Религиозная ситуация в Японии в ХХ веке.



Семинар 1.

Тема: Духовный мир китайцев.

ПЛАН

1. Религия. Понятие и термин.

2. Философско-религиозные системы Древнего Китая:

А) даосизм

Б) конфуцианство

В) легизм

Г) моизм

3. Религиозные воззрения китайцев.

А) Различные взгляды на древнекитайскую религию.

Б) Китайский пантеон. Верховный Властелин Шан-ди. Небесные и земные духи.

В) Культ предков.

Г) Жертвоприношения. Церемония земледелия

Д) Мир суеверий: духи и души умерших.

Постарайтесь составить самостоятельный план ответа. Именно с обсуждения и утверждения плана ответа начнётся семинарское занятие, поэтому необходимо подойти к этому действию ответственно и обстоятельно. При составлении плана лучше всего сконцентрироваться на максимальной детализации причин, последствий и значения исследуемого события или исторического феномена.

Источники

Баоцзюань о Пу-Мине. Перевод с китайского Э.С. Стуловой. М., 1996

Бяньвэнь о воздаянии за милости. Перевод с китайского Л.Н. Меньшикова. М., 1972

Бяньвэнь о воздаянии за милости. Перевод с китайского Л.Н. Меньшикова. М., 1984

Бяньвэнь по Лотосовой сутре. Перевод с китайского Л.Н. Меньшикова. М., 1972

Ван Янь-сю. Предания об услышанных мольбах (Гань Ин чжуань). А также: Лю И-цин. Подлинные события (Сюань янь цзи); Ван Янь. Вести из потустороннего мира (Мин сян цзи); Хоу Бо. Достопамятные происшествия (Цзин и цзи); Тан Линь. Загробное воздаяние (Мин бао цзи). Предисловие, перевод с китайского и примечания М.Е. Ермакова. СПб., 1998

Линь-цзи лу. Вступительная статья, перевод с китайского, комментарии и грамматический очерк И.С. Гуревич. СПб., 2001

Пятый чаньский патриарх Хун-жэнь. Трактат об основах совершенствования сознания (Сю синь яо лунь). Перевод, предисловия, комментарий Е.А. Торчинова. СПб., 1995

Религии Китая. Хрестоматия. Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001

Философия китайского буддизма. Перевод с китайского Е.А. Торчинова. СПб., 2001

Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань). Перевод с китайского, исследование, комментарий и указатели М.Е.Ермакова. М., 1991

Чаньские беседы великого учителя Син-юня. Перевод с китайского Е.А. Торчинова. СПб., 1998

Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги. Перевод с китайского, исследование и примечания Л.К.Павловской. М., 1987

Литература:

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989

Алексеев В,М. Из области китайского храмового синкретизма // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927. С. 283-296.

Алимов И.А. Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. М.: Муравей, 1988. 288 с.

Антология даосской философии/ Сост.В.В. Малявин, Б.В. Виногродский.- М: Т-во "Клышников-Комаров и К.",1994.-446 с.

Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая/ Вступ. cт., пер. и коммент. Л.Д. Позднеевой.- М: Наука, 1967.-404 с.

Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы/ Пер. с древнекит., сост., ст. И. С. Лисевича.- М.: Наука: АО Астра семь,1994.-415 с.

Банзаров Д. Черная вера. Название и происхождение «черной веры». Небесные тела воздушные явления. Земля. Огонь. Тэнгри или второстепенные боги. Онготы. Шаманы. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. С. 413–432.

Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев/ Сост. К. М.Тертицкий.-М.:Муравей-Гайд,1999. 303 с.

Бежин Л.Е. "Под знаком ветра и потока" : Образ жизни художника в Китае в III-VI вв.- М:Наука,1982.-221 с.

Березкина Э.И. Математика древнего Китая.-М.:Наука,1980.-311 с.

Бичурин И. О шаманстве. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 100–106.

Бичурин И. Описание религий ученых // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. С. 278–304.

Бубенцов Е. В. Духовный мир и традиции китайского крестьянства/ РАН. Ин-т Дальнего Востока. Информ. бюлл.-М.,1998.-№7.-101 с.

Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992. Вып. 2.СПб., 1993.

Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987

Бурмистров Т. Записки из Поднебесной: (Путевые заметки)- CПб: НИИХ СПБГУ,1999.-119 с.

Васильев В. Тибетский мистицизм. // Цивилизации. Все о Тибете. М., 2002. С. 330–359

Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации.- М.: Восточная литература,1998.-319 с.

Васильев Л. С. Древний Китай.- М: Восточная литература.-Т.1.-1995.-377 с.; Т.2.-2000.-623 с.

