Коммуникативные семейные стили по В.Сатир.



В. Сатир говорит о том, что по тем или иным причинам, каждый человек обладает некоей ведущей коммуникативной особенностью, которая ярко проявляется в общении в момент переживания стресса. Она выделяет 5 стилей:

1. Заискивающий (миротворец, плакатор)

Плакатор всегда говорит, как бы заискивая, пытаясь благодарить, извиняться; он никогда не выражает несогласия, независимо от предмета разговора.(2, с.364)

Это - так называемый "человек-да". Говорит он так, как будто ничего не может сделать сам и должен всегда иметь кого-нибудь в качестве наставника. Его слова всегда предполагают согласие: "Все, что вы хотите делать, правильно. Я здесь только для того, чтобы предупреждать ваши желания", - говорит он. При этом внутреннее ощущение: "Я чувствую себя ничтожеством, без него погибну, я совершенно никчемна".

Внешние признаки позы угождающего это преклоненные колени (или готовность их преклонить), взгляд, направленный снизу вверх на второго участника коммуникации, умоляюще протянутые к другому руки. Основная эмоция - страх, чувство вины.

Хорошим подспорьем в том, чтобы быть хорошим плакатором, является мысль, что вы в самом деле самое ничтожное существо в мире. Вы счастливы уже от того, что вам разрешено есть. Вы обязаны благодарить всех, вы ответственны за все ошибки, случающиеся в мире. Вы знаете, что могли бы остановить дождь, если бы вовремя об этом подумали - но вы не подумали. Естественно, вы будете соглашаться с любой критикой в ваш адрес. Разумеется, вы благодарны даже за то, что кто-то вообще разговаривает с вами, независимо от того, что и как он говорит.

Вам и в голову не придет попросить что-то для себя. В конце концов, кто вы такой, чтобы просить? Кроме того, если бы вы были достаточно порядочным человеком, все пришло бы само собой.

В. Сатир пишет: «Будьте самым слащавым, мученическим, льстивым существом, каким вы можете быть. Представьте, что вы стоите на одном колене, несколько пошатываясь и по-нищенски вытянув руку, и убедитесь, что вы вытянули голову достаточно, чтобы у вас заболела шея, и что ваши глазные яблоки напряглись до предела - не пройдет и мгновения, как у вас заболит голова.

Когда вы находитесь в подобной позе, заговорите, у вас появится хныкающий и писклявый голос, поскольку вы держите свое тело в таком положении, что вам не хватает воздуха для сильного полноценного голоса. Вы будете говорить "да" в ответ на любое предложение, независимо от того, что вы чувствуете или думаете». (6, стр. 22)

2. Обвиняющий (блеймер) (5)

Блеймер - это диктатор, хозяин, человек, который находит ошибки. Он ведет себя, как человек, превосходящий всех; кажется, что он говорит: "Все было бы прекрасно, если бы не ты, ты никогда не делаешь ничего правильно. В чем дело? " Внутренняя установка, однако, этого человека: « Я одинок, я неудачник » (2, стр., 365)

Внутренние его ощущения характеризуются сжатием мышц и внутренних органов, при котором кровяное давление возрастает. Внешние признаки обвиняющего типажа могут быть описаны как громкая или подчеркнуто замедленная речь, выпрямленная спина, вытянутая рука с указательным перстом, направленная в сторону второго участника коммуникации. (6, стр.,23) Эмоция, связанная с этим стилем, - гнев. Поэтому голос его грозен, напряжен, часто пронзителен и громок. Качественный блейминг потребует наиболее громкого голоса и наиболее тиранического поведения, на какое человек только способен. Опровержение всего - главная черта блеймера. Все, начиная от голоса и заканчивая поведением блеймера. говорит нам о том, что он здесь самый главный. Однако, зачастую, по внутренним ощущениям блеймер считает себя неудачником, очень часто это очень одинокие люди.

