Read (элемент 1, элемент 2, ...);



readln (элемент 1, элемент 2, ...);

где элемент – это переменная.

 

 

Рисунок 2

 

Блок-схема алгоритма рещения задачи

 


Оператор присваивания – это основной оператор любого языка программирования. Он предназначен для замены текущего значения переменной новым значением.

 

Форма оператора присваивания имеет вид:

 

Переменная : = выражение;

 

При выполнении этого оператора значение выражения вычисляется и присваивается переменной.

 

Например,

а := b+c;

 

w := sin(sqr(t))/(s + ln(v)); s := „строка‟;

Имя переменной и результат выражения должны принадлежать к одному типу.

 

Для ввода данных используются операторы:

Read (элемент 1, элемент 2, ...);  

readln (элемент 1, элемент 2, ...);

где элемент – это переменная.

При выполнении оператора read (элемент1, элемент2, ...) происходят следующие действия: программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны данные и нажата клавиша Enter. После нажатия клавиши Enter, введенные значения присваиваются переменным, имена которых указаны в операторе read. Числовые значения должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами.

 

Оператор readln (элемент 1, элемент 2, ...) осуществляет ввод данных, а затем обеспечивает переход к началу новой строки.

 

Для вывода данных используются операторы:

Write (элемент 1, элемент 2, ...);

writeln (элемент 1, элемент 2, ...);

 

где элемент – это переменная или строка символов, заключенная в апострофы.

 

Например, оператор

write („ Значение В= „, В);

 

выводит на экран дисплея текст Значение В=

а затем числовое значение переменной В.

 

Для вывода целых и действительных чисел можно указывать форматы в операторе WRITE. Формат указывается через двоеточие после переменной. Для действительных чисел формат состоит из двух величин. Первая величина указывает на общее количество позиций для вывода числового значения переменной: знак числа, количество цифр в целой части, точку и количество цифр в дробной части, второе – количество позиций для вывода дробной части. Например, оператор WRITE (Y:5:2) осуществит вывод значения Y на экран и при этом для отображения значения Y будет отведено пять позиций, из них две – на дробную часть.

 

Для вывода целых чисел количество позиций для дробной части не указывается. Например, если необходимо вывести значение целого

числа N=125, то оператор вывода будет иметь вид: WRITE ('N=', N:3), т.е. для вывода числового значения N отведено 3 позиции.

Допускается использование оператора вывода writeln (элемент1, элемент2 ...), который сначала выводит значения переменных, а затем осуществляет переход на новую строку.

Оператор writeln обеспечивает пропуск одной строки и переход к началу новой строки.

 

Последовательность работы

1. Составляем программу на языке Паскаль рассматриваемого выше примера

 

Program rabota;

Var a,b,c,p,t,ha,hb,hc:real;

Begin

Writeln(„vvod а,b,c‟);

Readln(a,b,c);

p:=(a+b+c)/2;

 t:=2*sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

ha:=t/a;

b:=t/b;

hc:=t/c;

writeln („ha=‟,ha:6:2,‟ hb=‟,hb:6:2, „ hc=‟, hc:6:2); end.

 

2. Входим в среду PascalABC.NET, используя иконку на рабочем столе компьютера.

3.В верхнем окне браузера набирается текст программы на языке Паскаль:

 

4. Необходимо сохранить текст программы, для этого воспользуемся иконкой .

5.Нажимаем, окно соранить как. Сохраняем под именем Lab_1 в папке PascalABC.NET на диске С:, предварительно создав свою папку.

6. Воспользовавшись иконкой , выполняем программу. Вводим исходные данные в нижней строке «Ввод данных» через клавиатуру значения длин сторон треугольника: a, b, c. Для ввода этих значений используется в программе оператор Readln.

 

Вычисленные значения высот ha, hb, hc выводятся с соответствующими именами переменных. Когда выводятся элементы списка вывода, пробелы между ними не устанавливаются автоматически, поэтому необходимо непосредственно их указать в списке вывода. Для улучшения внешнего вида данных, которые выводятся на экран дисплея, используется форматированный вывод.

Задание

1.  Изучить лекционный материал и методические рекомендации для выполнения задания.

2.  Разработать алгоритм для расчета заданной функции по вариантам (см. табл.1) при допустимых значениях переменных.

3.  Составить программу на алгоритмическом языке Pascal.

4.  Выполнить отладку и тестирование программы на компьютере.

5.  Подготовить отчет о выполнении задания.

6.  Подготовить ответы на контрольные вопросы.

 

 

Таблица 1

Индивидуальные задания

Вари-ант          Функция Вариант              Функция
1  F= 15 F=xtg(y
 2  F=sin -ln(xy) 16 F=
3  F= 17 F=A
4  F=ln 18 F=4
5  F=lg 19 F=
6  F= 20 F=
7  F= 21 F=tg(Ax+By)
8  F=1-(1+2 22 F=Ae
9  F=xtg 23 F=Ax sin(
10  F= 24 F=
11  F= 25 F=3A
12  F= 26 F=
13  F= 27 F=ln
14  F=sin 28 F=tg

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое алгоритм?

2. Какими свойствами обладает алгоритм?

3. Какие способы используются для описания алгоритма?

4. Какие геометрические фигуры могут входить в блок-схему линейного алгоритма?

5. Каковы типовые структуры алгоритма?

6. Какова структура программы?

7. Как обозначается оператор присваивания?

8.  Какой оператор позволяет осуществить ввод значения переменной во время выполнении программы?

9.  Какой оператор позволяет вывести на экран текстовое сообщение?

10.  Каким образом каждый оператор в программе отделяется друг от друга?


 

 

Лабораторная работа 2


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!