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае.- М:Наука,1970.-484 с.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства: (Формирование основ социальной структуры и политической администрации).- М.:Наука,1983.-326 с.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). - М.:Наука,1989.-307 с.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989.

Верченко А.Л. Китайские народные праздники. – М.: Леном, 2002. - 96 с.

Волшебная флейта: Сказки и легенды народов Китая/ Сост., вступ. ст.и прим. В.В. Евсюкова.- Новосибирск: Кн. изд-во,1989.-235 с.

Всадник на зеленом коне: Китайские сказки, легенды, басни.- Новосибирск: Кн. Изд-во,1957.-212 с.

Гань Бао.Записки о поисках духов: (Соу шэнь цзи)/ Предисл., пер. с древнекит., примеч. и словарь-указ. Л. Н. Меньшикова.- СПб: Петербургское востоковедение,1994.-571 с.

Глаза дракона: Легенды и сказки народов Китая/ Пер с кит. Лин Лин и П.Устина.-М.,1959.-428 с.

Голыгина К.И. "Великий передел": Китайская модель мира в литературе и культуре ( I-XIII вв.).-М: Восточная литература,1995.-360 с.

Голыгина К.И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М.: Вост. л-ра, 1995. 364 с.

Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992. 424 с.

Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 2005. Древние цивилизации. - М., 1989.

Грубе В. Народная религия. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 107–120.

Грубе В. Религиозные воззрения китайцев. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 77–100.

Дао и даосизм в Китае / Под ред. Л.С. Васильева, Е.Б. Поршневой. М.: Наука, 1982.287с.

Дао: Гармония мира.- М:ЭКСМО-Пресс; Харьков:Фолио,1999.-860 с.

Даосские притчи. – М.: Международная книга,1992.-66 с.

Де Гроот Я.М. Демонология Древнего Китая / Пер. с англ. Р.В. Котенко- СПб. 2000.

Дорофеева В.В. "Ши Цзин" как исторический источник для реконструкции пространственных представлений в Древнем Китае. А.Д.-М.,1992.-28 с.

Древнее зеркало: Китайские мифы и сказки.- М.:Конкорд и др.,1993.-252 с.

Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин-шун. М: Принт, 1994. 748 с.

Древнекитайская философия: Эпоха Хань/ Сост. Ян Хиншун; вступ. ст. В.Г. Бурова.-М.:Наука,1990.-522 с.

Древнекитайская философия:В 2 тт./Сост.Ян Хиншун.- М: МП "Принт",1994.-Т.1-361 с.;Т.2-384 с.

Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

Древняя и современная культура Китая.- М.: Прогресс,1984.-184 с.

Дубровская О.Н. Древние Религии Мира.-М.:2003.-448 с.

Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2.

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма - Индия и Китай/Пер. с англ. А.И. Бреславец.-СПб:ОРИС,1994.-336 с.

Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. М., 2003

Евсюков В.В. Мифология китайского неолита: По материалам росписей на керамике культуры яншао.- Новосибирск: Наука,1988.-128 с.

Ермаков М.Е. Введение в традиционную культуру Китая. Учения, религия, культы // Срединное государство. М., 1998. С. 125–279.

Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994

Зинин с.В. Протест и пророчество в традиционном Китае: Жанр яо с древности до XVI в.-М.:ИВ,1997.-227 с.

Из истории китайской философии: Становление и основные направления: (Даосизм, буддизм, неоконфуцианство): Сб. ст.- М.:ИФ АН,1978.-112 с.

Из истории традиционной китайской идеологии.-М.:Наука,1984.-296 с.

Из науки и техники Китая.-М.: Изд-во АН СССР,1955.

История и культура Китая. - М., 1974.

История китайской философии / Пер. с кит. Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.

История Китая. Под. ред. Меликсетова А.В. М., 1997.

Карпушина С. В., Карпушин В. История мировой культуры. - М., 1998.

Кеоун Дамьен, Буддизм /Пер. с английского. Н. Л.Некрасова.-2001.-176 с.

Китай. Знакомство с древней культурой. - М., 2004.

Китайская геомантия / Сост., пер., вст. ст., примеч. М.Е. Ермакова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. 272 с.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Книга Мудрых Радостей / Сост. В.В. Малявин. – М.: Наталис, 1997.

Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. – М.: Наталис, 1997.

Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 2003.

Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. - СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1994.

Лао цзы. Обрести себя с Дао. - М.: Республика, 1999.

Литература древнего Востока. Тексты. М., 1984

Литература и культура Китая. М., 1972.

