Тема: Немецкая классическая философия как особенный этап развития новоевропейской философии



ЦЕЛЬ:

- создать учебную ситуацию и развивающую учебную среду для углубления, систематизации, обобщения знаний студентов об основных этапах развития немецкой классической философии, знаний об основных достижениях философской мысли указанной эпохи для развития умений давать характеристику философским учениям немецкой классической философии, критически оценивать духовные и религиозные достижения немецкой классической философии, пользоваться научной терминологией;

- аргументировано отстаивать свои взгляды, толерантно относясь к противоположным мнениям;

- попытаться на основе ведущих идей немецкой классической философии создать программу собственного духовного совершенствования;

- применять полученные знания при решении профессиональных задач и в личной жизни.

ПЛАН

1. И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Основные идеи философской системы И.Канта.

2. Философия Г.Гегеля как высшее достижение немецкой классической философии.

3. Л.Фейербах и антропологический принцип его философии.

Ключевые понятия: «докритический» период, «критический» период, материализм, объективный идеализм, диалектика, антропология.

 

    Родоначальник классической немецкой философии И. Кант находился под непосредственным влиянием философии Просвещения, особенно в ранний, «докритический» период своей деятельности. Кант вслед за просветителями высоко оценивал роль науки и силу разума, что во многом определило направленность его философских взглядов. Философия, согласно его учению, призвана определить высшие цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда и его трактовка высшего морального закона (категорического императива) как требования видеть в человеке не средство, а самоцель. На семинаре следует обратить особое внимание на уяснение того, каким, по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?». Несомненный интерес в связи с этим представляет решение им проблем нравственной свободы человека, активности сознания в художественном творчестве, субъекта познания теоретического и практического разума.

    Таким образом, важнейшая сторона философии Канта, неразрывно связанная с проблемой человека, это – первое, систематизированное исследование диалектики процесса познания. В ходе семинарского занятия необходимо обратить внимание на кантовскую критику односторонности как рационализма, так и эмпиризма, на решение им вопроса о границах познания (учитывая как оценку этих взглядов основоположниками марксизма-ленинизма, так и современную их трактовку).

    Позитивное изложение учения Канта нужно дополнить и указанием на ограниченность и противоречивость его взглядов. При этом важно отметить его противопоставление «явления» и «вещи в себе», абстрактное понимание человека как субъекта познания, хотя и сопровождающееся утверждением его активной роли в этом процессе, ограничение знания для того, чтобы «очистить место вере», обособление и абсолютизацию нравственных поступков по отношению к научному познанию.

    Идея саморазвития приобрела наиболее систематизированную форму в классической немецкой философии у Гегеля. Его величайшая заслуга – разработка диалектического метода. Диалектика Гегеля – диалектика понятий, истолкованных идеалистически. Саморазвитие понятий – источник развития природы, общества и человеческого мышления. Причем диалектика природных и социальных процессов, по Гегелю, есть всего лишь «отчуждение» подлинной диалектики, присущей духовному первоначалу. Это было связано с объективно-идеалистическими принципами его философской системы. Гегель положи в основу всего сущего Абсолютную идею, мировой разум (обожествление безличное надчеловеческое сознание). Познать мир можно лишь посредством обобщения и философской интерпретации всего богатства человеческого знания, накопленного мировой историей. Поэтому высшей формой познания выступает рациональное познание на основе диалектической логики.

    В ходе семинарского занятия следует обратить особое внимание на гегелевскую характеристику основных законов диалектики и ее категорий, прежде всего таких, как «снятие», «отчуждение», «синтез противоречия». Их содержательный анализ необходим для уяснения сути внутренней противоречивости, ограниченности и непоследовательности философии Гегеля. Вместе с тем необходимо подчеркнуть и позитивную сторону его философии – диалектики как непосредственного теоретического источника философии марксизма.

    Фейербах уделял особое внимание критике идеализма, в особенности гегелевской философии, раскрывал связь идеализма с религией. По мнению Фейербаха, идеалистическая философия не в состоянии раскрыть действительную природу мира на основе знания, поскольку опирается на произвольные допущения и догмы. В идеализме Гегеля Фейербах усматривал отчужденный результат сущности сил человека. Соответственно, главную задачу своей философии он видел в преодолении отчуждения, выяснении его причин и сфер действия. Следует обратить особое внимание на смешение собственно философского, естественнонаучного и нравственно-психологического подходов в антропологическом материализме Фейербаха. Это имеет непосредственное значение для уяснения причин абстрактного, внеисторического и натуралистического понимания человека и общества в его философии и ее незавершенности как материалистической системы. На этой основе следует показать ограниченность гуманистической направленности философии Фейербаха, ее неспособность раскрыть сущность социальной действительности и утопичность фейербаховской «религии любви».

    В заключение рассмотрения третьего вопроса необходимо подчеркнуть непреходящее значение классической немецкой философии для формирования философских взглядов основоположников марксизма.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Что представляет собой кантовская «вещь в себе»?

2. Кто воспринял диалектику как «алгебру революции»?

3. Как Вы понимаете следующее высказывание К.Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове, надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений в 2-х частях / рук. авт. кол. Фролов И.Т. – М., 1989, ч.1

2. Горелов А.А. Основы философии. – М., 2010

3. Губин В.Д. Основы философии. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2007

4. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Кронус, 2011

5. История философии: учебник / Н. И. Горлач, Л. В. Губерский,

В. Г. Кремень и др. Под ред. Н. И. Горлача. - М .: Консум, 2002

6. История философии: учебник для высших учебных заведений /      Бычко А. К., Бычко И. В., Табачковский В. Г. - М .: Просвещение, 2001

7. История философии: учебник / Ярошовец В. И., Бычко И. В., Бугров В. А. и др.; под ред. В. И. Ярошовца. – М., 2002

8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: ист.-филос. очерки и портреты. – М.: Политиздат, 1991

9. Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие для высших учебных заведений – М., 1988

10. Философия: учеб.пособие / Л.В.Губерский, И.Ф. Надольный,

В.П. Андрущенко и др .; под ред. И.Ф. Надольного. - 7-е изд. - М .: Викар,     2008

11. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк/ под общ.ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990

12. Философия //Философский энциклопедический словарь. - М .: Абрис, 2000

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

1. http://filam.ru

2. http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html

3. http://www.alleng.ru/d/phil/phil050.htm

4. http://aphy.net/student-phylosophy

5. http://www.studfiles/ru/dir/cat10/subj171/file14520/view150133.html

6. http://www.philosoff.ry

7. http://www.bsu.by/Cache/pdf/232993.pdf


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!