Для человека - блеймера, будет полезно представить, что он обвиняюще указывает на кого-нибудь пальцем, начиная свои предложения фразами: "Ты никогда не делаешь этого", либо "Ты всегда делаешь так", либо "Почему ты всегда?! ", либо "Почему ты никогда?! " и т. п. Он не слушает, что ему отвечают - это совершенно неважно.

Блеймер куда более заинтересован в самоутверждении, чем в реальном выяснении сути происходящего. Данный стиль можно охарактеризовать как - обвиняющий. Его самооценка в такой момент резко падает, ему начинает казаться, что все валится из рук, и что нужно немедленно вернуть вещи в надежное русло: русло контроля. Обвиняющему кажется, что восстановление порядка зависит от его критики действий окружающих и формирования у них ощущения, что обвиняющий контролирует ситуацию и, соответственно, владеет ею. Это знаменитое “я начальник, ты дурак”, потому что другая точка зрения, отличная от точки зрения обвиняющего, в момент стресса выглядит угрожающей мировому порядку, каким он должен быть в глазах обвиняющего. Контекст происходящего и другие участники оказываются практически вычеркнутыми из коммуникативного ряда. Обвиняющий доминирует, сохраняя, таким образом, себя и свое представление о мире.

3. Расчётливый (компьютер)

Слова: Сверхразумные ("Если бы здесь был внимательный наблюдатель, то он увидел бы изнуренные трудом руки кое-кого из присутствующих здесь"). Тело: Вычисляет ("Я спокоен, хладнокровен и собран"). Внутри: "Я чувствую себя уязвимо".(6. с., 28)

Компьютер всегда очень корректен, разумен, в нем не заметна ни одна эмоция. Он спокоен, хладнокровен и собран. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Тело его обычно неуклюже и исполнено ощущений сухости и холода. Голос его невыразителен, глух, монотонен; словарь насыщен абстракциями. Однако, внутренняя установка этого типа: « Я чувствую себя уязвимо».

Будучи в этой роли, пользуйтесь по возможности самыми длинными из известных вам слов, даже если человек не вполне понимаете их значение. По меньшей мере, он будет производить впечатление интеллигентного человека, но через несколько фраз его уже никто не будет слушать. Для того, чтобы действительно оказаться в состоянии, соответствующем этой роли, необходимо представить, что ваш позвоночник - это длинный тяжелый стальной трос, связывающий ваши ягодицы с затылком; а на вашей шее висит железное ожерелье диаметром 10 дюймов. Воспринимайте все вокруг настолько равнодушно, насколько можете.

Вам придется затратить много усилий, чтобы обездвижить все тело, включая руки и рот, но сделайте это - и вскоре вы обнаружите, что ваш голос естественным образом лишился всяких признаков жизни, поскольку из такого черепа невозможно извлечь ни единого чувства. Ваш мозг отягощен мыслью о том, чтобы не шевелиться, и непрерывно занят подбором правильного слова. В конце концов, вы никогда не сделаете ни одной ошибки. Грустной стороной этой роли является то, что, по всей видимости, она для многих людей представляется идеалом: "Думай, что говоришь, не показывай своих чувств, не реагируй".(6, стр. 24)

Стиль Компьютера в моменты стресса теряет связь с собой и с другими, поскольку переживает ее как ненадежную и считает эмоциональность лишней, мешающей компонентой ситуации. Он ориентирован на контекст и занимается контекстом. Он говорит слова и фразы, максимально удаленные из эмоционального контекста. Вирджиния Сатир в качестве примера такого высказывания приводит следующее предложение: `Я знаю, это убьет тебя, но ты, вероятно, будешь лучше себя чувствовать в следующей жизни”. В этот момент поза и тело Компьютера максимально устранены из возможной зоны общения: руки часто сложены на груди, зрительный контакт может отсутствовать. Тебя и меня нет, есть лишь контекст. Основная эмоция тут - максимальное подавление эмоций. Речь идет не об эмоциональном контроле, а именно о подавлении, выносе эмоций из зоны, связанной с контекстом происходящего.