Лукьянов А.Е. Истоки Дао. М.: ИНСАН; РМФК, 1992. 160 с.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия.-1994.-159с

Макгован Д. Фэн-Шуй. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. С. 540–545.

Малявин В. Конфуций. - М.: Молодая гвардия, 1992.

Малявин В.В. К вопросу о происхождении китайских богов богатства // ПДВ. 1993. № 2. С. 142-157.

Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 288 с.

Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. – М.: Наталис, 1997.

Малявин В.В. Синкретические религии в Китае в XX в.: традиционное и посттрадиционное // Религии мира: история и современность. 1987. М., 1989. С. 107-120.

Массон В.Н. Первые цивилизации. Л., 1989.

Мистерия Дао. Мир Дао дэ цзина / Сост., пер., иссл. и примеч. А.А. Маслова. М.: Сфера, 1996. 512 с.

Мифы Древнего мира (Мифы, легенды, сказания). - СПб, 1995.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1991

Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. СПб.: Петербург — XXI век: ТОО «Лань», 1994. 416 с.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. — М., 1994.

От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.: Вост. л-ра, 1998. 422 с.

Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. / Перевод, исследование и комментарий д.и.н., проф. А.А.Маслова. -- М. Изд Духовной Литературы, "Сфера", 2000.

Поликарпов В.С. История религий. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

Померанц Г. Парадоксы Дзэн. – в журнале «Наука и религия», № ? , 1989 (?). (ксерокопия).

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. 264 с.

Религии Китая. Хрестоматия. Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001

Сидихменов В.Я. Вера в духов. Культ предков. // Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2000.

Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука, 1984. С. 230-270.

Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. - М.: ИД "Муравей", 1999.

Токарев С. А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

Торчинов Е.А. Даосизм // ПДВ. 1993. № 2. С. 132-136.

Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.

Торчинов Е.А. Понятие «бессмертный» в даосской традиции // ПДВ. 1993. №5. С. 160-170.

Торчинов Е.А. Проблемы происхождения даосизма и периодизации его истории // НАА. 1985. №3. С. 153-159.

Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма: учение о бессмертии и путях его обретения // Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). СПб., 1994. С. 7-53.

Филонов С.В. О концепции даосского канона // Образование, язык, культура на рубеже XX- XXI вв. Ч. II. Уфа, 1998. С. 145-146.

Философия китайского буддизма. Перевод с китайского Е.А. Торчинова. СПб., 2001

Фишер Р. Искусство буддизма. М., 2001

Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1990

Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань). Перевод с китайского, исследование, комментарий и указатели М.Е.Ермакова. М., 1991

Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с

Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) / Пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. 346 с.

Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. – М.: Мысль, 1995.

Шкуркин П.В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба сянь // Вестник Азии. 1925. №53. С. 121-125.

Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. Справочник. М. Наука, 1980. 244 с.

Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. М., 1988

Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998.

Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995

Янгутов Л.Е. Философия буддизма Хуаянь. М., 1981

 

Семинар 2.

Тема: Литература имперского Китая.

ПЛАН

1. Классическая литература.

А) Даосская литература. Век реставрации при династии Хань // «Исторические записки».

Б) Возрождение лирики и переходное время. Рассвет лирики при династии Тан.

В) Поэтическое творчество. Ведущиежанровые разновидности китайской поэзии и основы китайского стиха. Ведущие тематические направления и группы китайской поэзии.

Г) Неоконфуцианство и застой в духовной культуре.

2. Жанры и формы художественной прозы.

А) Драматическая и повествовательная литература.

Б) Китайская проза «малых» и «средних» форм.

В) Китайский роман.

Постарайтесь составить самостоятельный план ответа. Именно с обсуждения и утверждения плана ответа начнётся семинарское занятие, поэтому необходимо подойти к этому действию ответственно и обстоятельно. При составлении плана лучше всего сконцентрироваться на максимальной детализации причин, последствий и значения исследуемого события или исторического феномена.

Литература

Грубе В. Китайский язык и письмо. // Цивилизации. Все о Китае. М., 2001. С. 11–22.

Вильямс К. Письменность. // Цивилизации. Все о Китае. М., 2001. С. 22–29.

Грубе В. Классическая литература. Даосская литература. Век реставрации при династии Хань (206 г. до Р.Х.–220 г Р.Х.). Возрождение лирики и переходное время. Расцвет лирики при династии Тан. Неоконфуцианство и застой в духовной жизни. Драматическая и повествовательная литература. // Цивилизации. Все о Китае. М., 2001. – С. 29-68.

Царева Г.И. «Символизм тибетской книги мертвых». // Цивилизации. Все о Китае. М., 2002.

