Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П.Чехов). (По роману И.А.Гончарова «Обломов»).



Темы и примерные планы сочинений по роману И.А.Гончарова «Обломов» (1859г.)

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (традиционный формат).

В тетради для сочинений по литературе (18 страниц) оформляете первые строчки так:

Двадцать второе ноября.

Сочинение.

Переписываете тему сочинения без кавычек.

 

Вам, лицеисты, важно выстроить логически выстроенное, композиционно завершённое сочинение, в котором каждая часть будет последовательно раскрывать тему. Обязательно демонстрировать знание текста (пересказ, цитирование, упоминание о сюжетных линиях, эпизодах, деталях) и умение его анализировать, (комментировать, выявлять особенности характеров героев, констатировать черты сходства и отличия героев, делать выводы-умозаключения о прочитанном), способность связывать все высказывания с темой сочинения с помощью выводов в завершении каждого вашего аргумента. Желательно при раскрытии темы использовать литературоведческие термины: роман, сюжет, композиция, идея, тема, проблематика, мотив, речевая характеристика, портрет, психологизм, «вечные образы», подтекст, «типический герой» др.

Тема сочинения – то, что дано для доказательства.

I .Вступление к сочинениютезис,  то, что требуется доказать (анализ формулировки темы, выдвижение тезиса, который будет доказан).

II .Основная часть сочиненияаргументы (доказательства): суждения, подтверждение тезиса примерами из текста. Каждый абзац состоит из утверждения, его аргументации (с цитатой, ссылкой на текст романа) и вывода, связанного с темой сочинения, вступлением.

III .Заключительная часть– итоговый вывод из написанного.

Композиция сочинения может быть кольцевой: вступление и заключение перекликаются. Во вступлении обозначена главная мысль, а в заключении она развёрнута подробно.

Объем сочинения – с ориентацией на выпускное сочинение – 350 слов.

Каковы причины и следствия обломовщины (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)?

I. Исторические предпосылки возникновения романа И.А.Гончарова «Обломов».

II. Причины и следствия обломовщины. Высказывания подтверждаются цитатами, ссылками на текст.

1) Причины: детство в Обломовке (Iч., 9гл.); нежелание и невозможность деятельности в обществе – культурный смысл бездействия Обломова (Iч., 2-4 гл.). Какие черты характера героя сформировала неспешная жизнь Обломовки?

2) Следствия: внешность героя, дома на Гороховой, Выборгской стороне (детали интерьера), отношение к управлениям делами в поместье, к деньгам (герой – жертва мошенников Тарантьева и Пшеницына), к дружбе (образ Андрея Ивановича Штольца), любовь в жизни героя (образы Ольги Ильинской, Агафьи Матвеевны Пшеницыной; возвращение у «утраченному раю» Обломовки).

III. Положительные (доброта, чистота) и отрицательные (лень, пассивность) особенности образа Обломова. Критика об образе Ильи Ильича (А.В.Дружинин, Н.А.Добролюбов). Актуален ли роман в XXI столетии?

Сравнительная характеристика образов Манилова и Обломова (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Раскрытие образов героев через их сопоставление (установление черт сходства и различия), желательно показать роль литературных героев в развитии сюжета, раскрытии проблематики произведения.

I. Особенности художественных задач Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова. Какие идеи писатели решали, создавая образы Манилова и Обломова?

II. Сравнительная характеристика образов Манилова и Обломова (высказывания подтверждаются цитатами, ссылками на текст): социальное положение героев (помещики); «говорящие» фамилия Манилова, имя Ильи Ильича; портреты героев; обстановка (интерьер, художественные детали), в которой они живут; особенности поведения, мышления (склонность к мечтам), через которые проявляются характеры героев; жизненные интересы; отношения героев с другими персонажами (женскими образами, детьми); другое.

III. Итог сравнительной характеристики героев. Чем образы литературы XIX столетия интересны читателю XXI века?

Сравнительная характеристика образов Татьяны Лариной и Ольги Ильинской (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Раскрытие образов героев через их сопоставление (установление черт сходства и различия), желательно показать роль литературных героев в развитии сюжета, раскрытии проблематики произведения.

I. Женские образы в русской литературе XIX столетия: каковы типичные черты героинь?

II. Сравнительная характеристика образов Татьяны Лариной и Ольги Ильинской (высказывания подтверждаются цитатами, ссылками на текст): социальный статус героинь; особенности их жизни в семье, условия формирования (становление образа Татьяны «преданьями простонародной старины», сдержанные отношения Ольги с тётушкой, дружба со Штольцем); особенности поведения, мышления, которые проявляют черты героев; любовь в жизни героинь – зарождение чувства, отношение к избранникам; роль писем в раскрытии образов; замужество;  другое.

IV. Вывод: роль образов Татьяны Лариной, Ольги Ильинской в раскрытии идей романов (в раскрытии образов «лишних людей»). Актуальны ли ценности, воплощённые женскими образами русской литературы XIX столетия?

Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П.Чехов). (По роману И.А.Гончарова «Обломов»).

I. Пророки и пророчества в мировой культуре.

II. Что яснее, «чем обычные люди», увидел И.А.Гончаров в романе «Обломов»? Высказывания подтверждаются цитатами, ссылками на текст. Что хотел разгадать в своей эпохе И.А.Гончаров (романы – отклик на ход времени, особенности отклика на предреформенную эпоху России XIX столетия в романе «Обломов»)? Формирование личностей героев, их жизнь в обществе, любовь в жизни персонажей (психологизм в раскрытии образов героев) – см. предыдущие темы, обобщите их.

III. Какие пророчества И.А.Гончарова писателей сбываются? Какие вопросы художники видят остро, ясно?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!