4. Отстраненный (безумный, деструктор)

Внутренняя установка деструктора: "Никому до меня нет дела. Для меня нигде нет места". Чтобы ни говорил и ни делал деструктор, это не относится к тому, и что говорит или делает кто-то другой: деструктор никогда не отвечает по существу. Его внутренние чувства можно сравнить с головокружением. Его голос может быть певучим, ударения в словах часто неправильны, интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин, потому что он ни на чем не фокусируется. (2, с. 362)

Изучая роль деструктора и входя в нее, представляйте себе, например, что вы - нечто вроде волчка, постоянно вертящегося, но никогда не знающего, куда он движется, и что он вертится. Вы слишком заняты движениями своего тела, рта, рук, ног. Убедитесь, что вы уже не соображаете, что вы говорите.

Игнорируйте все задаваемые вам вопросы или отвечайте на них невпопад. Представьте, что вы вытягиваете нитку из одежды собеседника или развязываете шнурки на его ботинке, или что-нибудь еще в этом роде. Представьте, что ваше тело движется одновременно в разных направлениях. Соедините колени так, чтобы ноги оказались вывернутыми наружу. Это позволит вам раздвинуть ягодицы, что облегчит возможность ссутулиться и двигать плечами я предплечьями в разных направлениях.

На первых порах эта роль может показаться приносящей облегчение, но уже через несколько минут игры у вас возникнет ощущение ужасного одиночества и собственной бессмысленности (если вы будете двигаться достаточно быстро, это будет не так заметно). (6, с. 24)

Данный стиль в моменты переживания стресса переживает отрыв от всего сразу: контекста, себя и окружающих. Он отвечает невпопад, движется хаотическим образом, отпускает неуместные шутки или реплики. Этот типаж переживает в такой момент острый разрыв с реальностью, чувствует, что до него никому нет дела, чувства и эмоции движутся внутри него как головокружение, ему не на что опереться. Внешне это выглядит, как попытка делать одновременно несколько действий, ни одно из которых не выглядит важным или ведущим, человек как бы находится в постоянном движении типа “не знаю, за что хвататься”.

5. Уравновешенный (гибкий, нерелевантный)

Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, расчете и суете.

Только уравновешенный дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. Когда супруги уравновешенны, они открыто выражают свои чувства и свободно себя держат. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств.

При уравновешенном типе реагирования человек достигает целостности, он естественно выражает мысли, чувства, движения. Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования семейная жизнь человека становится насыщенной и полной смысла.

По мнению В. Сатир, способы коммуникации усваиваются человеком в раннем детстве. Пытаясь найти свой собственный путь в сложном и часто угрожающем мире, ребенок использует тот или иной стиль, после достаточно длительного пользования, которым он уже более не может отличать свои реакции от чувства собственного достоинства или чувства своей индивидуальности. Использование моделей поведения плакатора, блеймера, компьютера и деструктора в той или иной степени укрепляет в человеке чувство низкой самооценки и приниженности. Альтернативой этим типам, по мысли В. Сатир, является конгруэнтное поведение, при котором все составляющие сообщения соответствуют друг другу: голос произносит слова, соответствующие выражению лица, положению тела, интонациям. Взаимоотношения протекают легко, свободно и честно, и чувство собственного достоинства не подвергается таким испытаниям, как в описанных четырех случаях.

Подобно К. Хорни, признающей гибкость использования разных ориентаций в качестве показателя здоровой личности в отличие от невротической, В. Сатир также считает, что можно с равным успехом «плакатировать», если вам угодно, «блеймировать», если вам это нравится, быть «компьютером» или «дистрактором», если вам это нужно. Разница между уродливым и нормальным паттернами состоит лишь в том, что вы знаете, что делаете, и готовы ко всем возможным последствиям.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!