Малявин В.В. Символизм бодрствующего сердца. Новые переводы. М., 2002. С. 4–24.

Ермаков Е. Традиции в пять тысяч лет // Срединное государство. М.,1998. С. 5–28.

Хэрли Г. Крил. Источники: «И цзин», «Книга Перемен»; Становление «Шу цзин», «Книга документов»; «Ши цзин», «Книга песен». // Становление государственной власти в Китае. Спб., 2001. С. 311–338.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1960

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Введение в традиционную культуру Китая // Срединное государство. М., 1998

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999. С. 325–347.

Кюнер Н. Письменность и литература (Тибета). // Цивилизации. Все о Тибете. М., 2002. С. 278–289.

Захаров И. Народонаселение Китая. Численность и переписи населения. Первые сведения. Гений и жестокость Ши-хуан-ди. От династии Ся до дома Хань. Эпоха бунтов… Монгольское нашествие. Завоевание Китая маньчжурами. Стоит ли доверять китайским переписям. // Цивилизации. Все о Китае. М., 2002. С. 416–457.

Кочергин И.В., Щичко В.Ф. Мифы: Возникновение Земли. Появление людей. Божества Фуси и Нюй-ва.

 

Семинар 3

ПЛАН

Тема: Праздники в Китае

1. Народные праздники. Новый год. Праздник фонарей.

2. Праздник лета. Праздник в честь душ-сирот. Праздник осени.

3. Домашние правила.

Литература

Баранов И. Учение мудрецов. Воздаяние за добро (шаньбао). Возмездие за зло (эбао) // Цивилизация. Все о Тибете. М., 2002. С. 366–370.

Бичурин И. Общественная и частная жизнь китайцев. Брачная церемония. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 506–595.

Васильев В. Домашние правила // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 270–277.

Георгиевский С. Праздники в Китае. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 264–270.

Гессе-Вартег Э. Императорский двор. Торжественные трапезы в честь духов и культа предков при императорском дворе. Как китайцы почитают заслуги. Тайные общества в Китае. Этикет и формы общежития. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. С. 493–531.

Козлов П. Цайдамские монголы. Новый год, праздник печати хуралы. Военные смотры. Хамбо-лама. Цивилизация.// Цивилизации. Все о Тибете. М., 2002. С. 154–385.

Кюнер Н. Нравы и обычаи // Цивилизации. Все о Тибете. М., 2002. С. 154–385.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 105–120, 557–566.

Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2000. С. 3–233, 335–400.

СЕМИНАР 4

ПЛАН

1. Китайцы и иностранцы.

2. Китайцы и русские.

3. Памятники киданьской династии. Ляо.

4. Нравственность у китайцев.

5. Русская эмиграция.

Литература

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. // Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998.

Баранов И. Поверия китайских земледельцев, рыбаков и охотников. Народные праздники, обычаи и поверья. Китайская книга мёртвых. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. –С.325-339, 342-370.

Бичурин И. Космогония китайцев. Китай. Его жители, нравы, обычаи. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. – С. 384-403, 506-596.

Бичурин И. Нравы китайцев. Уголовное законодательство // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 596–604, 609–618.

Бичурин И. Религия ученых. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. – С. 278-304.

Васильев В. Домашние правила.// Цивилизация. Всё о Китае. М., 2001. – С. 270–276.

Васильев В. Новое конфуцианство. Даосизм. Даосские учителя. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. – С. 126–159, 165–172

Васильев Л.С. Древний Китай. М., 2000. С. 378–535.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

Врадий С.Ю. Линь Цзэсюй. Патриот, мыслитель, государственный деятель цинского Китая. Владивосток, 1993.

Георгиевский С. Важность изучения Китая. Нравственность у китайцев. Конфуцианство. // Цивилизация. Всё о Китае. М.,2002. – С. 11–125, 598–606.

Георгиевский С. Нравственность у китайцев // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 598–606.

Георгиевский С. Развитие многобожия и замещение последним культа предков. Роль мифа в жизни Китая. Феномен земной атмосферы. Растения и животные. Представление китайцев о душе. Верование в продолжение существования души человека после его смерти. Храмы предков. Формы служения усопшему. Храмы предков. Формы служения усопшему. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 128–270, 214–270, 353–357, 403–482.

Гессе-Вартег Э. Нравы и обычаи: Особенности китайских городов. Великая китайская стена. Мандарины. Императорский двор. Торжественные трапезы в честь духов и культ предков при императорском дворе. Как китайцы почитают заслуги. Тайные общества в Китае. Учебно-литературные испытания. Этикет и формы общежития. Коса китайцев. Театральные представления. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. – С. 458–470, 478–485, 493–534.

