Типологические черты древневосточной деспотии



Перечень вопросов, выносимых на экзамен по дисциплине «ИГПЗС»

1. Предмет, периодизация и методология ИГПЗС

Предметом является изучение возникновения, становления и развития государственных и правовых образований тех стран, кот-е оказ.наибольш.влияние на развмтие культуры человеч-ва.

Периодизация курса совпадает с периодизацией всей истории, кроме первобытной. Выделяют 4 этапа: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее – 20-21вв.

Методология - совокупность методов и приемов науч.деятельности, применяемой для получения знаний о закономерностях развития и функционирования исторических явлений. Дедукция - движение от общего к частному (исп.приемы анализа). Индукция - движ-е от частного к общему. Методы: а) историч-кий метод – всякое социальное бытие исторично, оно всегда находится в становлении, в процессе постоянных перемен; сравнительный (хронологически параллельный), совпадающий и не совпадающ. (экстропогация); б) синхрологический – устанавливает взаимосвязь между явлениями и процессами протекающими в 1о и то же время в разных местах 1о гос- ва или в нескольких гос – вах.; в) логический – определение и раскрытие роли каждого элемента, в составе целого, он позволяет установить то, что скрыто за внешней формой. В отличии от историч., этот метод требует не столько наблюдения, сколько анализа., ретраоспективный. Гос-но-политич-кая организ-я общ-ва на определенном пространстве, обладающая органами власти и суверенитетом. Право – система общеобяз-х норм правил поведения, установл-х законом, формально-определен-х и обеспеченных в своем исполнении принуд.силой гос-ва.

Победа союзных держав и безоговорочная капитуляция Японии в 1945 г., Конституция Японии 1947 г.

https://polkrf.ru/news/1974/kapitulyatsiya_yaponii_kak_zavershayutsya_voynyi

Конституция Японии 1947г.

Подготовка и принятие конституции. Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при учас­тии группы советников в 1946 г., вскоре после поражения Японии во второй мировой войне. Он сохранил многие положения первой, консер­вативной конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в парламент, н,о вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-по­бедительницами. В результате проект был фактически отозван и по на­стояниям Дальневосточной комиссии правительство представило в пар­ламент новый текст, разработанный, по существу, в штабе американских оккупационных войск. При подготовке второго проекта были использова­ны некоторые принципы англосаксонского права, новые моменты разви­тия конституционного права в мире (например, положения о социально-экономических правах граждан), а также частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на базе Веймарской консти­туции Германии 1919г.

Второй проект, преодолев сопротивление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и, получив одобрение Дальневос­точной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.

^ Основные положения конституции. Конституция Японии — не­большая по объему: она состоит из 103 кратких статей. В отличие от конституции 1889 г. она провозглашает принцип народного суверените­та. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом про­возглашен парламент. В конституции говорится о некоторых общих цен­ностях человечества, о необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том, что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и игнорировать интересы других.

При создании конституции Японии был учтен печальный опыт воен­ного разгрома страны, осуществленного с применением Соединенными Штатами ядерного оружия: конституция содержит принципиальные антивоенные положения. В ней говорится, что японский народ преис­полнен решимости не допустить ужасов новой войны в результате дейст­вий правительств. В конституции есть специальная глава «Отказ от войны», содержащая одну статью (ст. 9), которую неоднократно, но без­успешно пытались ревизовать японские реакционные круги. Она уста­навливает, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров. С этой целью, гласит конституция, никогда не будут создаваться сухопут­ные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии имеется Корпус обороны — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1 % госу­дарственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц.

Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобо­да слова,' объединения и др.) конституция закрепляет некоторые соци­ально-экономические права (на труд, образование и др.).

Конституция устанавливает систему органов государства и их отно­шения, характерные для конституционной монархии. По форме терри­ториально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территори­альных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократическийгосударственный режим.

^ Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вто­рично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшим­ся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.

^ Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административ­ного акта) в Японии, как и в США, принимает Верховный суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск онеконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд в Японии консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконститу­ционным признано лишь одно положение закона.

Типологические черты древневосточной деспотии

Деспотия - это специфическая форма государства, когда вся власть принадлежит исключительно монарху. Такая власть не регулируется законом, монархия, как правило, наследственная, и властитель правит, опираясь на военно-административный аппарат.

Концепция восточной деспотии идет еще от Геродота - отца истории. Он описывал ситуацию, когда правители не просто закрывали храмы, большие и малые, но и заставляли народ возводить себе огромные, величественные усыпальницы и гробницы.

Понятие древневосточной деспотии имело определенные черты. Так, главой государства, вершителем суда и олицетворением всеобщего закона был деспот-правитель. Ему поклонялись, его обожествляли, его ненавидели и боялись. Форма правления была, естественно, монархической, и власть передавалась по наследству. Но деспот не мог править без опоры на мощный разветвленный административный аппарат. Он был необходим для того, чтобы эффективно управлять разношерстным обществом, в котором уже сформировались различные прослойки, не говоря уже об оформившемся имущественном неравенстве. К тому же уже в древности общество Востока оформилось и приобрело те черты, которые прослеживаются даже сегодня. Например, оно было дифференцировано, и каждый социальный слой не просто имел свое место в иерархии, но и отличался своей организацией, правами и обязанностями. Именно на таком фундаменте могли оформиться и зацвести буйным цветом зачатки деспотии Древнего Востока.

Особенности деспотии. Во-первых, это религиозное содержание власти правителя-деспота. Монарха при деспотизме считают ожившим богом, его инкарнацией. Соответственно, власть его дана не кем иным, как самим Всевышним, и была абсолютна. Монарх считался единственным судьей, мерилом законности любого поступка. Об этом говорило все: от отношения к монарху до его титула. Подобная постановка проблемы власти должна была объединять общество. И она объединяла. Ведь если власть дана монарху свыше, если она дана ему от Бога, то противоречить правителю просто бесполезно. Это глупо, так как божественная власть по определению мудрая и направлена на благо народа. Поэтому власть деспота и держалась, народ попросту боялся пойти против своего властителя. Тем более что он считался не кем иным, как верховным жрецом или главой всей жреческой иерархии. Рассмотрим другие характерные черты деспотии.

Обязанности деспота. Он имел полное право проводить все религиозные церемонии, связанные с рождением и циклом плодородия. В некоторых случаях правитель мог даже отменить почитание старых богов и учредить полностью новый культ (как и произошло в Египте). Но то, чего ни в коем случае не должен был делать правящий монарх - это принимать участие в ритуалах, связанных со смертью. Отчасти это было вызвано тем, что божественная власть могла нести только добро, только побеждать, но не сеять смерть и горе. К тому же иногда властители вводили свой собственный культ. Это создавало впечатление неприкосновенности, священности тела правителя. Следовательно, покушение могло быть приравнено к святотатству, выступлению против бога (или богов) и каралось самым суровым образом. Например, незадачливого убийцу могли казнить, изгнать и тому подобное. Но не все было так гладко.

Власть деспота не заключала в себе судебных прав. Он по умолчанию был вершителем правосудия. Он мог помиловать преступника или наказать его по своему усмотрению. Иногда появлялась своеобразная царская юстиция, например, представителем такого суда был Соломон. Таким образом, деспотия - это часто не то, что подразумевают под этим словом люди.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1073; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!