание на …

· Он акцентирует внимание читателя на…

· Этот поступок героя говорит о ...

· Мы видим, что герой поступил так потому...

· Автор показывает, к каким последствиям привело...

· Этому герою/поступку автор противопоставляет...

· Писатель осуждает…

· Он ставит нам в пример…

· Автор подчеркивает…

· Автор утверждает…

 

Промежуточный вывод:

· Писатель считает, что…

· Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

· Мы можем прийти к выводу...

 

Для заключения

· Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

· Невольно напрашивается вывод…

· Таким образом, мы приходим к выводу: …

· Итак, можно сделать вывод, что…

· В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!

· Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

· В заключение хочется выразить надежду на то, что…

· Хочется верить, что…

· Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

· Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

· Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...

· Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…

· (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…

· К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…

Сочинение по направлению "Отцы и дети"

Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений. Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество, изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности: честь, совесть, долг.

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе, но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» - эти слова отца стали заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но остаться верным своему офицерскому слову.
На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным завету отца.

Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг друга.
А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к отцу.
Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов» происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным.

Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!