Гессе-Вартег Э. Особенности китайских городов. Великая китайская стена. Мандарины // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. С. 478–485.

Говердовская Л.Ф. Общественно-политическая и культурная деятельность русской эмиграции в Китае в 1917–1931гг. М., 2000.

Горайский И. Китайский календарь и его связь с культурно-бытовыми условиями жизни народа. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. С. 373–388.

Горбачев Б.Н. Русско-китайский разговорник. М., 1994.

Грубе В. Могила и храм Конфуция. Жертвоприношения Конфуцию. Распространение буддизма в Китае. Философия даосизма // Цивилизация. Все о Китае. М., 2002. – С. 102–109, 172–209.

Грубе В. Религиозные воззрения китайцев. Народная религия. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. – С. 77–98, 107–127.

Гурия О. Посвящения и степени буддистов отшельников. Обеты (шами). Обеты бхикшу. Обеты ботхисаттвы. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. С. 211–264.

Де Гроот Я.Я.М. Демонология Древнего Китая. СПб., 2000.

Джайлис Г. Китайцы и иностранцы. Форма правления в Китае. // Цивилизация. Все о Китае. т.1. М., 2001. С. 580–592. т. 2. М., 2002. С. 471–478.

Джайлис Г. Формы правления в Китае. Развлечение китайцев. Китайцы и иностранцы. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. С. 471–478, 580–92.

Захаров И. Народонаселение Китая. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. – С.416-457.

Итс Р. Археологические находки с конца первого тысячелетия до Р.Х. // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 593–598.

Итс Р. Археологические находки. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. – С.593-597.

Китай в мировой политике. М., 2001. С.487–524.

Китайская народная республика. Идеология. Наука. Культура. Образование. М., 2001.

Коростовец И. Китайцы и европейцы. Китайцы и их цивилизация // Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск, 2003. С. 179–266.

Коростовец И. Китайцы и их цивилизация. // Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск, 2003. С. 179–484.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

Кравцова М.Е. Поэзия вечного просветления. СПб., 2001.

Крил К. Становление государственной власти в Китае. СПб., 2001.

Ли Гоу, и Лю Шао. Искусство властвовать. М., 2001.

Макгован Д. Китайцы у себя дома // Жизнь и нравы старого Китая. «Срединная империя» XIX века глазами очевидцев. Смоленск, 2003. С. 75–86.

Макгован Д. Китайцы у себя дома. // Жизнь старого Китая. Смоленск, 2003. С. 15–175.

Макгован Д. Управление страной // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 485–492.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Малявин, Владимир. Дао. Зеркало пустоты. Глубина знаков. // Сумерки Дао. М.,2000. С. 40–77, 212–251.

Мюллер М. Школа Хинаяны и Махаяны. Христианство и буддизм в Китае // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. С. 209–211, 270–277.

Ростовцев В. Суд у китайцев // Цивилизация. Все о Китае. М., 2001. С. 604–609.

Рудой В.И., Островская Е.П., Ермакова Т.В. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.

Самойлов Н.А.Россия и Китай. Россия и Восток. СПб., 2002.

Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2000.

Словарь символов. М., 2003.

Татаринова А. Китайская медицина. // Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. С. 389–415.

Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. М., 1999.

Той, Линда. Чайная церемония. // Фэн-шуй. СПб., 2001.

Тридцать шесть стратагем. Перевод с китайского В.В. Малявина. М., 2000.

Усов В.Н. Евнухи в Китае. М., 2000.

У-ЦЗИН. Семь военных канонов древнего Китая. СПб., 2002.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2002.

Ютан, Лин. Книга дракона. Ростов-н/Д, 2002.


 

Семинар 5.

Религиозная ситуация в Японии в ХХ веке.

Вопросы:

1. Религиозная система «синто» - «путь богов». Особенности и своеобразие синтоизма. «Кодзики» («Записки о делах древности»). Культ богини солнца Аматерасу.

2. Государственное синто в к. 19 – первой половине 20 в. – использование религии в интересах государства.

3. Проникновение буддизма в Японию. Роль Сетоку Тайси в распространении буддизма. Эзотерический буддизм: Тэндай и Сингон. Появление буддизма «Чистой земли».

4. Дзен-буддизм в Японии. Основы учения дзэн-буддизма и воздействие его на японское искусство. Два направления в дзэн-буддизме (Риндзай и Сото): расхождение и основные принципы. Учение Догэна.

5. Христианство в Японии.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!